Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Воспитательный проект

Переходный класс

Мищенко Ольга Анатольевна
Все наиболее важное, чем обладает человечество, закладывается именно в детстве, в период обучения в школе, в процессе взаимодействия учителя и учеников. Воспитательная работа с классом начинается с первых минут знакомства учителя и первоклассника и не прекращается в течение всей его школьной жизни.
Психологи считают, что все основы формирования будущей личности закладываются до 12 лет – как раз возраст начальной школы и период обучения в 5-6 классе. Выпускники начальной школы покидают её, считаясь самыми взрослыми на своём уровне обучения. Попадая в основную школу они снова становятся самыми младшими, но именно в этом младшем подростковом возрасте необходимо дать возможность ребятам не почувствовать себя брошенными, ощутить внимание и уважение к себе, поддержать их желание быть принятыми в обществе.
Переход ученика из начальной школы в среднюю приобретает своеобразный оттенок ощущения конца детства - в пятом классе ребенка ждет новая система обучения и в такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными. Как результат - снижается их работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда остро проявляется психосоматика.  И я, как учитель, который очень хорошо знает лучшие стороны и проблемы каждого бывшего ученика, и человек, чей авторитет для ребят остается непререкаемым на долгие годы, могу помочь снизить эти риски. Тем более что в первое время дети и сами тянутся к своему первому учителю в поисках поддержки и высказывают желание вернуться обратно в свой уютный класс. Я даю им эту возможность на качественно новом уровне.
Моя педагогическая задача состоит в том, чтобы внедрить в свою работу по преемственности такие формы и методы, которые позволили бы в этот период дать учащимся не только знание конкретных правил, связанных с взаимоотношением  в социуме, но и возможность получить опыт самооценки и оценки поведения других, иметь ориентир нравственного поведения и отношения, а также иметь возможность самовыражения, возможность быть понятым и принятым со своим внутренним «я» в кругу близких, сверстниками и педагогами, помочь ему раскрыться, а некоторым не закрыться в себе.
   Главная идея моей воспитательной работы в целом: к воспитанию нельзя принудить. Не должно быть подмены воспитания массовыми мероприятиями, которые велено провести, посетить или отчитаться. Детям должно быть интересно, а любое занятие должно стать личностно-значимым для них.
Эти идеи я вложила в воспитательный проект по преемственности «Переходный класс», который можно воспринимать и как логическое продолжение, и как неотъемлемую часть самой программы воспитания применяемой  в начальной школе.
При планировании воспитательной работы в целом я ставлю перед собой цель: заложить основы социальной ориентации школьников, которые позволят сформировать у учащихся нравственные ценностные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыт самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, способствовать развитию творчества и самовыражения учащихся.
Работа по преемственности ступеней образования «Переходный класс» осуществляется с  целью: создание условий для формирования навыка успешной адаптации к обучению посредством организации межвозрастной коммуникации учащихся.
В процессе такой работы решаются задачи: способствовать самовыражению и самоутверждению учащихся внутри коллектива и за его пределами; развивать инициативность и творческий подход; формировать активную гражданскую позицию; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; мотивировать к построению отношений дружбы и заботы друг о друге.
 К такой работе предъявляется ряд  требований:
Диалог учитель-ученик всегда должен проходить на равных. «Видеть в маленьком ребёнке завтрашнего взрослого человека – вот в этом и заключается жизненная мудрость всех, кто воспитывает детей» писал В.А.Сухомлинский. При таком подходе у педагога всегда есть возможность побеседовать с ребятами о том, что их волнует на данный момент, помочь советом или практически, а в самых сложных ситуациях вовремя обратить внимание психолога, педагогов и родителей на проблемы взрослеющей личности, ведь кто еще в школе как не учитель начальных классов, знает так хорошо своих ребят, их семейную ситуацию, возможности здоровья и проблемы личного характера. Нельзя, невозможно в такой сложный период лишать детей незримой поддержки учителя начальных классов. Моя личная заинтересованность в том, чтобы поддержать психическое здоровье пятиклассников, способствовать постепенному принятию учащимися всех изменений второй ступени обучения, а также продолжить начатую воспитательную работу в начальных классах с плавной передачей этого опыта новому классному руководителю.
В качестве основы планирования была разработана «Циклограмма мероприятий», которая применима в течение всего периода (4 года+) реализации воспитательной работы. Все мероприятия распределены на несколько блоков: праздники, события (исторической памяти), практикумы, акции, экскурсии и выезды, конкурсы и олимпиады. Для удобства планирования конкретных мероприятий данный тематический комплекс можно представить уже помесячно. Программа воспитательной работы «Человек в большом городе» и воспитательный проект «Переходный класс» это два уровня одной воспитательной системы.
Индивидуальная новизна заключается в том, что дети являются полноправными организаторами мероприятий: от идеи до реализации, а сроки и условия реализации данной системы работы - 5 лет, так как она рассчитана на участие ребят с 1-го по 4-й класс, и дополнительный 5-й год - мои выпускники, которые привлекаются к работе параллельно с новым набором первоклассников. На пятом году дети встречаются с теми же мероприятиями, что и в 1 классе, но уже на новом уровне, с новой позиции – позиции наставника. Здесь можно отметить, что 5-ю годами данная система может не ограничиваться и при желании старших детей такая работа может быть продолжена в содружестве с воспитательной работой классного руководителя моих выпускников - учащихся второй ступени обучения.
Организуя совместную деятельность первоклассников с пятиклассниками, я взяла из нашего пионерского прошлого самое его лучшее проявление: заботу старших о младших. Старшие дети участвуют в:
1.Помощи педагогу на этапе подготовки к учебному году;
2.Организации начала дня первоклассников до уроков;
3.Организации и проведении значимых мероприятий для первоклассников;
4.Подготовке мастер-классов для младших школьников;
5.Наставничестве в при участии в различных социальных акциях;
6.Демонстрации примера нравственного поведения старших по отношению к младшим.
Педагогическая истина в лице Я.А Каменского гласит: «Обучая других обучаешься сам». В течение учебного года мой «переходный класс» не только помогает мне организовать интересную внеклассную жизнь для неопытных учеников первого класса, старшие дети и сами учатся оценивать свои возможности, учатся самостоятельности. Пятиклассники с удовольствием общаются с малышами, им очень интересно увидеть в своем бывшем кабинете новых учеников и сравнить их с собой в том же возрасте. Наблюдая со стороны, я вижу, что давно знакомые правила и действия имеют ценность для самих пятиклассников, они чувствуют свою значимость и ответственность. Они с  удовольствием примеряют на себя роль наставников, что не может не внести свою лепту в процесс становления их личности.
 Наиболее интересными у нас получаются мероприятия:
1. «Посвящение в ученики» - интерактивный праздник
2. Мастер-класс ко Дню матери России - КТД
3. Основной закон государства - практикум
4. День книгодарения - акция
5. Театр теней – театральный проект
6. «Зеленый» десант – социальная акция, проектная задача
7. День признаний - акция
 Чаще других в воспитательной работе с классами я использую элементы технологии решения проектных задач. Педагогическая цель проектных задач – увидеть возможности, способности, готовность детей для следующего шага в обучении. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение проблемы. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Освоение культурной нормы этих процессов и составляет содержание воспитательной работы посредством овладения личностными и коммуникативными результатами обучения. Хочу также подчеркнуть, что такая работа позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся как раз не только в школе, но и вне её.
1.«Посвящение в ученики»
Цель и задачи: снизить уровень негативных последствий процесса привыкания к новым условиям, формирование важнейших навыков социальной коммуникации.
Проводим в последний день первой четверти. Ребята выступают и организаторами, и участниками этого мероприятия: составляем сценарий, разбираем роли, учим их и репетируем, готовим реквизит, старшие дети становятся кураторами групп во время праздника и решают со своей группой первоклассников задания, в процессе осваивают правила работы в группе. Первоклассники слушают напутствие и получают из рук старших ребят дипломы о том, что они теперь настоящие ученики. Как младшие, так и старшие дети испытывают радость и удовлетворение от проделанной работы, знакомятся поближе
2. Мастер-класс ко Дню Матери
Цель и задачи: воспитывать уважение к семье, любовь к матери, познакомить учащихся с примерами нравственного поведения; способствовать созданию положительной психологической атмосферы в школе, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся; формировать коммуникативную культуру; развивать чувство ответственности за себя и окружающих. 
Выпускники начальной школы всегда очень любят выполнять творческие работы и готовы помочь в этом маленьким. Сначала ребята проводят небольшую беседу о традициях этого праздника, а затем распределяются на группы и за «круглым» столом по 4-5 человек делают подарок для мамы в виде поделки. Старшие дети рассказывают, показывают и помогают первоклассникам своей группы выполнить творческую работу. Причем поделка не обязательно должна быть одинаковой у всех групп: каждый куратор продумывает свою работу. Здесь  
3. Основной закон РФ
Цель и задачи: формирование основ гражданско-правового воспитания и взаимодействие в атмосфере сотрудничества, распространять позитивные идеи добровольного служения обществу, отрабатывать умения работать по заданным критериям.
В декабре страна отмечает День Конституции РФ и к этому моменту младшие ребята уже хорошо знакомы с правилами и законами школы и готовы к работе над «Книгой законов класса» в виде символов-пиктограмм. Как правило, инициатива формата такого документа принадлежит пятиклассникам: в разных случаях они предлагают разные идеи: в формате стенгазеты, альбома, книги, плаката с символами и т.д. Мы вместе отрабатываем общую концепцию нашего проекта, в процессе подготовки дети самостоятельно изучают некоторые статьи Конституции и к данной работе подключается учитель истории и обществознания. Также ребята готовят несколько сценок ситуаций из жизни, на основе анализа которых первоклассники делают выводы и формулируют правило или закон класса. Впоследствии происходит работа в группах с кураторами-пятиклассниками и свои задачи группы решают с опорой на заданные критерии, затем работа представляется всему классу, принимается или дорабатывается. В результате создается свод классных законов для ежедневного использования первоклассниками.
4. День книгодарения
Цель и задачи: познакомить учащихся с примерами нравственного поведения через восприятие текстов художественной литературы; обогатить читательский опыт; раскрыть духовно-нравственный потенциал учащихся; формировать коммуникативную культуру учащихся; работать над воспитанием гражданского самосознания.
Это мероприятие является одним из самых любимых: оно проходит 14 февраля. В этот день пятиклассники продолжают и поддерживают традицию книгодарения своим младшим товарищам в библиотечку класса или лично каждому. Сначала малыши выполняют рисунки своих любимых героев, и мы устраиваем выставку, по итогам которой старшие дети понимают, что именно знают и любят читать дети в возрасте 6-7 лет. Позже старшие ученики приходят с рассказами о своих любимых книгах, любимых героях, проводят литературную викторину и в конце такого мероприятия вручают в качестве подарков книги и озвучивают свои напутствия будущим читателям. К такой работе мы подключаем библиотекаря школы, который организует (при участии старших учащихся в роли сказочных героев) праздник знакомства с библиотекой.
Мастер-класс по изготовлению закладок для книг (и это всегда воспринимается с радостью) преследует свою цель: работая в группах, выяснить особенности удобной закладки, предложить варианты её декора, научиться работать по алгоритму. Старшие дети снова выступают кураторами, и если малыши только знакомятся с алгоритмизацией действий, то старшие углубляют эти навыки. 
На следующий год к проведению этой акции подключаются родители, так как требуется подбор книг в качестве подарка уже друг другу. Причем совсем не обязательно в качестве подарка должна быть новая книга, возможна «книга с историей» из семейной библиотеки. Мы с классом решаем каким образом хотелось бы осуществить эту акцию: можем вытянуть листочки с именами и тайно подобрать книжку для одноклассника на своё усмотрение, а можем написать пожелания каждого о том, какую книгу хотелось бы иметь (заранее договариваемся о критериях). В итоге, когда ребята обмениваются книгами, они благодарят друг друга, обнимаются, испытывают истинный восторг от того, что доставили радость другому. Обязательно выслушиваем мнения о том, почему была выбрана эта книга для подарка, а позднее делимся впечатлением о прочитанном, обмениваемся литературой.
5. «Театр теней»
Цель и задачи: создать условия для творческой реализации, для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия; мотивировать учащихся к поисковой, познавательной активности.
Один из интересных масштабных проектов мы готовим с учащимися в 4-м классе и продолжаем в пятом с целью показать учащимся альтернативу гаджетам, решить задачу преодоления сложности в общении, развивать творческие способности и учиться помогать друг другу. Это объемная проектная задача, решение которой помогает педагогу комплексно использовать освоенные в разных предметах способы действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
На первом этапе дети самостоятельно разбиваются на группы. Внутри группы, опираясь на общую цель (разыграть спектакль по всем правилам Теневого театра), дети ставят задачи и сроки выполнения, распределяют между собой роли.
Задачи в группах ставят сами участники примерно такие:
- найти и изучить информацию о происхождении искусства театра теней, используя разные источники;
-изучить возможности создания изображения на экране;
- изучить условия выбора произведения для теневого театра;
- создать куклы-марионетки и макет сцены теневого театра для настольного спектакля в классе;
-разыграть теневой спектакль по собственному сценарию.
Практическое применение знаний из разных областей заставляет детей активизировать полученные навыки. Им необходимо математически высчитать подходящий размер фигур в соответствии с данными размерами экрана, или удобную длину рукоятки. Подобное моделирование заставляет ребят вспоминать нужные формулы, эксперементировать и находить наилучший способ действий.
 В итоге класс получает неделю увлекательных утренних (в помещении обеспечивается условие – темнота) представлений «Теневого театра» полностью созданного учащимися. После каждого выступления проводился анализ работы группы самими участниками, а представление оценивалось зрителями.
Этот проект полностью достиг поставленных целей: ребята не только усвоили определённые предметные знания, но и могли рассуждать на тему выбора путей решения конфликтных ситуаций, взаимоотношений и взаимосотрудничества, творческого самовыражения внутри группы. Однозначный вывод, сделанный всеми учащимся: теневой театр очень увлекательное занятие, которое способствует формированию нравственных качеств личности, через осмысление произведений и помогает установлению отношений в группе на высоком уровне.
Отвечая на вопрос: где можно применить полученные умения, дети сразу рассмотрели возможность его показа младшим: в школе, дома, в гостях. Поэтому будучи пятиклассниками дети с большим старанием совершенствуют свои спектакли и устраивают представления для первоклассников. Дети уже тогда предвкушают возможность быть наставниками малышей.
6. «Зелёный десант» 
Цель и задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам благоустройства территории; продемонстрировать учащимся примеры взаимопомощи, сотрудничества; содействовать формированию экологического сознания, природосообразного поведения и творческой инициативы; мотивировать задуматься о причинах возникновения и способах решения тех или иных проблем, вопросов благоустройства; формировать коммуникативную культуру учащихся.
Это совместное мероприятие в день городского благоустройства (субботника), но на этот раз оно проходит на территории школьного двора. Здесь дети вместе могут заниматься озеленением территории школы или оказывать посильную помощь в ее уборке. В нашей школе существует традиция, когда ученики четвертых классов сами выращивают на подоконнике рассаду бархатцев, а весной высаживают ее в клумбы на территории школы. В течение всего лета и осени можно любоваться таким маленьким садом. Поэтому будучи пятиклассниками дети уже имеют небольшой опыт по благоустройству территории и в совместном «Зеленом десанте» ребята выступают наставниками в обучении необходимым трудовым навыкам. Вид деятельности зависит от конкретной задачи и желания ребят, погодных условий. Подготовка к такому дню бывает достаточно трудоёмкой, но зато результат превосходит все ожидания. В данном случае мы решаем проектную задачу обустройства собственной клумбы, или подготовки её к зиме.
7. День признаний
Цель и задачи: сформировать позитивное отношение к окружающим; наполнить жизнь учащихся примерами нравственного поведения; дать возможность проявить инициативу и творческое начало.
День святого Валентина я лично переименовала в календаре мероприятий своего класса в День признаний. Эта дата очень ожидаема детьми, потому что этот день ежегодно становится для нас днём сюрпризов, днём добрых слов, днём приятных эмоций, милых подарков, записок со словами благодарности. Для выражения своего доброго отношения можно использовать массу приёмов, и очень важно показать ребятам, что хорошие и добрые слова говорить также просто и гораздо приятнее, чем негативные, причем сказать их можно всем вокруг: другу, учителю, маме, соседям, тренеру, техперсоналу школы и так далее.
В первом классе к детям приходят старшие ребята – пятиклассники, чтобы продемонстрировать проявления добрых чувств и устроить на переменках небольшие развлечения для малышей. Пятиклассники организуют Почту признаний, куда можно положить свою маленькую открыточку, адресованную другу; помогают их вырезать, советуют, как подписать, и они же следят за тем, чтобы каждый ребенок получил хотя бы одно признание и не был огорчен. Ведь добро рождает добро, необходимо только давать человеку повод оставаться добрым.
 К этому дню я сама пеку небольшие печенья в виде сердечек, прикрепляю к каждому пожелание на листочке. Ребята вытягивают из оформленной к празднику коробочки печенье, читают пожелание и очень радуются такому вниманию со стороны учителя. Ребята наблюдают пример внимательного отношения к себе и позже повторяют (без давления со стороны) аналогичные действия: они начинают испытывать потребность дарить радость окружающим. Можно и родителей озадачить обеспечить наш праздник такими печеньками, но я целенаправленно беру эту заботу на себя.
 Идей для воплощения в этот день очень много: Дерево Добрых слов, Дом Добрых Друзей, акция «Счастливый одноклассник»… Да и в другие дни или праздники можно организовать много полезного и интересного в межклассном и межвозрастном сообществе, главное знать, как зажечь в детях искорку желания творить. Ведь «если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно».
Очевидно, что подготовка подобных мероприятий отнимает много сил и времени, ведь учителю приходиться  справляться с детьми двух возрастов, но цель оправдывает средства.
Применение проектных задач в воспитательной работе, позволяет мне дать возможность каждому ребенку пробовать себя в разных видах деятельности, ведь «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л.Выготский), а это и есть желанный результат любого педагога – воспитать своих учеников самостоятельными, самодостаточными и успешными людьми.
В результате реализации своей системы воспитательной работы и проекта по преемственности я сумела достичь:
1.Интеграции содержания различных видов деятельности обучающихся, осуществления её на основе системности;
2.Обеспечения педагогической поддержки процесса развития личности обучающе­гося, посредством организации основных совместных дел учащихся разного возраста и учителя;
3.Реализации процесса воспитания главным образом через созда­ние таких общностей, которые бы объединяли детей и педагога яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
4.Организации воспитания средствами равно­правного диалога: ученика со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
5.Наполнения содержания воспитательного процесса примерами нравственного поведения учителя, ориентира на создание для каждого ребенка (и его родителя) позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьника и педагога.
     В результате такой работы ребята очень много и с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, разновозрастных командных играх и олимпиадах районного и городского уровня. Это говорит о том, что целенаправленная воспитательная работа всегда находит отклик в детях, которые от природы активны и любознательны. Нужно только пробудить этот потенциал и уметь направить.
     У ребят на высоком уровне формируется навык самооценки и оценки поведения других людей, они хорошо владеют конкретными правилами, связанными с взаимоотношением в социуме и с правилами личной безопасности, готовы стать наставниками для своих товарищей. Данная система работы показала свою эффективность при реализации главной задачи – воспитание без принуждения.
Описанный опыт будет полезен педагогам начальной и средней школы. Материалы могут быть использованы в рамках программы преемственности между ступенями обучения.
При использовании воспитательного проекта «Переходный класс» необходимо предусмотреть следующие шаги:
1. Чётко осознать цели, задачи, требования, предъявляемые к работе педагога на данном этапе. Они вполне могут совпадать с представленными, достаточно их несколько скорректировать под конкретный класс.
2. При составлении планирования, поработать сначала с Циклограммой мероприятий и прикинуть для себя такое количество комплексов мероприятий, организацию и проведение которых педагог сможет обеспечить на высоком уровне.
3.Оставить за учащимися выбор формы проведения тех мероприятий, которые возможно видоизменять.
4. Составить план мероприятий на каждый месяц.
5.Описать для себя сроки и необходимые условия всех этапов работы над мероприятием.
6.В процессе работы стремиться по возможности делегировать учащимся свои полномочия по организации и проведению мероприятий в той части, где вы уверены в их силах. Чётко объяснять цели, условия и сроки, но с осторожностью регулировать то содержание, которое они хотели бы вложить в свою работу. Не ограничивать творчество своих помощников.
7.Учитывать интересы разных групп детей при планировании комплекса мероприятий.
8. Контролировать подготовку, проводить консультации, оказывать помощь и всегда иметь запасные варианты, если что-то пойдёт не по плану.
9. Не бояться работать с родителями: советоваться с ними, просить их о помощи и привлекать к участию в воспитательной работе класса. Они – первые помощники ребёнка и учителя.
10. Проводить аналитический этап вместе с учащимся на позитивной ноте, но учитывать, что похвала от проделанной работы должна использоваться по возрасту и по нарастающей.
11. Мотивировать детей к самооцениванию с позиции конструктивизма. Рассматривать обратную связь как отправную точку для следующего этапа работы. Главное: преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с вами», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».
12. При реализации данной воспитательной системы педагог должен быть внутренне готов к тому, что он должен являться нравственным идеалом и примером для учащихся в проявлении творчества, инициативы, трудолюбия, взаимоподдержки и взаимопомощи, уметь «зажечь» детей вдохновением и стремлением к самосовершенствованию.