Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Творческий проект

Масленица

Юращук Галина Александровна
Тип проекта: творческий, коллективный. Предполагается активная помощь родителей. Это способствует созданию атмосферы общей заинтересованности, сотрудничества детей и родителей. Краткосрочный ( 1месяц).
Продукт: праздник «Масленица».
Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей учащихся в процессе проектно – исследовательской работы о праздновании «Масленицы» на Руси.
 Задачи проекта:
  • собрать и проанализировать литературу о праздновании «Масленицы» на Руси;
  • разучить народные песни, частушки и игры, которые проводились на масленичной неделе;
  • содействовать воспитанию уважения к народным традициям и обрядам, истории нашей страны;
  • развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Актуальность проекта.
Масленица – самый веселый и радостный праздник. Честная, широкая, веселая, сырная неделя или просто объедуха. Так называли масленицу. Наши предки любили этот праздник, ждали его и готовились к нему. «А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» - так пели во время этого славянского праздника. До недавнего времени многие традиции этого праздника были забыты. Но в современном мире интерес к народным традициям и обычаям, народным праздникам возрастает. Мы хотим знать, какой же был праздник раньше, как его праздновали, и какое значение он имел для русских людей. В этом кроется  не только познавательный интерес, но и желание знать и помнить традиции своего народ, историю своей страны.
Этапы проведения проекта:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  1. Подготовительный ( проблема)
  • выбор темы и ее актуальность;
  • определение цели и формулирование задач.
На классном часе, во время обсуждения предстоящих дел на 3 четверть, у детей возник вопрос: «Как появился праздник Масленица, и почему мы не знаем, как встречали его наши предки?» Это и был основополагающий вопрос нашего проекта. С помощью учителя дети сформулировали, какие задачи надо решить в ходе работы над проектом:
  • как называется каждый день на масленичной неделе;
  • какие песни, заклички, частушки пели во время праздника;
  • почему блин является символом Масленицы;
  • почему сжигали куклу-масленицу.
  1. Проектирование.
  • разработка проекта
  • определение источников информации;
  • определение сроков работы над проектом;
  • написание письма – обращения к родителям с просьбой включиться в работу проекта.
На следующем классном часе мы определили 4 направления нашей работы и где можно найти ответы на наши вопросы (оговаривались и интернет ресурсы). На эту работу отводилось 2 недели. В классном уголке были вывешены 4 листка для записи детей по группам. Каждый выбирал задание по интересам. На этом же классном часе написали письмо-обращение к родителям.
  1. Поиск информации:
  • проведение поисково–исследовательской деятельности по группам: 1.История возникновения праздника. 2.Забытые традиции празднования Масленицы. 3. Народные песни, частушки, заклички, которые исполнялись во время Масленицы. 4. Народные игры, конкурсы, состязания, проводимые на масленичной неделе.
  • создание народных костюмов или их элементов.
Каждая группа искала нужную информацию. Дети дома готовили русские народные костюмы.
  1. Продукт ( оформительский этап):
  • работа над созданием сценария праздника «Масленица»;
  • оформление проекта;
  • подготовка к празднику.
Сценарий составлялся совместно учителем с родителями, используя материалы детских исследований. На уроках музыки дети разучивали народные хороводы, частушки. На уроке чтения (используя часы для ведения регионального компонента) разучивались стихи, заклички о Масленице.
  1. Презентация:
  • проведение праздника «Масленица».
Сценарий праздника.
МАСЛЕНИЦА
 
Дети под музыку «Гимн Масленице»  заходят в зал, встают в круг и водят хоровод.
 
 Ведущий1.   Издавна на Руси веселыми гуляньями встречали весну. Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге по деревне и кричал.
Мальчик:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!
Музыка  «Виноград. Масленица». Выносят чучело масленицы.
 
Девочка:
С Масленицей ласковой поздравляем Вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
 
Ведущий2.  Понедельник - "встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
 Ведущий1.  В понедельник на Масленицу накрывались столы с яствами и кушаньями — встречали Чистую масленицу — широкую боярыню. Родственники собирались за столами и договаривались о совместном проведении гуляний. А еще в понедельник необходимо было спать как можно дольше, чтобы вырос хороший лен. 
Вот мне б такие понедельники...
Хотелось бы, братцы, побыть бездельником!!!
 В этот день пели песни.
ПЕСНЯ
 
Ведущий2.  Вторник - "заигрыш". В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их. А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
 
Частушки:
1. Эх топни нога,
   Топни правенькая.
   Я спою сейчас частушки,
   Хоть и маленькая.
2.  Шила платье из капусты,
    Огурцом отделала.
    Рассердилась, платье съела,
    Что же я наделала?
3.  Я на Масленку катался,
    Трое саней изломал,
     Ворона коня замучил,
     И милашку закатал.
4.   Мы с подружкою гуляли
    Сыром гору налепляли
     Всю блинами устилали,
    Сверху маслом поливали!

5.  У меня четыре шали,
      Пятая пуховая,
      Не одна я боевая
      (хором): Все мы здесь бедовые!
6.  Купи, тятя, мне коня
    Вороные ножки.
    Буду девочек катать
    По большой дорожке
7.  Девки, масленка идет!
    Кто нас покатает?
    У Петрушки на дворе
    Сивка пропадает.
8.   Мы частушки вам пропели
     Хорошо ли, плохо ли.
     А теперь мы вас попросим,
     Чтобы вы похлопали.
 
Дразнилки:
Девочка:   Ах ты, Сашка-таракашка,
                 На сарай полезай.
                  Там кошку дерут,
                  Тебе хвостик дадут!
Мальчик:
                   А у Машки на носу
                  Ели кошки колбасу!
Девочка:
                  Ты чего на весь свет раскричался,
                  Будто в ухо тебе мух попался?
                  Мальчик: Кто-кто попался?
Девочка:   Мух!
Мальчик:  Кто это - мух?
Девочка:
                  Ребята, он не знает муха!
                 У соловьихи муж - соловей,
                 Вот у воробьихи – муж воробей,
                 У курицы муж петух.
                 А у мухи муж будет мух!
 Мальчики:
                 Ваши вороны кверху пупом летят!
Девочки:
                 А ваши дураки задравши голову глядят!

 
  1.  Николай! Николай!
             Сиди дома, не гуляй,
             В балалаечку играй.
  1. Андрей – воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Конкурс «Ряженые».  В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.                                                                                          
Ведущий 1.  А как заморишься, да проголодаешься,
                   Играть станет лень,
                   Наступает третий день – среда
                   «Лакомкой» зовется
                   Неслучайно девизом его остается:
                  «Что есть на печи – на стол мечи»
 
Ведущий 2. Среда - "лакомка". Со среды уже официально открывается "праздник живота".
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):
   Блин добро не один.
   Блин брюха не портит.
   Блин не клин, брюха не расколет.
Мальчик:
   У кумы была сестрица
   Печь блины-то мастерица.
   Напекла их кучек шесть,
   Семерым их не поесть.
   А сели четверо за стол,
   Дали душеньке простор,
   Друг на друга поглядели
   И... блины-то все поели!
Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...
Дети (хором):
Подайте широкой Масленице!
Мальчик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...
Дети (хором):
Паршивые блины по аршину длины.
Игра «Съешь яблоко» Надо съесть яблоко, которое находится в тазике с водой, без помощи рук.
 
Ведущий1.   День четвертый – самый важный,
                      Нет его резвей.
                      Крепости берет отважный.
                      Мчатся тройки лошадей.
                      Люди – думали – гадали
                       «Разгуляй» его назвали.
Ведущий 2.  ЧЕТВЕРГ называется "разгулом", "широким четвергом". В этот день празднества подходят к середине, до конца "разгула" остается всего несколько дней. При Иване Грозном по четвергам велись жаркие кулачные бои. После них мужикам не страшно было исполнить и вторую свою обязанность: послать приглашение на блины теще.
Игра «Снежная фигура».  Кто быстрее вылепит снежный шар, обматывая туалетной бумагой группу детей.
 
Ведущий1 .   В пятницу  будет день попроще,
                        Если кто имеет тёщу,
                        Пусть для проводов зимы
                        К тёще едет на блины!
Ведущий 2.     – К тёще на блины идём
                         И друзей с собой ведём!
                         Развесёлая Масленица,
                         Мы тобою хвалимся!
                        – Как на маслену неделю
                         Блины по небу летели,
                         Их была большая стая,
                         Только мы их не достали!
Хоровод «Блины»
     Мы давно блинов не ели,
     Мы блиночков захотели.
Припев:
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
       В квашне новой растворили,
      Два часа блины ходили.
Припев.
      Моя старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица.
Припев.
    Напекла она поесть,
    Сотен пять, наверно, есть.
Припев.
    На поднос блины кладет,
    Их сама к столу несет.
Припев.
    Гости, будьте все здоровы,
    Вот блины мои готовы.
Припев.
Ведущий 1.   А в субботу не безделки – золовкины посиделки.
Ведущий 2.  Приходит черед работать на кухне молодым невесткам. Девушкам надо будет откормить блинчиками сестер мужа.
Игра «А знаете ли вы» Родители помогают детям.
Игра «Моталочки»
 
Ведущий 1.  Масленица – это ещё проводы зимы и встреча весны, поэтому люди старались как можно больше быть на улице. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. И сейчас приглашаем всех на улицу.
Конкурсы на улице.
                    1.Перетягивание каната.
              2. Катание на санках.
              3.Конкурс на метлах.
              4. Конкурс  (для родителей) с метлами и валенками. На черенок метлы натягивают валенок. Противник должен сохранить свой валенок, а у противника его сбить.
Ведущий2.  В воскресенье - "прощеный день" - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Мальчик:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.
Дети кланяются по-русски.
 
 
Список литературы.
  1. Шатилова М.Ю. Творческая мастерская учителя. Проектирование в начальной школе. –Волгоград, 2010. 169с
  2. wiki.fizmat.vspu.ruМетод проектов.
  3. Semya-rastet.ruМасленица
  4. Масленица - Википедия.
  5. www. yfiesta.ru Стихи, загадки на масленицу.
  6. Luntiki.ru Веселые тексты частушек про масленицу