Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по окружающему миру

Что такое ремесло

Савенко Людмила Степановна,
учитель
 
Общая часть
Предмет Окружающий мир класс 3 класс
Тема урока «Что такое ремесло»
Дидактическая цель Создание условий для знакомства учащихся с понятием «ремесло», «ремесленник» и видами ремёсел на Руси.
Планируемые образовательные результаты
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Л1 - проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения на основе вопросов учителя;
Л2 - доброжелательное отношение ко сверстникам;
Л3 – развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные  МР
МР1 - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
МР2- руководствоваться правилами при выполнении работы;
МР3 - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
МР4 - понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем:
МР5 – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные  МП
МП1 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
МП2 -умение структурировать знания;
МП3 – умение искать, получать, использовать информацию: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.
Коммуникативные  МК
К1- Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты учебной деятельности.
К2 – Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.
К3 – Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
П1 – знать, что такое ремесло;
П2 – знать, какие виды ремесел встречались на Руси;
П3 – знать, какие изделия изготавливали ремесленники.

 
Решаемые учебные
проблемы

 
Что такое ремесло? Кто такие ремесленники? Каким может быть ремесло (его виды)? Что изготавливают ремесленники?
Образовательные технологии, используемые на уроке Приемы проблемно-диалоговой, информационно-коммуникационной, рефлексивной, здоровьесберегающей (физминутка) технологий.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, презентация, интерактивная доска.
Образовательные и интернет ресурсы 1. Литература
Учебник «Окружающий мир» 3 класс.
Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения в начальной школе.
Презентация, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
2. Интернет-ресурсы.
3. Учебные принадлежности.
Учебник, тетрадь, пенал, дневник
Оборудование  для  урока Презентация, интерактивная доска.
Учебник «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь, письменные принадлежности, рабочий лист по теме урока, карточка для ответов на тест.
 
Организационная структура урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
 
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
 
- Проверим готовность к уроку. У вас на партах должна быть рабочая тетрадь и необходимые письменные принадлежности..
 
Ребята, сейчас вы получите рабочие листы, задания с которых мы будем выполнять в течении урока. Давайте его подпишем.

 
 
 
 
 
 
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
 
 
 
 
 
 
 
 
Получают рабочие листы, подписывают их.
Л3
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
 
- Ребята, обратите внимание на таблицу, которая находится на ваших рабочих листах. Как она называется? Сколько в ней граф, что они обозначают?
Прочитайте каждое высказывание, если верите, ставьте в графе ДО плюс; если не верите, ставьте минус. Задание выполняем индивидуально. Не бойтесь ошибиться, ведь здесь нет правильных и неправильных ответов, вы лишь высказываете свое мнение.
 
Вопросы в таблице «Веришь - не веришь»:
  1. Наши предки всегда учились делать все новые и новые вещи для ведения своего хозяйства.
  2. Первые корзины плелись из коры растений.
  3. В древнерусских городах можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.
  4. Ювелирное дело очень славилось в эпоху Киевской Руси.
  5. Прядением льна и шерсти на Руси занимались только женщины.
 
- Поднимите руку, кто поставил 5 плюсов? 4? И т.д.
 
- Ребята, а как вы думаете, почему так много разных мнений? Почему какие-то утверждения могли вызвать у вас затруднение?
 
 
Подвести к тому, что затруднения возникли по причине того, что эта тема является для нас новой.

 
 
 
 
 
 
Работа с таблицей «Веришь - не веришь»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверяют результаты
 
 
 
- Не знаем этого; еще не проходили.
 
 
 
 
 

 
МП1, МП2
МР4
3. Постановка темы и цели урока.
- Посмотрите на утверждения. Давайте попробуем сформулировать с их помощью тему урока.
Тема появляется на слайде после ответов детей:
Тема урока - Что такое ремесло.
- Тогда какую цель мы можем поставить к этому уроку?
Цель появляется после ответов детей.
Цель урока – узнать, что такое ремесло и каким оно бывает

 
 
 
 
 
 
Работа с планом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
МР1
Л1
Л2
4. Планирование деятельности; построение плана выхода из затруднения.
 
- Теперь, когда мы с вами знаем тему и цель нашего урока, нам необходимо составить план нашей совместной работы по знакомству с данной темой.
- Посмотрите на слайд. Наш план перепутан. Кто догадается, как нам правильно соединить распавшиеся части? Подумайте про себя, а затем поднимите руку, чтобы ответить.
Узнать с видами ремесел
Познакомиться, что такое ремесло
 
 
- Кто готов озвучить свой вариант? Ребята, вы согласны с ответом?
Эталон появляется на слайде после ответов детей
 
Выпоним тест по теме урока.

 
 
 
 
 
Работают с планом урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
П1, П2, П3, П4
К1, К2, К3
МП3, МП1
5. Реализация плана
- Вспомните, как звучала тема урока. Можем ли мы точно сформулировать, что же такое «ремесло»?
- Спасибо за ответы, ребята. А как вы думаете, где мы можем узнать точное значение слова?
- Правильно. Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Итак, ремесло – это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.
- Как вы понимаете «изготовление ручным способом»?
После работы над определением, оно появляется на слайде.
- Выполните задание номер 1. Спишите определение.
(Или можно продиктовать)
 
- Попробуем предположить, а кто же тогда ремесленник?
Ремесленник - человек, который занимается, владеет ремеслом.
 
- Какой пункт плана мы только что выполнили?
- А как звучал следующий?
- Верно. Сейчас мы познакомимся с видами ремесел, которые встречались с давних времен до сегодняшнего времени на территории нашей страны.
Рассказ учителя
Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. Позже ремесленники стали изготавливать продукцию для продажи, для ярмарки.
- Вы знаете, что такое ярмарка?
Показывается слайд с ярмаркой на Руси.
А природа, в свою очередь, щедро одаривала ремесленников материалами, чтобы никогда не пустовали ярмарки. В ход шли глина, древесина, шерсть, лён. Из недр добывалась железная руда. В реках вымывали золотой песок.
Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и многое другое. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Большого искусства достигли русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Называлось такое ремесло плотничным делом.
 
Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
 
Ювелирное искусство - изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения)
преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения для себя и обереги. Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, изготавливая всё новые украшения – это и короны, и диадемы, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг и многое другое.
 
Кузнец – мастер по обработке металла ковкой. Профессия кузнеца одна из самых древних. Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи почти из “ничего”, из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца “вещим человеком”, чуть ли не чародеем. “С кузнецом не положено на “ты” говорить”, — подмечает финская поговорка. “Тысяча ударов портного — один удар кузнеца”, — почтительно говорили узбеки. Древнерусские кузнецы производили разнообразные вещи, необходимые в быту, аксессуары, утварь и т.д. Ожерелья, перстни, подвески, пряжки, оплечья, застежки, браслеты или детали конской сбруи,  дверные замки, петли на сундуки и ларцы, и оковки для них, боевые топоры, шлемы, мечи, кольчуги – все это и многое другое было результатом работы кузнецов, настоящих мастеров своего дела.
Кузнечное ремесло и профессия кузнеца всегда были в почете. Отовсюду в каждой деревне или поселении вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось.
 
С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.
 
Ремесло в те времена невероятно ценилось. В древнерусских городах даже можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.
 
- Давайте повторим, какие названия ремесел мы услышали?
- Ребята, повернитесь к соседним партам так, чтобы у нас получились группы по 4 человека. Выполните задание 2.
(Уточнить, помнят ли дети, что такое кластер и как он составляется – привести пример на доске)
 
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Учителем выбирается группа, которая представляет по одному ремеслу. Название + что производили.
- Вы также можете дополнять ответы других групп.
Физминутка
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой — вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
 
Задание 3. Групповая работа ( в паре).
- Задание 3 выполняете с соседом по парте. Ваша задача угадать ремесленника по материалу, с которыми он работает.
 
- Поставьте с соседом руки домиков, когда будете готовы. Давайте проверим, что у вас получилось. Какой ремесленник под цифрой 1,2…?
Ответы:
гончар
кузнец
стеклодув
ювелир
плотник
ткач
 
Тест «Труд крепостных крестьян. Ремесло». Самостоятельная работа на отметку.
- Сейчас мы с вами выполним небольшой тест. На каждый ответ дается не более минуты. Запишите правильную букву в графу внизу рабочего листа.
Взаимопроверка.
Далее меняются тестом с соседом по парте, проверяют работу, отвечая на вопросы по поднятой руке.
- За каждый правильный ответ ставим плюс.
 
5(отл.) – 5 правильных ответов, 4(хор.) – 4 правильных ответа и т.д.
 
- Сегодня вы отлично поработали, выполнили все задания и даже решили тест. Давайте вернемся к таблице «Веришь - не веришь». Изменилось ли теперь ваше мнение? Почему?
Обсуждение результатов с ребятами.
 
- Проверьте, не забыли ли вы в начале урока подписать рабочий лист. Сдайте его.
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Человек, который занимается ремеслом.
 
 
 
- Узнали, что называют ремеслом
- Познакомиться с видами ремесел на Руси
 
 
 
 
 
Слушают рассказ учителя, сопоставляют с презентацией
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Ткачество, плотничное дело, гончарное дело, ювелирное, кузнечное
 
 
Составляют кластер четверками
 
 
 
 
Проверяют результаты, могут дополнить ответы других команд или дописать ремесла, о которых не вспомнили
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работают в парах с кроссвордом
 
 
Проверяют
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Решают тест самостоятельно
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверяют тест, поменявшись с соседом по парте,
 
 
 
 
 
Заполнение графы «После» в таблице веришь-не веришь.
Обсуждение изменившихся мнений.
 
 
 
 
 

 
П4, МП1, МП2, МП3, К1, К3
6. Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним его название.
Какую цель мы с вами ставили?
Давайте обратимся к нашему плану. Все ли пункты нам удалось выполнить?
- Верно, мы справились со всеми пунктами плана! Это говорит о том, что мы отлично потрудились.
- Скажите, а что сегодня показалось вам наиболее интересным?
Рефлексия Фразеологизмы
Работал, закатав рукава (уточнить понимают ли верное значение фразеологизма)
Шевелил мозгами
Считал ворон
Слушал краем уха
Общее подведение итогов рефлексии

 
 
Вспоминают тему и цель урока
 
 
- Да!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
МП1
МР5
 
 
 
 
 
 
 
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия ________________________ Имя_____________________ класс__________
 
Тема урока _______________________________________________________________
Веришь – не веришь?
УТВЕРЖДЕНИЕ ДО ПОСЛЕ
  1.  
Наши предки всегда учились делать все новые и новые вещи для ведения своего хозяйства.    
  1.  
Первые корзины на Руси плелись из коры растений.    
  1.  
В древнерусских городах можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.    
  1.  
Ювелирное дело очень славилось в эпоху Киевской Руси.    
  1.  
Прядением льна и шерсти на Руси занимались только женщины.    
 
  1. Запиши определение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
2. Составь кластер
 
 
 
 
 
 

 
  1. Угадай ремесленника по материалу, с которым он работает.
 
1. Глина.
2. Железо.
3. Стекло.
4. Золото.
5. Дерево.
6. Ткань.


ТЕСТ