Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе

Рыбы. Строение. Щука. Окунь

Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Цель: познакомить учащихся со строением рыбы, щукой и окунем. 
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить с понятием рыба, строением рыбы;
- познакомить с рыбами щука и окунь;
- закрепить навык разгадывания загадок;
- закрепить навык собирать предмет из его составных частей (рыбу из разрезных частей тела);
- закрепить навык прямого счёта от 1 до 10, от 1 до 20;
- закрепить навык арифметических вычислений в пределах 20;
- закрепить знания о звуках и буквах, которыми они обозначаются;
- закрепить умение определять первый звук в слове;
- закрепить знания учащихся о месте обитания рыб, названиях водоёмов;
 
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки работы за партой;
- воспитывать аккуратность.
 
Коррекционно - развивающие:
- развивать умение работать с дидактическим материалом;
- развивать умение работать по словесной и наглядной инструкции;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать и обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, мышление, связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
 
Технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- информационно – коммуникативные;
- личностно – ориентированные.
 
Оборудование: презентация, карточки с буквами, магниты для доски, маленькие цветные рыбки, скотч, разрезные части рыбы, стаканы с карандашами, индивидуальные распечатки с изображением рыб, распечатанные доклады для детей о щуке и окуне, карточки с домашним заданием, кубик с цветными гранями.
 
Ход урока:
I Организационный этап
 
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь, друзья, садитесь.   (1 слайд)

II   Мотивирование учебной деятельности учащихся
 
Девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!   (2 слайд)
 
III Открытие нового знания
 
- Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня на уроке говорить, нам необходимо разгадать загадки. Но и это ещё не всё. Нам надо собрать слово из первых букв отгадок.    (3 слайд)
 
- 1 загадка:   (4 слайд)
Королева всех цветов!
Ароматна и стройна,
Клумбы радует она.
Необыкновенна и прекрасна,
Но шипы её опасны!
 
- Что это? (роза) - картинка
- Назовите первый звук в этом слове. (р)
- Какой буквой обозначаем этот звук? (р)
(на доске появляется первая буква «Р»)
 
- 2 загадка:   (5 слайд)
 В русском языке, увы,
Не бывает слов на букву «…»  (ы)
(на доске появляется вторая буква «Ы»)
 
- 3 загадка:   (6 слайд)
 Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает.
 
- Кто это? (бабочка) - картинка
- Какой звук слышим в начале слова? (б)
- Какой буквой его обозначаем? (б)
(на доске появляется третья буква «Б»)
 
- 4 загадка:   (7 слайд)
 Я – сладкий, рос на юге.
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый.
Я нравлюсь детворе.
 
- А это что? (апельсин) – картинка
- Какой первый звук в этом слове? (а)
- Какой буквой его обозначаем? (а)
(на доске появляется четвёртая буква «А»)
 
- Итак, какое же слово получилось из этих букв? (рыба)
 
- Как вы думаете, какая тема этого урока? О чём будем говорить? (о рыбах)
 
- Правильно!
 
- Ребята, а вы все представляете, как выглядит рыбка? Какие у неё части тела? (ответы детей)
 
- Сейчас с вами посмотрим видео, из которого мы узнаем строение рыбы и для чего нужны ей все части тела, что они выполняют.  (8 слайд)
 
IV Первичная проверка понимания
 
- А сейчас давайте повторим то, что вы узнали. На рыбе покажите части тела: туловище, голову, жабры, хвост, плавники.   (9 слайд)   Расскажите, как рыбы приспособились жить в воде, двигаться, дышать? (дети выходят по одному к интерактивной доске)
 
- Молодцы!
 
V Зрительная гимнастика
 
- Ребята, давайте с вами немножко отдохнём.  Поищем рыбок глазками по классу.  Можно встать, осмотреться вокруг себя.  Называйте цвет рыбки и место, где она находится (шкаф, окно, дверь, доска и т. д.).
 
- Умницы!
 
VI Первичное закрепление
 
 - А сейчас, ребята, предлагаю вам собрать рыбу из разрезных частей на доске. Выходите по одному и называйте часть тела, которую берёте. (дети выходят по одному к доске)
 
- Хорошо! У вас получилось собрать рыбку!
 
- А теперь я вас попрошу поработать самостоятельно на карточках. Вам надо соединить цифры: некоторым детям - от 1 до 10, другим - от 1 до 20, а  …..  решить примеры на сложение и вычитание и соединить с нужным ответом.
  
- Ребята, какое изображение у вас получилось? (рыба) Поднимите карточки. Я посмотрю.
 
- Ребята, а где живут рыбы? (ответы детей)
 
- Правильно! В воде, в различных водоёмах.
 
- А как называется рыба, которая плавает в море? (морская) (10 слайд)
 
- А в озере? (озёрная) (11 слайд)
 
- А рыба, которая живёт в речке? (речная) (12 слайд)
 
VII Работа по новой теме
 
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с речными рыбами: щукой и окунем.    (13 слайд)
 
- Вы узнаёте первую рыбку: щука это или окунь? (щука)
 
- Правильно!
 
- А эта рыбка? (окунь)
 
- У нас два ученика подготовили доклады об этих рыбках. Предлагаю вам послушать своих одноклассников. Будьте очень внимательны. Это вам пригодится при выполнении домашнего задания.
 
- Сначала мы познакомимся со щукой. (14 слайд) (1 ученик выходит к интерактивной доске и рассказывает)
 
- Щука живёт в реке. Она охотится на других рыб: карася, окуня. А также может есть лягушек и утят. Туловище щуки вытянутой формы. Голова длинная. Зубы острые и крепкие. Глаза расположены высоко, благодаря чему далеко видит. Окрашена щука не ярко, бывает серого или серовато – зелёного цвета. Так ей легко прятаться в водорослях и нападать на рыб. Она ведёт охоту из засады. Терпеливо и неподвижно наблюдает за другой рыбой. Нападает щука на рыбу резким рывком. Иногда щуки вырастают очень большими.
 
- Спасибо,    …. ! Молодец! Мы много интересного узнали о щуке.
 
-А теперь послушаем рассказ об окуне.  (15 слайд) (1 ученик выходит к интерактивной доске и рассказывает)
 
- Окунь живёт в реке. Речной окунь питается личинками насекомых, червями и маленькими рыбками. Окунь имеет сжатое с боков тело. Окрашен он ярко. Тело имеет зеленоватую окраску с чёрными полосами на боках.  Плавники, кроме спинных, и хвост красного цвета. Молодые окуни охотятся стаями, а взрослые – в одиночку. Речной окунь преследует рыбу. Иногда, в погоне может выскочить на поверхность воды и даже на берег. Окунь не бывает больших размеров.
 
- Спасибо, … за такой подробный рассказ об окуне!
 
VIII Физкультминутка
 
- А продолжит наш урок физкультминутка. Поиграем с вами в игру «Рыбка». Сначала ведущей буду я, а потом выходить будут самые внимательные. (несколько человек)
 
- Закончили. Переходим к домашнему заданию.
 
IX Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
 
- Насколько внимательно вы слушали рассказ детей, покажет выполнение домашнего задания. А также вам поможет учебник.
 
-  Итак, задание будет таким. Вам надо соединить картинку рыбы с подходящим описанием.
 
- Давайте попробуем. Читаем первое описание….
 
- Соединим стрелочкой с какой рыбкой?  (окунь) Правильно.
 
- Понятно, что нужно сделать дома? (да)
 
- Уберите листочки в сторону.
 
 
 
X Рефлексия
 
- Ребята, у меня есть цветной кубик, на сторонах которого есть фразы. Вам надо кинуть на парту кубик, прочитать фразу и продолжить её. (учитель показывает, как это делается; например, «Мне понравилось… разгадывать загадки», «Мне было интересно… узнать, как дышат рыбы в воде»)
 
XI Итог урока
 
- Ребята, я вижу, что вы многое узнали о рыбах. Мне приятно, что вы запомнили, чем мы занимались сегодня на уроке, какие делали задания. Меня это очень радует! На этом урок окончен. Спасибо за активную работу!