Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Формирование метапредметных результатов в урочной
и внеурочной деятельности в начальной школе

Власова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 168
Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

Современное понимание качества образования связывается с достижением метапредметных результатов. Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

Актуальность проблемы формирования метапредметных результатов состоит в том, что именно они являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний, потому что традиционный подход, строящийся по принципу «Делай, как я…» не работает, в нем нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению.

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы. Часто мы допускаем ошибку, считая, что если ребенок, решая предметные задачи, оперировал  действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают,  что этого уже достаточно для развития универсальных учебных действий и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Необходимо понимать, что ребенок овладел метапредметными умениями, если он не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил в той или иной ситуации.

Конечно, наши ученики еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способов действия – реальная педагогическая задача. Именно учитель начальных классов, как универсальный специалист, способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях, так как, во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут осуществлять целостное обучение, во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. 

Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Формирование метапредметных результатов в начальной школе основывается на принципах деятельностного подхода в обучении, способствующего развитию личности ученика через формирование универсальных учебных действий.

Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках и во внеурочной деятельности эффективно развивать метапредметные умения своих учеников?

Решение этого непростого вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса:

Однако для успешного решения задач по формированию метапредметных умений одного только анализа собственной педагогической деятельности недостаточно. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новой форме взаимодействия между учителем и учеником, таких методов и технологий в работе педагогов, которые будут способствовать реализации поставленных целей.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося».

Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Так, учитель может и должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

Достижение метапредметных результатов в начальной школе осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование широкого спектра педагогических технологий, разных форм работы в урочной и внеурочной деятельности дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться достижения метапредметных результатов.

При проектировании и проведении уроков и внеурочных занятий, направленных на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, в своей практике использую следующие педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, проектные методы обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, рефлексивные технологии. К каждому конкретному уроку учитель, ориентируясь на те или иные универсальные учебные действия, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования метапредметных результатов.  Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

 

Метапредметные результаты

Русский язык

 

Литературное чтение

 

Математика

 

Окружающий мир

Регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Познавательные

общеучебные

Моделирование (перевод устной речи в письменную)

 

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

 

Познавательные логические

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Таким образом, метапредметные результаты представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные виды действий:

Формирование метапредметных результатов является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Регулятивные универсальные учебные действия – именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе.

Целенаправленная организация этой работы формирует у учащихся умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать действия и их результат. А ещё адекватно воспринимать оценку учителя, стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция). 

На этом этапе урока задача педагога заключается в том, чтобы придумать специальную задачу, где бы старые знания и способы работы в новых условиях не сработали. После фиксации проблемы, учащиеся вместе с учителем вновь возвращаются к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной цели, которой им предстоит добиться на уроке. На первоначальном этапе целесообразно предложить учащимся опорные слова: познакомимся, узнаем, научимся, выясним и др. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?». Именно такой подход к целеполаганию является эффективным.

 

Фрагмент урока окружающего мира (2 класс). Тема: Путешествие по материкам.

- Мы продолжаем наши путешествия. Вспомните, какие путешествия мы уже совершили, не выходя из класса (путешествие по Москве, по Санкт-Петербургу, по планете). А вот куда нам предстоит мысленно перенестись сегодня, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Работа с кроссвордом в парах, проверка на интерактивной доске).

- Молодцы! Вы разгадали кроссворд и получили ключевое слово: материк. Что такое материк? Куда же мы отправляемся? (в путешествие по материкам)

- Вспомните, сколько всего материков на Земле? Какой материк самый большой? А самый маленький? (Интерактивная доска: на контурной карте установить соответствие материка с его названием).

- Какие географические объекты, уже известные нам, остались на карте неподписанными? (названия океанов). (Интерактивная доска: перенести названия океанов на свои места).

- Карта у нас есть, куда мы отправляемся в путешествие, мы выяснили.А вот зачем нам это путешествие, с какой целью мы будем путешествовать по материкам? (Сначала предположения детей, затем чтение информации «Что узнаем, чему научимся» в учебнике).

- Итак, мы готовы отправиться в путешествие.

Регулятивные умения планировать проявляются не только в составлении плана сразу на весь урок (например, для сочинений, изложений, пересказов.) Планирование может быть и к небольшому заданию: «В каком порядке будем разбирать предложение? Как будем выполнять упражнение?»

Обучение планированию собственной учебной деятельности целесообразно начинать с обсуждения готового плана решения учебной задачи, затем предлагать работу с деформированным планом решения учебной задачи или использовать план с недостающими или избыточными пунктами. Завершающим этапом обучения будет составление своего плана решения учебной задачи.

Фрагмент урока технологии (3 класс). Тема: «Декорирование (украшение) готовых форм».

- Рассмотрите способы декорирования коробочек. Чем они отличаются? Какие материалы использованы при декорировании? Как можно подобрать цвета для украшения предмета?

- Рассмотрите рисунки. Как изменяется изделие после декорирования? Как вы думаете, сколько существует способов декорирования одного и того же предмета? Какие это способы?

- Рассмотрите изделие на с.77 и проведите его дизайн-анализ, используя памятку 1. Обратите внимание на советы мастера на с. 77.

- Продумайте этапы работы.  Подумайте, одинаковы ли размеры крышки и коробки. Не забудьте учесть это при расчете размеров развертки.

- Укажите, в какой последовательности нужно выполнить декорирование коробочки, чтобы получилась такая подарочная упаковка.

Приёмы оценочной деятельности:

На первых уроках в 1-ом классе обозначаем своё настроение. Детям предоставляется возможность эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.

При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока (в конце учебного дня) первоклассники закрашивают кружок:

Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.

Формирование оценочной самостоятельности в 1-ом классе начинается тогда, когда ученику предлагается выполнить работу по образцу (эталону). Например, на уроке письма после показа учителя и «прописывания» буквы в воздухе, ученики должны прописать изучаемую букву, соблюдая заданные параметры эталона (наклон буквы, ее высота и ширина). После выполнения задания, детям предлагается подчеркнуть букву, которая получилась правильнее всего, т.е. сравнить написанные буквы с эталоном.

Для оценивания выполненной работы первоклассники используют «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман. Дети учатся фиксировать результат своего труда по определенному критерию. На полях тетрадей, рядом с работой, чертят шкалы (отрезки) и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Самооценка ребёнка обязательно должна предшествовать оценке учителя. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся.

Вместо оценочной шкалы на некоторых уроках (например, окружающий мир, литературное чтение) можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор – «Светофор». Выполнения отдельных заданий или в целом работа на уроке оценивается с помощью цветовых сигналов: зелёный – я знаю, я умею; жёлтый – я сомневаюсь, не уверен; красный – я не знаю, не умею, нужна помощь.

В первом классе дети узнают о необходимости оценивать результаты деятельности исходя из цели, на которую ориентирована эта деятельность. Кроме того, ребята на собственном опыте убеждаются в вероятной субъективности в оценках, поэтому появляется необходимость в критериях оценивания. Критерии вырабатываются совместно, обсуждаются, постепенно усложняются и расширяются. Например, при оценивании устных ответов своих товарищей первоклассники предлагают следующие критерии: громко – тихо, выразительно – невыразительно, понравилось – не понравилось и др.

Во втором классе продолжается работа с «волшебными линеечками». При этом увеличивается количество критериев для оценки выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Во втором классе учащиеся еще могут оценивать свою работу с помощью цветовых индикаторов, но постепенно вводится и знаковая символика: «+» – знаю, «–» – не знаю, «?» – сомневаюсь.

В 3-4 классах ученики тренируются в сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; составлении проверочных заданий для самоконтроля; составлении алгоритмов; упражняются в выполнении действий по общей инструкции, самопроверке по плану, самостоятельном сличении результата деятельности с образцом.В 3-4 классах учащиеся, анализируя свои успехи, в оценочных листах используют уже не цветовые индикаторы, а оценочную шкалу (знаковую): «+» – знаю и умею, «?» – знаю неуверенно, сомневаюсь, «–» – пока не знаю и не умею.

Познавательные универсальные учебные действия – именно этот вид УУД, необходимый для успешного обучения, должен быть сформирован уже в начальной школе. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Все познавательные УУД формируются в комплексе, т. е. взаимосвязаны друг с другом.

Фрагмент урока математики (1 класс). Тема: «Состав чисел первого десятка»

Следующая остановка – станция «Задачкино».

- Жители этой станции очень любят решать задачи. Одну предлагают и вам. Прочитайте ее (это не задача, потому что…)

- Какой вопрос подойдет к этой задаче?

- Можем мы сразу найти ответ на этот вопрос? Какое действие нужно выбрать? Почему?

- Можно ли задать другой вопрос? Например, такой…

- Объясните, почему в этом случае для решения задачи нужно выбрать действие вычитание? Какое правило нужно вспомнить?

- Сравните схемы. Какая из схем соответствует нашей задаче?

- Решение задачи. Сначала мысленно запишите решение, закрыв глаза. Теперь 3 человека работают у доски, остальные в тетрадях. 

- Проверка.

- Молодцы! Отметьте в маршрутном листе результат своей работы.

Фрагмент внеурочного занятия кружка «Я-исследователь» (1 класс). Тема: «Учимся выделять главное. Как делать схемы?»

Самостоятельная работа с текстом «Строение тела насекомых» (после знакомства со схемой «Паучок»).

Учитель: Предлагаю вам попробовать свои силы в составлении схемы. Как вы думаете, справитесь с трудной задачей? Как бы вам хотелось поработать: каждый сам или в группе?  (учащиеся выбирают групповую работу)

Учитель: Каждая группа получает информационный материал по теме, шаблон схемы «Паучок». Также у вас будет «Алгоритм составления схемы с помощью текста», который подскажет вам основные шаги в вашей работе (учащиеся берут карточку с темой информационного материала, рассаживаются в группы).

Учитель: Прочитайте текст, проанализируйте его, выделите основную информацию и попробуйте составить схему, пользуясь алгоритмом.  Я желаю вам успеха! (учащиеся работают самостоятельно)

Учитель: Попробуйте передать, пользуясь составленной схемой, основную информацию о строении тела насекомых (учащиеся выбирают представителя от группы, который выступит с сообщением).

Некоторые виды заданий для формирования и развития логических действий:

  1.  

Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам.

  1. Собери слово.

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Задание может быть связано с определением ключевого слова, определении темы урока.

Фрагмент урока литературного чтения (1 класс). Тема: А.Л. Барто «Игра в слова»

  1. Введение в тему.

- А теперь всего несколько слов. Угадайте, из какого стихотворение эти слова, и прочитайте его наизусть.

  1. Бросила, под дождем, промок. (Зайка)
  2. Уронили, оторвали, не брошу.(Мишка)
  3. Идет, вздыхает, упаду. (Бычок)
  4. Плачет, уронила, не утонет. (Мячик)
  5. Уснул, в коробку, головой, поклон. (Слон)

- Что общего в этих стихотворениях?

- Кто помнит, как называется цикл стихов, куда входят все эти стихотворения? («Игрушки»). Кто его автор? (А.Л. Барто)

- Для чего люди придумали игрушки? Где чаще всего играют с игрушками? А в школе?

- А что мы делаем в школе? А играть на уроках можно? Во что мы играем?

Сегодня я хочу предложить вам тоже поиграть. А вот во что … узнайте сами.

Игра «Собери слово»

- Первая буква обозначает глухой парный согласный звук в слове «слон».

- Вторая буква обозначает звонкий непарный согласный звук в слове «лошадка».

- Следующая буква: на нее мы поставим ударение в слове «работа»

- Найдите третий слог в слове «рисование».

- Что получилось? (слова)

- Итак, сегодня мы будем играть в слова. Слова – это удивительная вещь. С их помощью можно не только выражать свои мысли и чувства, но с ними можно еще и играть. Это заметила уже знакомая нам поэтесса Агния Львовна Барто. Она придумала стихотворение, которое так и называется…  Прочитайте тему нашего урока (на экране открывается запись: А.Л. Барто «Игра в слова»).

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (выяснить, как можно играть в слова)

  1. Нахождение лишнего.

При выполнении подобных заданий необходимо проанализировать предложенные объекты (слова, картинки, предметы и др.) с точки зрения заданных существенных признаков и выделить объект, который этим признакам не соответствует.

Фрагмент урока окружающего мира (2 класс). Тема: Обобщение по теме «Природа»

- Мудрая Черепаха предлагает нам отправиться на небольшую экскурсию в природу. У нас есть карта-схема, которую мы будем заполнять по пути так, чтобы на ней не осталось никаких белых пятен.

- Относятся ли объекты, которые вы видите на доске, к природе? Нет ли лишнего? (анализ, нахождение лишнего объекта)

- На какие две группы можно разделить все объекты природы? (живая и неживая природа). По какому признаку? (фронтальная работа, по одному ученику выходят к доске и прикрепляют карточку в нужную группу).

Открываются карточки «Неживая» и «Живая» природа.

- Муравьишка Вопросик захотел нам помочь и распределил все объекты живой природы на две группы: животные и растения. Проверьте, пожалуйста, правильно ли он это сделал (лишнее - грибы).

Открываются карточки «Животные» и «Растения».

  1. Вставьте пропущенные числа:

         а) 5, 15, …, 35, …, 55.

         б) 2, 12, 22, …, …, …, …, …, …., … .

  1. Найди результат, пользуясь данным равенством:

3+5=8

3+6=

3+7=

3+8=

  1. Определи закономерность и продолжи ряд:

Береза, смородина, ландыш, сосна, шиповник, колокольчик, ….. .

  1. Из числа 12 вычесть 5. К полученной разности прибавить 4.
  2. К числу 5 прибавить 4. Из числа 12 вычесть полученную сумму.

- Запиши выражения.

- Подумай, почему получился такой результат?

Прием сравнения широко используется и при обуче­нии решению задач. Например, учащимся предлагается сравнить задачи на увели­чение числа на несколько единиц и задачи на увеличение числа в несколько раз:

 

Больше на несколько единиц

Больше в несколько раз

В одной коробке 6 карандашей, в другой в 3 раза больше. Сколько карандашей в другой коробке?

В одной коробке 6 карандашей, в другой в 3 раза больше. Сколько карандашей в другой коробке?

 

 После решения каждой задачи учащиеся сравнивают, каким действием решается та и другая задача: одна – сложением, дру­гая – умножением, а затем сопоставляют способы решения с раз­личиями в условиях задач. Такое сопоставление помогает учащимся лучше осознать смысл выражений «больше на несколько единиц» и «больше в несколько раз» и прочнее установить связь между усло­вием каждой задачи и способом ее решения.

Коммуникативные универсальные учебные действия – именно этот вид УУД обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Методика работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников направлена прежде всего на следующие умения:

 

  1. Участие в диалоге о героях и их поступках (на уроках литературного чтения). Например, «Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?»
  2. Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах). Задания вида: «Опиши устно» (словесное рисование), «Подготовь рассказ», «Объясни...».Например, «Расскажи о своей любимой игрушке» (1 класс, В. Берестов «В магазине игрушек»), «Подумай, какие чувства испытал автор по отношению к Мальке? При ответе можешь пользоваться словарем чувств» (3 класс, В. Белов «Малька провинилась»).
  3. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Подобные задания появляются уже с 1 класса. Например, «Придумай свою небывалицу» (загадку, считалку).
  4. Создание высказываний на основе иллюстраций, расположенных в учебнике.
  5. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста).

Фрагмент внеурочного занятия кружка «Я-исследователь» (4 класс). Тема: «Парадоксы, или Искусство правильно мыслить».

2. Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания»:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда произносят слово парадокс? (рассуждения учащихся)

- Работа с информационными картами: поиск точного определения слова «парадокс», «парадоксальность».

- Могут ли парадоксы стать действительностью? Встречали ли вы парадоксы в повседневной жизни?

Сообщения учащихся о том, где мы можем встретиться с парадоксами (в науке, искусстве, философии, в жизни).

  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность:

Форма: практикум с дифференцированными заданиями.

Учащиеся получают конверты с картами – заданиями. В конвертах находятся листы бумаги со словами из словаря парадоксальных определений, логические парадоксы для объяснения и примерами слов, которым нужно подобрать парадоксальные определения (см. Приложение).

Нужно согласиться или опровергнуть утверждения.

Если толкование нравится, то группа аплодирует.

Приложение (в сокращенном варианте, для примера).

  1. Согласитесь или опровергните каждое толкование:

Книга – это шелестящая кормушка мысли.

Каникулы – это когда нечего делать и занимаешься этим целый день.

Компьютер – мясорубка для информации.

  1. Дайте парадоксальное определение слов:

Телефон, цирк, ученик, телевизор, детский сад.

На уроках и внеурочных занятиях возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка выполнения различных видов письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы сложения и умножения, компонентов действий, правил, алгоритмов.

 

Фрагмент урока математики в 1 классе. Тема: «Длиннее. Короче»

Практическая работа в парах

- У вас на партах лежит набор полосок (на столах четыре полоски бумаги белого цвета, две из них одинаковой длины)

- Сравните полоски бумаги одним из изученных нами способов – наложением или «на глаз».

- Раскрасьте самую длинную полоску красным цветом; самую короткую – синим цветом; если есть полоски одинаковой длины, раскрасьте их зелёным цветом.

Учащиеся в парах выполняют задание.

- Какие полоски вы могли сравнить только путём наложения?

- Какой способ более точен для определения понятий «длиннее», «короче»?  

Групповая работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности:

  1. Дети распределяют роли.
  2. Определяют функции каждого члена группы.
  3. Планируют деятельность.

Работа в группе должна строиться на определенных правилах, и эти правила на первых этапах работы разрабатываются совместно с детьми.

Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе. Тема: «Когда наступит лето?»

Проверка: представители от групп по очереди рассказывают про время года, называют его отличительные признаки (используя текст, иллюстрацию и имеющиеся знания), другие группы сравнивают со своим выбором.

- Мы вспомнили все четыре времени года, вспомнили, чем же они отличаются друг от друга. Теперь мы можем ответить Муравьишке на его вопрос: Когда наступит лето? Почему?

-  Сейчас какое время года? А потом что наступит? А дальше? А потом?

- Вы слышали выражение «круглый год»? Как вы думаете, что оно означает? А кто-то знает, почему так происходит?

- Помочь нам ответить на вопрос Муравьишки может круг. Да не простой круг, а годовой.

Задание: Обсудите, какой цвет какому времени года соответствует. Приклейте название времени года в сектор выбранного цвета.

Фрагмент урока русского языка (2 класс). Тема: «Как мы используем алфавит?»

Задание для группы:  Расставить фамилии всех членов группы по алфавиту.

Порядок работы:

  1. Назовите вслух фамилии всех членов группы.
  2. Решите, какая фамилия должна быть первой по алфавиту, второй, третьей, четвертой и т.д.
  3. Распределите, в каком порядке вы встанете у доски.

 

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с Интернетом и любым информационным полем. Проектной деятельности уделяется достаточно много внимания как на уроках, так и на  внеурочных занятиях. Мои дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, учатся представлять свои проекты.

Так, в первом классе были реализованы такие проекты: «Моя любимая игрушка», «Моя Азбука». Во втором классе – «Моя родословная». В третьем классе – «Мир профессий».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА (в сокращении).

Название проекта: «Моя Азбука»

Актуальность выбранной темы состоит в активизации изучения учащимися первого класса букв алфавита, учитывая интересы и увлечения ребенка, подразумевает совместную работу учащихся, педагога, родителей первоклассников, которая способствует сплочению ученического и родительского коллектива, укрепляет семейные связи, прививает навыки совместной работы.

Цель проекта: Создание собственной азбуки, выдержанной в определенной тематике.

Задачи проекта:

  1. Выбрать общую тему азбуки, соответствующую индивидуальным .
  2. Подобрать иллюстративный и теоретический материал, соответствующий выбранной теме.
  3. Выполнить творческие работы, подчиненные единой тематике в разных видах и жанрах: стихи, загадки, рисунки, кроссворды.

Учебные предметы: литературное чтение (обучение грамоте), русский язык (письмо), окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Ценность данной работы в том, что учащиеся первого класса включились в исследовательскую деятельность. Проект иллюстрирует сферу интересов учащихся, их увлечений и способностей. Работа над проектом направлена на развитие универсальных учебных действий учащихся. Задания проекта помогают осмыслить значение алфавита в жизни человека, данный материал может быть использован для обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Комментарий: Для презентации своей работы ученик готовит небольшое выступление: название Азбуки; краткая информация про Азбуку (как возникла идея, как был реализован замысел, кто помогал и т.д.); рассказ о нескольких буквах; что особенно понравилось или запомнилось во время работы.

 

Заключение:

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы по формированию метапредметных умений. Кроме того, если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды универсальных учебных действий здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех метапредметных умений происходит на всех этапах урока и внеурочного занятия.

Систематическая работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке или внеурочном занятии становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Следовательно, речь идет о развитии универсальных учебных действий учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в современных условиях.