Нравственное воспитание младших школьников в клубной деятельности
Жеребная Ирина Анатольевна
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст - наиболее подходящий для развития нравственного воспитания. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы об окружающем мире.Клуб в школе - это объединение обучающихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления.
Клубная деятельность является наиболее подходящей внеурочной формой организации для формирования нравственного воспитания у младших школьников, потому что в ней раскрываются все компоненты ценностных отношений.
Клубная деятельность - это наиболее эффективная форма для проявления и развития активности младшего школьника. Именно в клубной деятельности ребенок может удовлетворить потребности в самореализации, общении, творчестве.
Основная цель деятельности клуба - создание детского коллектива (команды), вовлекающего школьника в интеллектуально - творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребенку, но и окружающим. Воспитание у обучающихся потребности и привычки к самоотдаче, общественно - полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Предлагаю для повышения уровня нравственного развития проект клуба «Мы - Петербуржцы».
Данный проект направлен на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способам формирования высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Деятельность клуба «Мы - Петербуржцы» призвана помочь учителю расширить знания детей о своем родном городе, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим, воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию духовной памяти, чувство уважения к живущим рядом.
Актуальность создания клуба заключается в том, чтобы юный петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем.
Цель клуба:
- формирование у детей патриотического отношения к Санкт-Петербургу и к своей стране;
- воспитание любви и гордости за свой город.
- приобщение детей к жизни в городе,
- работа над воспитанием активного, ценностного отношения к Санкт-Петербургу.
На одном из первых заседаний руководитель и члены клуба могут обсудить, какие строки стихотворения могут послужить девизом.
Также обучающиеся могут подготовить небольшие презентации на тему, что может являться символом нашего клуба. Например, кораблик Адмиралтейства, городские фонари, Петропавловскую крепость, разведенные мосты. Путем голосования выбрать детское предложение – символом клуба.
Секции клуба предлагает руководитель.
Секции клуба:
Школа вежливости
- знакомство с правилами этикета
- постановка сценок (разыгрывание ситуаций, иллюстрирование норм поведения в обществе)
- знакомство с городскими легендами и необычными достопримечательностями города
- сбор информации обучающимися
- экскурсии
- выращивание растений с последующим их высаживанием на пришкольном участке, клумбах.
Тема занятия: «Сказочные дворики нашего города».
Организационный этап:
- Проговаривание девиза клуба
- Беседа о двориках Санкт-Петербурга (проводит руководитель).
1. Двор «Лесная сказка».
Расположился во дворе дома 113 по Пролетарской улице. Украшен разными сказочными элементами и росписью на сказочные мотивы. Перед входом – мощеная площадка, где лежит волшебный камень с надписью, направляющей путников в Сказочный лес.
Адрес: Колпино, ул. Пролетарская между д. 109-119
2. Детская интересная площадка.
Находится во дворе дома 3, корпус 2 по улице Правды. Там расположен детский сад. На асфальте сделано покрытие в виде дорожек. В центре площадки стоит дядя Степа и "регулирует" движение.
Адрес: улица Правды, д. 3, к.2, ст. м. Владимирская
3. Двор со спящими львами.
Скульптурная композиция во дворе дома № 5 на Кронверкском проспекте была отлиты в 1915 году из бетона с добавлением гранитной крошки.
Адрес: Кронверкский проспект, дом 5, ст. м. Горьковская
Содержание: поиск информации, ознакомление со сказочным двориком (видеосюжет, видеоэкскурсия), рубрика «Кладовая идей» - чем можно дополнить украшения дворика, придумать самим легенду, миф этого дворика.
Затем участники клуба сами могут представить по своим заданиям, какие дворики города (фото), в рисунках показать: как бы они хотели украсить свой дворик и составить небольшие легенды про этот дворик.
Клубный час двух секций: «Вдохновение» и «Умелец».
Секция «Вдохновение» - прикладное творчество, развитие художественного вкуса, мышления, воображения, фантазии. Рисунок, лепка, работа с бумагой (оригами, аппликация), выполнение поделок, используя разные виды художественной техники (лепка, коллаж, мозаика).
Секция «Умелец» - моделирование из различных материалов, шитье мягких кукол с традициями русской одежды, вышивание.
План проведения:
1. Все собираются в кабинете, учитель называет тему клубного часа «Фонари Санкт-Петербурга».
2. Проводит руководитель беседу из истории: когда было введено в Петербурге уличное освещение, где в городе были поставлены первые фонари.
3. Выступления членов клуба: кто зажигал фонари, когда петербуржцы увидели электрический свет, кто изобрел электрическую лампочку.
4. Показ презентации «Фонари Петербурга».
5. Обучающиеся готовят выставку рисунков «Самый красивый фонарь города».
Секция «Умелец» - вышивают фонарь крестиком.
Во время творческой работы звучит песня О. Газманова «Питер».
- После завершения работы секций ребята собираются все вместе, делятся своими впечатлениями, что нового узнал, с кем поделятся информацией, что понравилось, а что нет.
- Выполненные работы отправляются на выставку.
Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2. Кто такой петербуржец? Культура общения,
Тема 3. Мир города. Экскурсия по микрорайону.
Тема 4. Сказочные дворики нашего города.
Тема 5. Фонари Петербурга.
Тема 6. Я и моя семья.
Тема 7. С чего начинается Родина.
Тема 8. Визитная карточка города.
Тема 9. Памятные места нашего района.
Тема 10. Мой район в будущем.
Список использованной литературы
1. Рябов И.И. Развитие клубных любительских объединений в условиях социального педагогического комплекса. – Т.2. – с 102-109.
2. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможность выбора. – М.,1996
3. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности/ Л.И. Рувинский.- М.: Мгу, 1981г.-184 с.
4. Стандарты второго поколения /Примерные программы внеурочной деятельности» Начальное и основное образование. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2773
5. Сорок самых интересных двориков Санкт-Петербурга
http://samogid.ru/node/344
6. Чумаков П.В. Вестник НГРУ 2011-№1 http://vestnik.nspu.ru/system/files/articles/pdf/chumakov_1-2011.pdf
7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.