Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическая сущность курса «Окружающий мир»

Галкина Марина Владимировна
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Характеристиками  развития, наиболее важными для младшего школьника, формирующимися при изучении предмета «Окружающий мир» являются:
Одной из главных задач рассматриваемого предмета является развитие общей культуры школьника. Деятельность учителя начальной школы направлена на формирование элементов экологической культуры, развитие нравственных чувств, а также культуры поведения в обществе.
Поскольку уроки строятся на конкретном и близком детям материале, они затрагивают их чувства, позволяют сравнивать свой опыт с приобретаемым, иметь свою точку зрения.
Занятия в рамках курса «Окружающий мир» при правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы [Ильина].
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру, видеть связи между всем,  что окружает человека, осознавать свои возможности изменять действительность, влиять. При этом материал для познания окружающего мира разнообразен и доступен  для младших школьников.  Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования познавательных  универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию[Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя].
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личност­ных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, опреде­ляющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Изучая этот курс, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие познавательные учебные действия:
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: Среди целей изучения окружающего мира одна из важнейших – развитие общественно значимых качеств личности, ценностных представлений о природе, людях, обществе. На ее достижение направлены как содержание курса, так и все компоненты методики ознакомления с природой, обществом, людьми и т.п. Особенно важны для формирования положительного отношения к миру и его познанию проблемные ситуации.
Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни. Младший школьник в своих высказываниях, комментариях к своим рисункам и иллюстрациям учебника, в сочинениях, рассказах-этюдах отражает свое собственное понимание событий страны, учится сравнивать свои эмоциональные состояния с отношениями, которые высказывают в своих произведениях авторы художественных полотен, литературных произведений, скульптурных композиций и др.
Процесс изучения окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины начальной школы, способствует развитию детской эрудиции.
При изучении курса ученики осваивают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, обществоведения, анатомии и др. Это означает, что предмет «Окружающий мир» культурологический, формирующий культуру и эрудицию ребенка. Изучение природы, общества и человека способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя, управлять своим поведением.
Важной стороной личности растущего ребенка является воспитание экологической культуры. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного, рачительного и разумного отношения к природной среде. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственной, так и в естественной среде обитания. В основе эстетического воспитания младших школьников лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств [Т.Н.Ильина].
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только большой чувственный опыт. У него развиваются умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать выводы – то есть он учится быть учеником.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения).
Таким образом, курс «Окружающий мир » является основой построения младшим школьников картины мира, формирования отношения к себе, нравственного, духовного, интеллектуального  развития.
Е.В.  Григорьева отмечает  в методике преподавания естест­вознания принято выделять следующие ос­новные формы: урок, экскурсию, внеуроч­ную, внеклассную и домашнюю работы [Григорьева].
Урок и экскурсия являются обязатель­ными формами учебной работы по естест­вознанию. С ними связана внеурочная ра­бота, которая определяется как форма орга­низации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учи­теля, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса. Внеурочные задания выполняются в классе (заполнение фено­логического уголка); в уголке живой приро­ды (уход за комнатными растениями и до­машними животными); на природе (прове­дение фенологических наблюдений); на учебно-опытном участке (посадка культур­ных растений и уход за ними); на географи­ческой площадке (наблюдения за погодой). Необходимость организации внеурочных работ по естествознанию объясняется дли­тельностью проведения многих наблюде­ний за растениями и животными, отсут­ствием возможности провести некоторые опыты с учащимися всего класса и др. [Григорьева].
Внеклассная работа — это форма орга­низации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расшире­ние и дополнение школьной программы.
Е.В.  Григорьева  отмечает, что приведенные определения и примеры внеурочной и внеклассной работ дают воз­можность утверждать, что обе эти формы могут быть включены в планирование вос­питательной работы. Возможно, для удоб­ства следует объединить все виды воспита­тельной работы, проводимой вне урока, во внеучебную деятельность.
Внеучебная деятельность по ознакомле­нию с окружающим миром имеет следую­щие особенности, отмеченные в стандарте:
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий.
При этом отмечается, что  значительное внимание должно уделяться проектной ис­следовательской деятельности.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной це­ли в течение заданного периода в рамках имеющихся возмож­ностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
  1. направлены на достижение конкретных целей;
  2. включают в себя координированное выполнение взаи­мосвязанных действий;
  3. имеют ограниченную протяженность во времени, с опре­деленным началом и концом;
  4. в определенной степени неповторимы и уникальны [Т.А.  Рунова].
Цель работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциа­ла учащихся.
Проектная деятельность способствует формированию обще­учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познава­тельный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учеб­ную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, ана­лизирует свою деятельность (рефлексия).
Если  проектная деятельность носила груп­повой характер, то  она будет способствовать формированию у уча­щихся коммуникативных умений, таких, как умение распреде­лять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит форми­рование информационной компетентности, связанной с поис­ком, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть зало­жено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы [Т.А.  Рунова].
Таким образом, курс «Окружающий мир» важен для изучения, так как является позволяет осуществлять всестороннее развитее личности, ее социализацию. Изучение его только во время уроков не позволяет в полной мере реализовать его потенциал для развития личности детей, в связи с чем необходимо планировать и осуществлять его изучение еще и  в  внеурочной  деятельности.