Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Спешите делать добро

Черепанова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №121
Калининского района Санкт-Петербурга.
 
Цель – формирование у учащихся доброты и милосердия, формирование адекватного представления о доброте и добрых делах.
Задачи:
  1. Расширить знания школьников о доброте и о ее роли в жизни каждого человека.
  2. Развивать у учащихся чувство взаимопомощи.
  3. Воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим.
  4. Развивать коммуникативность, умение работать в группах.
Оборудование:
  1. Мультимедийное оборудование (проектор, мультимедийная доска, ПК);
  2. Презентация «Спешите делать добро»;
  3. Вырезанные сердечки, солнышко, дерево с листочками;
  4. Конверты по количеству команд с «рассыпавшимися» пословицами;
  5. Карточки с описаниями героев
Предварительная работа:
     1)Подбор литературного материала для выступления детей;
     2)Создание плакатов для оформления помещения;
     3)Создание презентации.
Данный классный час проводился с учащимися 1 класса. 
После проведения мероприятия учащиеся проявили инициативу по созданию              в классе «Копилки добрых дел».
Ход классного часа
I Вступительная часть.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии вас ждет много всего интересного и необычного.  Тему занятия я вам не назову. Вы попробуете отгадать ее самостоятельно после того, как прослушаете стихотворение. 
(Ученица читает наизусть стихотворение)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра  - она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (О доброте)
-Почему доброте нужно поклоняться?
-Что значит «вечно неспокойное небо»?
-Можно ли исправить эту ситуацию?
II Основная часть.
-Сегодня мы с вами поговорим о доброте. Тема нашего занятия «Спешите делать добро» (название темы появляется на слайде). Мы сегодня поговорим о том, какого человека можно назвать добрым, какие поступки нужно совершать.  Добро, как солнышко, всегда нас согревает. Пусть даже за окном холодно и пасмурно, в душе у нас от наших поступков тепло и светло. Поэтому после каждого выполненного задания вы будете выходить  к доске и отмечать на лучике то, в чем проявляется доброта.
1) Беседа
-Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)
-А для чего нужна доброта? (Чтобы было легче общаться друг с другом)
-Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек всегда приветлив, всегда вежлив, совершает хорошие поступки)
2) Пословицы о доброте и хороших поступках.
-Народ сложил о доброте много пословиц и поговорок. Пословицы, которые приготовлены для вас, рассыпались. Сейчас  я каждой команде (класс заранее поделен на 5 команд) выдам 2 пословицы. Ваша задача заключается в том, чтобы собрать пословицы и объяснить их смысл. Посмотрим, какая команда  справится с заданием быстрее.
(Ребята собирают карточки, в итоге получаются пословицы)
1 команда
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
2 команда
Худо тому, кто добра не делает никому.
Злой не верит в то, что есть добрый.
3 команда
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Час в добре пробудешь – горе все забудешь.
4 команда
Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно.
Добрые слова дороже богатства.
5 команда
Учись доброму, плохое на ум не пойдет.
Не ищи красоты, ищи доброты.
-Что мы черпаем из пословиц?
-Чему же учат нас пословицы? (Мыслить по-доброму).
-Какой первый лучик мы подпишем? (Добрые мысли) (Ученик подписывает лучик, на доске появляется изображение)
3) «Сердечко».
-У меня в руках символическое сердечко. Чем оно необычно?  (В нем стрелы).
-Кто догадался, для чего я взяла в руки это сердечко?
-Послушаем притчу. Какие выводы можем сделать?
     Один молодой человек был очень не сдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, дал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.
     В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.
    Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.
- Теперь, сказал отец, - каждый раз, когда сдержишь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.
     Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:
- Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как и прежде.
 
-В сердечке, которое я держу в своих руках, стрелы, нанесенные плохими словами, обидами. А чем мы можем обидеть человека? (Ответы детей).
 -Вынем стрелы и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Попробуем залечить эти раны. А как можно это сделать? (Хорошими словами, добрыми поступками)
-Сейчас я выдам каждой команде сердечко. Напишите на них пожелания, добрые слова, которые вы могли бы сказать человеку, который очень сильно чем-то огорчен или расстроен. Этими словами можно залечить раны в наших сердцах. В конце нашего занятия вы подарите их команде, которой захотите, а она, в свою очередь, подарит вам. Пусть ваша забота поселится в сердцах других.
(Ребята подписывают сердечки с пожеланиями, дарят их одноклассникам)
-Итак, какой же следующий лучик мы подпишем? (Добрые слова) (Ученик подписывает второй лучик).
4) «Сказочные герои».
-Разные народы придумали много сказок, в которых встречаются герои, готовые прийти на помощь другим.
-Сейчас нам предстоит вспомнить сказочных героев, которые совершали добрые поступки.
-Один из представителей от каждой команды возьмет карточку с описанием героя. Команде предстоит узнать, о каком же герое идет речь.

 
  1. Сказку быстро вспоминай:
    Персонаж в ней — мальчик Кай,
    Королева Снежная
    Сердце заморозила,
    Но девчурка нежная
    Мальчика не бросила.
    Шла она в мороз, метели,
    О еде забыв, постели.
    Шла она на помощь другу.
    Как зовут его подругу?
    (Герда)
 
  1. Его отца схватил Лимон,
    В темницу бросил папу он...
    Редиска — мальчика подруга,
    Не бросила в беде той друга
    И помогла освободиться
    Отцу героя из темницы.
    И знает каждый без сомнений,
    Героя этих приключений.
    (Чиполлино)
 
  1. У Мальвины — верный друг.
    Если кто обидит вдруг,
    Защитит подругу он,
    Храбрый пудель...
    (Артемон)
 
 
  1. Лисий дом был изо льда.
    Солнце вышло — вмиг вода.
    Из домишки лубяного
    Лиска выгнала косого.
    Эта сказка вам знакома?
    Кто лису прогнал из дома?
    (Петух)
 
  1. Шло веселье за столом
    И гостей был полон дом.
    Муху злой паук схватил,
    Паутиною скрутил.
    Тут бы мухе был конец
    Да явился удалец!
    Нет пощады пауку:
    Остра сабля на боку,
    А в руках — фонарик.
    Муху спас ...
    (Комарик)
 
-Герои, которые живут рядом с нами, считают, что совершают хорошие поступки. Согласны? (Работа с карточками)
-Какой лучик подпишем на солнышке? (Добрые поступки)
5) «Сюжетные картинки»
-А сейчас мы проверим, хорошо ли вы понимаете, какие поступки являются по-настоящему добрыми.
На доске появляются сюжетные картинки: мальчик, обижающий собаку; девочка, кормящая котёнка; мальчик, ухаживающий за больной мамой, и его сестра, играющая в это время в кубики; ребята, поздравляющие ветерана Великой Отечественной войны.
-Какие картинки вызывают у вас недовольство? Какие советы вы бы дали героям?
6)Качества человека.
-Мы уже сказали, что добрый человек должен нести  добрые мысли, говорить добрые слова, совершать добрые поступки. Какими же качествами должен обладать добрый человек? Я попрошу выйти одного человека от команды и взять карточку.
1) Качество человека, у которого доброе сердце (добросердечность)
2)Качество человека, у которого добрая душа (добродушие)
3)Качество человека, который желает другим добра (доброжелательность)
4)Качество человека, имеющего добрый нрав. Что такое нрав? (Нрав-  это характер. Качество -добронравие)
5)Качество человека, который всегда готов прийти на помощь (отзывчивость)
-Как эти качество могут помочь людям в жизни?
-Вот какое у нас получилось солнышко. Оно будет согревать нас всегда, как и все живое.  (На доске изображено дерево. )На дереве не все листочки. Поможем нашему деревцу распустить листочки?
-На первой парте лежат листочки. Два человека от каждой команды выйдут к первой парте и возьмут два листика. Вы должны написать на листочках добрые дела, т.е те добрые поступки, которые вы можете сами совершить или совершаете каждый день.  
-Солнышко будет светить ярко, лучики будут согревать наше деревце, деревце будет расти в доброте.
IV Заключительная часть.
-Закончить наш разговор о доброте хотелось бы высказыванием Л.Н. Толстого. (Читает ученица) «Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как можно жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
-Какой вывод вы можете сделать в конце нашего занятия?
 В каждом из нас есть маленькое солнышко –доброта. Она нужна и вам самим, и вашим друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.
(Девочка читает заключительное стихотворение наизусть).
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
 
Завершается занятие песней из мультфильма «Маленький Мук» «Дорогою добра»