Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание коммуникативной культуры
средствами внеклассных мероприятий

Захарченко Анна Ивановна

"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"
Антуан де Сент-Экзюпери.

Общение - это размышление вслух о предметах, не обязательно конкретно необходимых, но нужных уму и сердцу. Счастливые и несчастные, благополучные и неустроенные, мы устремляемся друг у другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, услышать совет или утешение. И только ожидание помощи и участия притягивает нас друг к другу. В общении рождается духовная близость, обогащается нами внутренний мир, исчезает чувство одиночества.

Не всегда обстоятельства жизни способствуют только дружеским контактам и приятным беседам. Однако даже в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, сердечность, такт.

Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом,- одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворенности жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя.

Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения.

Основа слов в отношении близких людей - уважение. Оно проявляется в интересе к склонности и занятии друг друга, во взаимном приближении к духовному миру близкого человека.

Очень важно учить прощать незаслуженные обиды, иногда небрежное отношение. К самым благоприятным результатам приводит взаимная уступчивость.

Особое внимание имеют следующие элементы общения:

1. ВЗГЛЯД.

Хмурный, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный - тревожит. Иронический, надменный - оскорбляет. Открытый и приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение.

2. СЛОВО.

Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово "нормально". Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос "Как здоровье?" отвечаем: "нормально". Как живешь?" - "нормально". "Как дела на работе?" - "нормально". и т.д. А ведь в нашем словаре столько превосходных и красивых слов.

3. ИНТОНАЦИЯ.

Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и огорчает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.

4 ЖЕСТ.

Он, так же как интонация и взгляд, обидеть, унизить, возмутить. Или наоборот, выразить расположение, участие.

Таким образом, можно сказать, что овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности.

Урока общения для учащихся начальной школы направлены на развитие следующих коммуникативных умений:

- слушать и слышать другого человека.

- участвовать в свободной беседе;

- быть внимательным к самому себе и окружающим;

- понимать чувства и настроения другого;

- осмысливать свои поступки и поступки другого человека.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. устремленный на познание и оценку самого себя.

За многие годы моей работы, я пришла к выводу, что необходимо заниматься целенаправленно развитием навыков общения. Самая главная установка для меня - это установление взаимопонимания между мною, детьми и их родителями. Недаром существует крылатая фраза: "Счастье - это когда тебя понимают".

Развитие коммуникативных способностей начинается с первых месяцев жизни и зависит не только от вида взаимоотношений в семье, семейного стиля воспитания, но и от истоков индивидуальности ученика.

В моем первом классе 30 детей, Все они пришли из разных детских садов. Моей главной целью было создание социально - психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Главной задачей адаптации было - развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыться его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с Вами своими проблемами.