Урок литературного чтения во 2 классе
Рассказ В. Бианки «Музыкант»
Панова Марина Витальевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 547 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 547 Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД).Используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные тесты, разработанные с использованием дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.
На этапе актуализации знаний даётся игра «Угадай имена писателей» с применением мультимедиа.
На этапе мотивация учебной деятельности учащихся работа организуется в группах. В итоге дети делают самостоятельный выводы, на основе которых, дети характеризуют рассказ В. Бианки. «Музыкант». Далее учитель вводит понятия, где учащиеся разбирают их лексическое значение.
На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.
На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп и свою предложениями.
Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Речевая разминка.
4. Определение темы и постановка целей урока.
5. Работа по теме урока.
- рассказ учителя.
- словарная работа.
- предопределение содержания произведения.
- чтение нового произведения.
- проверка первичного восприятия.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление изученного.
- чтение текста учащимися.
- анализ произведения.
- пересказ текста.
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.
Используемые технологии:
- технология использования в обучении игровых методов;
- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, картинки, тест.
Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки
Задачи:
Образовательные
- познакомиться с произведением В.Бианки «Музыкант»
- создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки
- сформировать умение у обучающихся сравнивать жанры произведений
Развивающие
- продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в тексте
- продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное
Воспитательные
- организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание
- воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат
- формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
Техническое оборудование урока:
аудиоприложение к учебнику, ПК, мультимедийный экран, проектор, портрет, книги В.Бианки, картинки животных, тест.
Ход урока
1. Организационный момент
Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
2. Проверка домашнего задания
- чтение рассказа Б. Житкова «Храбрый утёнок»;
- слушание составленных учащимися рассказов, где главный герой – мальчик Алеша.
3. Речевая разминка
На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку (на доске).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
- чтение загадки учителем.
- чтение загадки самостоятельно.
- чтение загадки вслух отдельными учениками.
- Определение темы и постановка целей урока
(работа в парах)
- выберете тему из предложенных на доске, обоснуйте свой выбор:
* «Книги В. Бианки»
* «Книги русских писателей»
* «Книги о природе»
* «Книги о животных»
(ответы обучающихся)
- чтобы узнать, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке, давайте вспомним имена писателей, фамилии которых я назову, а вы напишите на доске первые буквы их имен.
(работа в парах)
(Заходер Борис (Б), Крылов Иван (И), Пушкин Александр (А), Носов Николай (Н), Чуковский Корней (К), Токмакова Ирина (И).
- получилась фамилия – Бианки;
- значит, мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича;
- а теперь определим название произведения, которое мы будем читать;
- отгадайте загадки:
|
- кто играет на музыкальном инструменте? (Музыкант)
- кто такой музыкант?
(мнения детей)
- С.И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант».
«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».
- Как вы думаете, что общего у этих 2 слов: «Бианки», «Музыкант»?
- произведение называется «Музыкант».
На доске появляется запись:
Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
- зная тему, поставьте цель урока.
- Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;
познакомиться с его произведением «Музыкант»;
учиться правильно, выразительно его читать и
анализировать.
5. Работа по теме урока
1) Рассказ учителя об авторе:
Виталий Валентинович Бианки, так же как и Михаил Пришвин, не только любил, но и понимал природу, он написал « Лесную газету» в которой изобразил события, происходящие в лесу.
Родился В.В.Бианки в Петербурге. Его отец был ученым. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Бианки часто там бывал. Но Виталию всегда хотелось в настоящий лес, увидеть живую природу, животных. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берет его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных. (Знакомлю детей с выставкой книг В.В.Бианки).
2) Словарная работа.
- в произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.
Устанавливается лексическое значение слов.
Медвежатник – охотник на медведей.
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса.
3) Предопределение учащимися содержания нового произведения.
(работа в группах)
- зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
4) Чтение нового произведения учителем (аудиоприложение)
- после каждой части читать вопрос, на который учащимся надо попытаться ответить.
5) Проверка первичного восприятия
(работа в группах)
- чьё предположение оказалось более точным?
(Учащиеся высказывают своё мнение).
- ответьте на вопросы теста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.
Тест
1. Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2. Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
3. Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
4. Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
5. Кого он увидел в лесу?
а) зайца;
б) лису;
в) медведя;
6. Как поступил старик?
а) … …;
б) … …;
в) … … .
6. Физкультминутка
- если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши;
- если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.
(Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина)
- вспомните, в каких мультфильмах главным героем был медведь.
(Ответы детей: «Три медведя», «Машенька и медведь», «Медвежонок Умка» и др.)
А вот медвежонок Умка приглашает нас отдохнуть.
Под музыку «Песенка Умки» дети выполняют движения.
7. Закрепление изученного
- Чтение текста учащимися
2. Анализ произведения
- определите жанр произведения.
(Это - рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика);
- кого автор называет музыкантом?
(Автор называет музыкантом старика и медведя.Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте);
- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?
(Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа);
- и с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?
(Слушаются ответы учащихся).
- природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.
- найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.
(Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение. «Дзенн»- это звукоподражание.)
3) Пересказ текста
(Выполнение задания 6 на с. 145)
- перескажи текст, используя вопросы:
*На чем играл старый медвежатник?
*Что сказал ему колхозник?
*зачем медвежатник пошел в лес?
*Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
*Какую картину увидел старик в лесу?
*Почему старик не застрелил медведя?
(ответы учащихся)
8. Рефлексия
- выберете и продолжите любое предложение.
*На сегодняшнем уроке я узнал…
*На этом уроке я похвалил бы себя за…
*После урока мне захотелось…
*Сегодня я сумел…
9. Подведение итогов урока
- говорят, когда медведь спит, он сосет лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы: камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.
- а о какой же забаве мы сегодня еще узнали?
- как называется рассказ?
- какое название дали бы вы?
- кто же здесь музыкант?
- какова главная мысль рассказа?
- почему охотник не убил медведя?
- какой он был человек?
- как надо относиться к природе, к животным?
10. Домашнее задание
- подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 на с. 145.