Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование орфографических умений в начальной школе.
Виды орфографических упражнений, назначение и методика их проведения

 
Исакова Полина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 501
«Писать грамотно требует социальная порядочность» Л.В. Щерба
В современном обществе возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной формами речи. Как известно, наибольшие сложности вызывает общение в письменной форме. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык.
Большой вклад в разработку научных основ обучения младших школьников орфографии внесли Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов,  А.М. Пешковский, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, М.В. Ушаков, и др.
В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических умений:
Орфографические умения опираются на следующие виды орфографической памяти: Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти.
Традиционно в методике выделяют следующие группы орфографических упражнений:
В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон: Списывание - это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.
Списывание опирается в первую очередь на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, приучаю к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.
Списывание как упражнение существует в двух формах:
С учётом заданий типа – выписать из данных слов, словосочетаний, предложений слова только с данной орфограммой; выписать в один столбик слова с одной орфограммой, в следующий – с другой и т.п. – можно выделить неосложнённое выборочное списывание и осложнённое выборочное списывание, которые учат школьников выбору той или иной орфограммы из ряда изученных и предполагают, что решение орфографической задачи требует от учеников осуществления более сложных мыслительных действий.
Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти, но ведущими являются слуховой и речедвигательный виды.
Обучающие диктанты имеют две формы подготовки: зрительную (или зрительно-словесную) и словесную (словесно-слуховую).
Предупредительный диктант. Ценность этого диктанта в том, что ошибки предупреждаются до записи.
Выборочный диктант. Его цель – отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой.
Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Объясняются орфограммы, вспоминаются правила
Объяснительный диктант. Текст пишется без предварительного  объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи.         
При написании каждого из названных видов диктантов формируются три первые  орфографические умения, однако любое упражнение заканчивается заданием открыть книгу и проверить себя, что  предусматривает развитие четвёртого орфографического умения – находить и исправлять свои ошибки.
Список использованной литературы: