Секреты обучения чтению на английском языке
Тихомирова Юлия Николаевна
Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию новых подходов в работе. С одной стороны возросла информированность, расширился кругозор, эрудиция, а с другой стороны дети относительно мало читают. В силу того, что большую часть времени дети проводят у компьютеров, непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе.
Сегодня многие дети растут в печатно-преобладающем мире, где чтение – жизненно-важное умение. По мере роста ребенка, умение читать становится всё более необходимым для того чтобы успешно учиться в школе. Посредством чтения на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Несомненно, что именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения. Обучение чтению на английском языке является непростой задачей и вызывает много вопросов у учителей и родителей детей.
Данная тема для меня является актуальной, так как в данный период я работаю в начальном звене и в своей работе очень часто сталкиваюсь с проблемами, возникающими при обучении чтению младших школьников. Всем известно, что чтение - одно из основных средств получения информации. Особенно велика его роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Чтение, как процесс восприятия и активной переработки информации, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста.
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Роль чтения в самостоятельной учебной деятельности трудно переоценить. Чтение, по существу, является одной из основных сфер иноязычного речевого общения в самостоятельной работе. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком, средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка, средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и фазовые логико-смысловые умения, умения, связанные с переработкой смысловой информации, когнитивные способности, реализуемые в иностранном языке.
При обучении чтению на начальном этапе важно научить ребенка правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки. Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.
Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. Для того, чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним). Необходимо включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения, давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу, учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним, способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.
Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка; так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными .Особо трудными также являются случаи когда согласные звуки могут произносится двумя и более способами. Стоит отметить, что не всегда наглядный алфавит удачен. Например, как иллюстрация к букве Х часто служит инструмент ксилофон, но произношение буквы Х в этом слове /z/,что не характерно для большинства случаев, где эта буква произносится как /ks/.Следовательно необходимо познакомить учащихся с общими правилами, а затем уже знакомить их с исключениями, а не наоборот. Остальные буквы совершенно новые.
Также представляется трудным отработать чтение буквы А. Зачастую ученики не видят правил чтения и везде произносят букву А как «Э».Если вовремя не исправить этот недостаток, то он закрепляется и в дальнейшем переучивать довольно проблематично.
Для недопущения этого необходимо на уроках уделять больше внимания чтению рядов слов с одинаковыми правилами чтения, например:
1)cat, fat, rat, mat, can, tag, bag,
2)park, dark, farm, garden, large, car
3)all, fall,small,tall,always
Многим ученикам не дается чтение сочетание букв еа в словах. Вместо звука/i:/ они часто произносят «иа». Необходимо чаще акцентировать внимание на этой ошибке, а также начитывать ряды слов с долгим звуком «и».
Sea,tea,team,cream,teach,meat,read
Также особое внимание следует уделить непроизносимым согласным. Для лучшего запоминания лучше обыграть ситуацию. Сказав, например, что буква n не любит приходить к финишу второй. Ей хочется быть первой, поэтому буква k в начале слова, перед буквой n – не читается.
Во втором классе я делаю акцент и на произношение артикля «the» перед словами, начинающимися с гласных и с согласных звуков. Также уделяю внимание произношению буквы r в конце слова в различных случаях.
Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др. В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.
Небходимо отметить тот факт, что во втором классе некоторые ученики читают чисто «механически» и не пытаются понять смысл прочитанного. Необходимо уделять внимание заданиям на самостоятельный перевод текста с использованием словаря.