Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трудности младших школьников при написании изложений

Вячеславова Юлия Владимировна
В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Повторение готового образца проще самостоятельного создания текста, но эта работа не механическая. По мнению Н.А. Пленкина, основная ее трудность связана, прежде всего, с воспроизведением языковых средств.
Согласно Н.И. Политовой, можно выделить характерные трудности, с которыми учащиеся сталкиваются в письменных изложениях:
Можно выделить типичные недостатки пересказа устного и письменного:
- неумение начать;
- подробное начало и скомканное окончание;                                           
- пропуск чего-то важного;
- обеднение языка – допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении (выше 60% бывает редко).
Одной из трудностей при написании изложений может являться неправильное употребление слов или построение предложений. В методике обучения русскому языку это называется речевыми ошибками. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной». Существует много различных классификаций речевых ошибок. Так, например, классификация ошибок С. Н. Цейтлин. Автор указывает, что «в зависимости от причин возникновения ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные.». При написании изложений чаще всего встречаются композиционные ошибки такие, как неоправданный пропуск компонентов предложения, словосочетаний и даже простых предложений. Композиционной считается и одна из самых распространенных ошибок детской речи – лексический повтор.
Учитель должен учитывать трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Некоторые методисты (в их числе К.Д. Ушинский) признавали, что в изложении школьник выступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям адаптация текста. Тексты для изложений подбираются интересные, понятные, близкие к детям.
Роль учителя в том, чтобы управлять степенью влияния образца: он следит за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, наблюдает за переносом фразеологии, следит за тем, чтобы сохранялся стиль или художественное описание природы. Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа. А также задачей учителя является подбор подходящих упражнений для формирования специальных речевых умений, например, различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело их использовать в речи.
Изложение оценивается целостно. Зрелым считается такой пересказ, такое изложение, которое опирается не на серию вопросов учителя по содержанию текста, а на его внутреннюю логику, на план.
Таким образом, при написании изложений у младших школьников возникают трудности с воспроизведением услышанного текста, построением этого текста, соблюдением временных и пространственных отношений. Учитель должен целенаправленно работать над связной речью детей, чтобы преодолеть эти трудности.