Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых методик на уроках иностранного языка в начальной школе

Изотова Юлия Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ начальная школа-детский сад №682
Приморского района Санкт-Петербурга

Значения обучения во время игры признано с давних пор и сегодня широко используется в педагогической практике.

Игра - это коллективное мероприятие, которое требует от каждого участника полного вовлечения в процесс. Какой сделать следующий ход, чтобы обеспечить победу своей команды? Поиск ответа на этот вопрос мобилизует разум и эмоции ребёнка. А если играть и при этом говорить на иностранном языке? Для детей игра – занятие, заставляющее сосредоточиться на увлекательном действии и поэтому она так ценна для изучения иностранного языка. Прежде всего, в игре все равны, и поэтому, даже не совсем сильный в иностранном языке ученик может проявить изобретательность и стать ведущим игроком. Обстановка своей вовлеченности в общее дело, нацеленность на достижение победы, положительные эмоции помогают детям раскрепоститься в процессе общения на иностранном языке.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

·         созданию психологической готовности детей к речевому общению;

·         обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

·         тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.

Принято делить игры на два типа.

1. Подготовительные игры. Сюда входят игры, способствующие формированию речевых навыков:

- грамматические игры, помогающие усвоить грамматику для более успешного перехода к активной речи. Игры моделируют естественные ситуации пригодные для употребления правильного речевого образца. Таким образом, многократное повторение грамматических структур, содержащие трудности, может быть проведено в игровом варианте.

- лексические игры, тренирующие в употреблении нужной лексики в соответственных ситуациях, знакомящие с сочетаемостью слов.

- фонетические игры, предназначенные для закрепления правильного произношения.

- орфографические игры, которые позволяют сформировать правописание лексического материала. Игры расчитаны как на тренировку памяти, так и на выявление определённых закономерностей в правописании английских слов.

2. Творческие игры. Их назначение – повторение и дальнейшее развитие речевых навыков и умений. Игры побуждают учеников творчески подходить к использованию всего изученного материала, проявлять самостоятельность, быстро реагировать в общении.

Игра способствует развитию познавательной деятельности ребят в изучении языка. Она делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным занятием.

К сожалению, в классах развивающего обучения игра как форма организации образовательного пространства детей практически исчезла совсем. С первого до последнего дня дети находятся исключительно только в пространстве учения, думая только об учебной деятельности. Для большинства учителей словосочетание “учебная деятельность” понимается как “единственная”. Отсюда урок как форма учения школьников является основной и единственной. Однако, в начальной школе можно выделить несколько групп игр: понятийные игры, сюжетно-ролевые игры и сказочно-литературные (игры-драматизации).

Игра – в любом случае это прежде всего свободная деятельность ребенка. Понятийные игры могут проходить в рамках урока как необходимое условие для постановки учебной задачи на потребностно-мотивационном этапе разворачивания учебной деятельности. Как правило, такие игры носят коллективный характер. Сюжетно-ролевые и игры-драматизации, как правило, должны происходить в рамках игрового занятия, которое жестко не определяется временными рамками и местом проведения. В любом случае, пребывание ребенка в воображаемой ситуации, действие в ней, требует защищённости от внешних по отношению к данной игре воздействий взрослых. Сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация не являются местом выполнения заданий взрослого, они допускают лишь предложения: взрослый может посоветовать в выборе сюжета, темы, предложить предметы, которые можно использовать в качестве игровых заместителей, “подбросить” дополнительный сюжетный поворот игры. Прямые указания взрослого относительно замысла игры, игровых средств и способов разрушают игровую ситуацию, ребенок начинает “играть” для взрослого, смысловым центром ситуации становятся требования и оценки взрослого. Игра перестает быть собственно игрой и приобретает черты занятия, упражнения, выполнения указаний взрослого и т.д. К игровому занятию приближаются по характеру их построения и разнообразные виды детской художественной деятельности. При всех отличиях общим для игры и художественной деятельности является их свободный характер, отсутствие прямых указаний взрослого, относительная свобода ребенка в выборе средств, способов самовыражения, авторство ребенка в выборе замысла, самоценность самого процесса, отношение к результату как к некоей ценности вне зависимости от возможной объективной оценки.

Особую роль в организации игровых занятий и игрового пространства может сыграть разновозрастное сотрудничество детей начальной школы и учащихся 5-6 классов.

Основные цели использования игры на уроках английского языка:

·         формирование определенных навыков;

·         развитие определенных речевых умений;

·         обучение умению общаться;

·         запоминание речевого материала.

·         развитие необходимых способностей и психических функций;

·         познание в сфере страноведения и языка;

Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, их материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать лексические,и грамматические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от: целей и задач учебной игры.

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и на речевые.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на “аспектные” является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.

Грамматические игры. Цели: научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца; развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Continuous и т. д.

Лексические игры. Цели: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся.

Фонетические игры. Цели: тренировать учащихся в произнесение английских звуков; научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения. Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т.е. обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму.

Аудитивные игры. Цели: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; научить учащихся выделять главное в потоке информации; развить слуховую память учащихся.

Речевые игры. Цели: научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности; научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

Игра сюжетно-ролевая (ролевая, творческая) — согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра сюжетно- ролевая в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Содержанием игры сюжетно-ролевой являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особенностью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением. Игра сюжетно-ролевая разворачивается обычно в группе детей, которая поддерживает выполнение ребенком взятой на себя роли. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, которые сложились между вступающими в игру детьми. Вместе с тем, всеми психологами подчеркивается огромное значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка. Основные требования к ролевой игре:

·         игра должна вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения;

·         ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;

·         она должна быть принята всей группой;

·         игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.

Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли. Ролевая игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал. Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи учащихся. Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:

1.      Овладение диалогическими единицами.

2.      Овладение микродиалогами.

3.      Создание собственных диалогов различных функциональных типов.

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и т.д.

Используя какую-либо игровую деятельность, учителю необходимо разобраться с её организацией. Если в ней есть элементы театральности, надо подумать о декорациях и костюмах. Как более простой вариант, это может быть разучивание стихотворения по ролям. Если это соревнование, то необходимо правильно составить команды, чтобы количество сильных и слабых игроков в них уравновешивалось с учетом особенностей конкретного класса. Командным играм свойственен азарт. Поэтому очень важен подсчёт очков, определение победителей, вручение символических призов. Для экономии времени в процессе игры следует раздавать заранее изготовленные фишки, это позволит быстро подсчитать очки в конце игры.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой “общение” обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.

Немаловажным для методической науки является вопрос о месте учебной игры на уроке. Место игры в ходе урока, а также ее продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам можно отнести: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия определенного учебного занятия. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Грамматические игры могут быть полезны при введении нового материала. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т. д. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.

Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным. Игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой, мыслительной, познавательной деятельности.

Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.

Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников. Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

Примеры различных типов игр для использования в обучении на начальном этапе.

Цель игры: повторение гласных букв и звуков.

Ход игры:ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующей букве в верхнем

ряду и соединить их линией. Например:

 

A

 

I

 

O

 

Y

 

E

 

[ai],[ou],[ei],[i:],[i],[æ],[e];

 

Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти.

 

Ход игры:учитель складывает в коробку вырезанные из картона буквы английского алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.

 

Игры на развитие памяти и внимания.

 

Цель игры: развитие произвольного внимания, восприятия ритма, двигательной

 

Ход игры:звучит музыка, дети выполняют команды учителя: Hands up! Hands down!

 

Hands on hips и т.д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.

 

Цель игры: развитие памяти, внимания.

 

Ход игры:двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа.

 

Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу. (Такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы.

 

Цель игры: закрепить в памяти учащихся пройденную лексику и оборот There is….

 

Ход игры:группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например:

 

P1: There is a book in the box.

 

P2: There is a pencil in the box.

 

P3: There is a pen in the box. И т.д.

 

Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.

 

Цельигры:закреплениеPresent Progressive Tense.

 

Ход игры:учитель вывешивает на доске тематические картинки (например “Распорядок

 

дня школьника”) и к каждой из них делает три подписи в Present Progressive Tense, но только одна из них соответствует содержанию того, что изображено на картинке.

 

Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картинки и подписи к ним. Ученики по очереди выходят к доске и стирают подписи, не соответствующие содержанию изображенного на картинке.

 

Цель игры: повторение пройденной лексики.

 

Ход игры:учитель вывешивает на доске заранее подготовленную картинку, где, например, яблоко синее, собака зеленая и т.п., и просит учащихся внимательно посмотреть на картинку, назвать все предметы, цвет которых не соответствует действительному.

 

Например: I see a blue apple. Apples are not blue. Apples are green, red and yellow.

 

Орфографические игры.

 

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

 

Алфавит.

 

Учитель должен иметь два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда учитель произносит слово, скажем, «pencil», ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.

 

Пчелиные соты.

 

Класс делится на две-три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например:

 

Grandmother

 

Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово grandmother, по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не должны повторяться.

 

Добавь согласные.

 

Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда. Далее он должен прочитать все слова. За всю работу он получает пять очков. Одно очко может быть снято за каждую допущенную ошибку. Например:

 

oo

 

oe

 

good

 

rose

 

goose

 

nose

 

foot

 

lose

 

book

 

wore

 

cook

 

Pose

 

Лотерея.

Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями животных и птиц и помещают их под заголовками «Дикие», «Домашние».

Игра в кубик.

На гранях кубика изображены животные. Ученик, подбросивший кубик и поймавший его, говорит: «I have a dog». Его сосед добавляет: «He/she has a dog».

Кто это?

Необходимо соединить пронумерованные картинки с изображением животных с их описанием на карточках, обозначенных буквами алфавита.

Игра на внимание.

В быстром темпе учитель показывает классу картинку за картинкой и говорит, например: «I have a monkey». Учащиеся соглашаются: «Yes, you have a monkey». Иногда учитель «ошибается» и называется не то или не такое животное, которое он показывает. Например, показывая картинку большой собаки, он говорит: «I have a little dog».Учащийся, согласившийся с учителем, «платит фант».

Игра на внимание.

Две команды становятся лицом друг к другу. У каждого ученика в руках животное – игрушка или картинка с изображением животного, которую они прячут за спиной. По сигналу ведущего все члены одной из команд одновременно показывают второй команде свои игрушки (картинки) и быстро прячут их. Члены второй команды должны запомнить и сказать:

а) какие животные были показаны;

б) в каком порядке.

Кто исчез из зоопарка?

На столе – игрушки-звери. Дети внимательно смотрят и стараются запомнить их, затем закрывают глаза. Учитель убирает какое-нибудь животное. Дети открывают глаза ипытаются угадать, кто исчез из зоопарка?

Цель игры: активизировать в речи предлог under.

Ход игры: командам предлагается картинка, изображающая комнату, двор и т.п. Одна из команд решает, где спрятан клад (под деревом, камнем, домом и т.д.). Вторая команда, задавая общие вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», должна угадать, где находится клад.

Репка.

Цель игры: закрепить навыки употребления предлогов before, behind и in front of.

Ход игры:командам раздаются картинки, на которых изображены герои сказки «Репка»Играющие должны правильно назвать всех персонажей относительно друг друга.

Волчок.

Играющие становятся в круг, и каждый ученик получает свой номер. При этом не обязательно начинать с номера 1, можно с любого номера. Выбирается водящий. Он выходит на середину и запускает волчок, при этом называя один из номеров. Ученик с соответствующим номером должен успеть добежать и остановить волчок до того, как он прекратит вращаться. Если ученик успел это выполнить, он получает право запустить волчок и назвать номер следующего играющего.

Аукцион слов. Класс делится на две команды. Одна команда может покупать только слова, в которых буква «c» читается, как [s], а другая – те слова, где «c» озвучивается как [k]. Затем учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами: carrot, cat, centre, nice, club, welcome, cinema. Задача команды – успеть выкрикнуть «I buy it» и «купить» слово. Если предлагаются слова concert, circus, где буква «c» читается, как [s]или [k], то купить слово могут и та, и другая команда. Кто «купил» больше слов, объявляется миллионером. Команда, набравшая больше слов, побеждает.

Вождь индейцев.

Дети читают цепочку слов на карточках. Каждое верно прочитанное слово – меткий выстрел, неверно прочитанное – промах. Победителя объявляют вождем индейцев.

Капитан Флинт. Детям дается задание прочитать цепочку слов на доске или в учебнике. Каждое слово – риф, который можно умело обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет класс через рифы, то есть читает слова, а ребята хором повторяют их, то есть следуют за капитаном. Если капитан ошибся, корабль получил пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слово правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы.

Чайник.

Учитель показывает детям большой чайник, нарисованный на листе бумаги. Он объясняет ребятам, что в этот «чайник» они будут складывать слова, которых буквосочетание «ea» произносится, как звук [i:]. Постепенно в таблицу были вписаны слова sea, please, teacher, clean, read, meat, creamи т.д.

Литература:

1.      Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988.

2.      Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова – М.: Просвещение, 2006.

3.      Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984.

4.      Пучкова Ю.Я., Игры на уроках английского языка. - М:Астрель, 2006.

5.      Andy Harvey-John Oakley, A Teacher's Resource Book of Activities for English Language Learners. - EU:Express Publishing, 2006.