Проект. Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений
Театральный кружок "Сказка"
Актуальность:
Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому мы решили, что будет целесообразно использовать театрализованную деятельность в работе как средство коррекции речевых нарушений. Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используются при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы. Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития мотивации на устранение речевых дефектов в процессе театральной деятельности.
Задачи:
· Проводить коррекцию речевых нарушений:
-формирование звуковой культуры речи,
-автоматизация звуков,
-развитие фонематического слуха,
-развитие связной речи.
· Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
- учить детей строить отношения друг с другом (овладение навыками общения и коллективного сотворчества);
- развивать память, мимику, речь, простейшие движения, выразительность речи, четкость дикции, умение выступать перед аудиторией;
- разыгрывать несложные небольшие этюды и стихотворения;
- воспитывать у ребенка доброту, чувство сострадания, взаимовыручку, уважение друг к другу, на примере персонажей выбранного спектакля;
- развивать творческие и артистические способности детей;
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров) ;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе ;
- создать условие для совместной театрализованной деятельности взрослых и детей.
Тип проекта:долгосрочный (срок реализации проекта сентябрь-май), коллективный, творческо- игровой.
Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатель, логопед, родители воспитанников.
Роль родителей в организации проекта:
· Консультации «Театр своими руками», «Домашний театр», «Мама, папа и я театральная семья».
· Включенность и заинтересованность проблемой использования театральных игр в коррекции речи,
· Совместное посещение спектаклей в театрах города,
· Помощь детям в изготовлении атрибутов и костюмов к разным спектаклям,
Предполагаемый результат:
· Дети смогут инсценировать небольшие стихотворения, взаимодействовать с партнером;
· Смогут проявлять умение импровизировать в песне, танце, игре;
· Дети научатся владеть пластикой, мимикой, выразительной речью, четкой дикцией;
· Дети узнают театральные термины: публика, афиша, пьеса, спектакль, капельдинер, антракт, кулисы, аплодисменты, репертуар, занавес, и т.д.
· Дети научатся свободно владеть связной речью;
· Будут самостоятельно следить за правильностью произношения звуков как в своей речи, так и в речи товарищей.
Продукт проектной деятельности:
Театральный уголок в группе, фотоальбом- галерея работников театра, фотографии игровых занятий, показ детьми спектаклей с использованием разных видов театра.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Индивидуальные творческие задания.
6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
7. Беседы-диалоги.
8. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
9. Чтение литературы.
10. Оформление альбома о театре.
Содержание проекта
1 блок :
Театральная азбука
- Консультации для родителей, воспитателей.
- Оформление фотовыставки « Играем в сказку».
- Подведение итогов, обобщение опыта работы.
2 блок :
Уроки театрального мастерства
а. Упражнения на:
- активизацию общения,
-речевое дыхание,
-выработку дикции,
- формирование интонационной выразительности.
б. Скороговорки, чистоговорки.
в. Пантомимические этюды.
г. Пластические этюды.
д. Пальчиковые этюды.
е. Подвижные игры с элементами драматизации.
3 блок:
Маленькие артисты
- Обучение кукловождению
- Игры-драматизации.
- Настольный, кукольный, пальчиковый театры
- Спектакли.
4 блок:
Умелые ручки
- Организация театральной мастерской с участием родителей.
- Изготовление кукол из различных материалов.
- Изготовление декораций и костюмов.
- Изготовление афиш, буклетов, пригласительных билетов.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный (сентябрь 2013).
Задачи:
- Обсудить с детьми и родителями проблему проекта.
- Создать творческую группу.
- Подготовка инструментария для поведения диагностики.
2 этап- планирование, запуск проекта (октябрь 2013г).
Задачи:
- Выявить уровень эмоциональной выразительности, исполнительских навыков.
- Провести анализ использования театрализованных игр в педагогическом процессе данной группы.
- Выявить уровень заинтересованности родителей театрализованными играми.
3 этап- реализация проекта (ноябрь 2013-апрель 2014г.)
Задачи:
- Подобрать упражнения, направленные на формирование эмоциональной выразительности речи, исполнительских навыков у детей.
- Включить театрализованные игры в занятия по развитию речи, окружающему миру, музыкальные занятия и в свободную игровую деятельность.
-Включить речевые и творческие игры в занятия театрального кружка.
- Подготовить сценарии для постановок с детьми.
- Расширить знания родителей и педагогов о значении театрализованных игр в развитии ребенка.
- Привлечь родителей к участию в утренниках, театрализованных постановках.
- Создать театральную мастерскую при участии родителей.
4 этап- заключительный (май 2014г.)
Задачи:
- Провести диагностику эмоционального развития речи и исполнительских навыков детей.
- Подготовить заключительный спектакль.
- Обобщить опыт работы над проектом.
- Провести круглый стол на тему: «Театрализованная игра в жизни дошкольника» с участием родителей.
План реализации проекта
Этап |
срок |
мероприятие |
Ожидаемый результат |
1 |
Сентябрь 2013 |
Проведение диагностики . |
Повышение интереса родителей к эмоциональному развитию речи детей |
2 |
Октябрь 2013 |
- Подборка упражнений для повышения эмоционального развития речи и исполнительских навыков |
Разработка календарного плана работы театрального кружка |
3 |
Ноябрь 2013 апрель 2014 |
Создание развивающей среды |
Театральный уголок. |
4 |
Апрель-Май 2014 |
1. Проведение заключительной диагностики |
Обобщение опыта. |
Перспективный план работы театрального кружка.
РАЗДЕЛ 1. «ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать культуру речевого общения, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Расширять и активизировать словарь детей.
3. Работать над выразительностью речи, закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию.
РАЗДЕЛ 2. «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
1. Формировать интерес к театральному искусству , положительное к нему отношение.
2. Углублять знание о театре как о виде искусства.
3. Развивать умение передавать эмоции с помощью мимики, жестов, позы, движения.
4. Стимулировать активность и инициативу в импровизациях.
РАЗДЕЛ 3. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
1. Обогащать эмоциональные представления детей.
2. Развивать певческие навыки детей.
3. Развивать навыки передачи в движении музыкальных образов.
РАЗДЕЛ 4. «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
1. Развивать творческую активность детей, совершенствовать их импровизационные возможности.
2. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
3. Ставить детей в поисковую ситуацию, в выборе выразительных средств для передачи образа.
№ занятия |
Тема занятия |
Задачи |
Методы и приемы |
|
|
Октябрь |
|
1 |
Приглашение в театр |
-Развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности. -Знакомство детей с историей театра. -Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров . (художественный, драматический, кукольный). -Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
|
Беседа: «Что такое театр?» Игра «Путешествие во времени» Показ иллюстраций, фотографий афиш театров Рассказы детей о посещении театров.
Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства.
|
2 |
Театр своими руками |
-Создание детьми «своего театра» в группе. -Учить, совместными усилиями, создавать атрибуты необходимые для организации театра. -Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. -Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. -Воспитывать желание узнать новое.
|
«Конкурс художников», создание вывески для группового театра. Игра «Комплимент», направлена на развитие сочувствия и сопереживания при обсуждении вывески.
Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)
|
3 |
Попробуем измениться |
-Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. -Развивать способность понимать собеседника. -Познакомить детей с понятиями «мимика» и «жест». -Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жеста.
-Знакомить детей с элементами актерского мастерства- это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях , передать переживания героев, их чувства. |
Игра «Назови ласково» Вопросы к детям. Пантомимические загадки. Этюды |
4 |
«Как игрушки слушали музыку» |
-Готовить детей к театрализованным представлениям. -Помочь преодолеть скованность и застенчивость. -Развивать воображение, внимание, учить реагировать на зрительные сигналы. -Эмоционально обогащать представления детей о природе через музыкальный образ. |
Этюд на развитие воображения «Предположим, что…» Игры на развитие памяти и внимания |
|
|
Ноябрь |
|
5 |
"Веселые сочинялки".
|
-Развитие фантазии и творчества в процессе придумывания диалога к сказке. -Активизация словаря, развитие связной речи, -Учить проявлять свою индивидуальность. -Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. -Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. -Развивать связную речь детей (диалогическую). |
Игра «Театральная разминка» Конкурс на самую лучшую драматизацию сказки «Курочка ряба» Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).
|
6 |
Учимся говорить по-разному. Техника речи.
|
-Обратить внимание детей на интонационную выразительность. -Развивать интонационный строй речи. -Упражнять в проговаривании фраз с разной интонацией. -Развивать коммуникативные способности. -Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. -Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. -Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.
|
Показ, объяснение, рассуждение, помощь. Игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу", |
7 |
Играем пальчиками |
-Учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев. -Закрепить в речи детей понятие «пантомима». -Развитие мелкой моторики.
|
Игровые упражнения с помощью пальчиков. Инсценировка пальчиковой сказки.
|
8 |
Постучимся в теремок |
-Развитие фантазии, -Совершенствовать выразительность движений, -Активизировать внимание детей при ознакомлении с новой сказкой. -Учить понятно и логично отвечать на вопросы по ознакомлению со сказкой. -Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. -Совершенствовать интонационную выразительность. |
Знакомство со сказкой Бианки «Теремок». Этюд на расслабление «Разговор с лесом». Беседа по содержанию сказки.
|
|
|
Декабрь |
|
9 |
Многим домик послужил, кто только в домике не жил… |
-Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев. -Продолжать работу над артикуляцией, дикцией. - Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи. -Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их стихотворной и связной речи. - Продолжение работы над звуковым анализом слов. - Составление сложноподчиненных предложений. - Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Согласование числительных с существительными. - Работа над интонационной выразительностью речи.
|
Игра «Узнай героя сказки». Драматизация сказки. |
10 |
Викторина по сказкам |
-Расширить знания детей о сказках; -Создать условия для пропаганды здорового образа жизни; -Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости; -Развивать речь , читательский интерес, память; -Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества
|
Упражнения и игры на развитие интонационной выразительности. |
11 |
Учимся четко говорить |
-учить четко и правильно проговаривать скороговорки. -Отрабатывать дикцию. -Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. -Развивать дикцию. -Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. - Работать над артикуляцией, Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью.
|
Скороговорки, потешки, стихи |
12 |
Веселые стихи читаем и рифму добавляем |
-Упражнять в подборе рифмы к словам. -Закрепить понятие «рифма». -Поощрять совместные стихосложения.
|
Закончить чистоговорку и сочинить самому |
|
|
Январь |
|
13 |
С.Маршак «Кошкин дом» |
-Учить логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. -Закреплять правильное произношение звуков -Закреплять впечатление детей от сказки «Кошкин дом» -Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. |
Разбор литературной основы сказки. Пересказывание детьми. Беседа о смысле сказки |
14 |
Ритмопластика. Речь и движение
|
-Развивать у детей умение пользоваться жестами. -Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. -Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом
|
|
|
|
Февраль
|
|
15 |
Начать работу над альбомом "Все о театре".
|
-Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. - Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).
|
|
16 |
Постановка сказки |
-Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. -Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. - Дополнить сказку нужными эпизодами. -Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.
-Учить детей композиционному построению сцен. |
Чтение сказки. Обсуждение и дополнение.
Продолжить работу над спектаклем, стремясь к целостной постановке. |
17 |
Распределение ролей |
-Учить детей дружно и согласованно договариваться. -Воспитывать чувство коллективного творчества. -Соизмерять свои возможности. - Самооценка и самоанализ. -Продолжать работать над интонационной выразительностью речи. -Формировать умение детей пересказывать сюжет сказки. -Стараться, чтобы дети запомнили сюжет сказки, последовательность действий. |
|
18 |
Ритмопластика.
|
-Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. -Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в песенной, танцевальной, образно-игровой, речевой деятельности - Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.
|
|
|
|
Март |
|
19 |
Отработка диалогов.
|
-Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. -Развивать связную речь детей. -Воспитывать уверенность. -Расширять образный строй речи. - Закреплять знание текста сказки, учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.
|
Работать над артикуляцией, дикцией. Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью |
20 |
Техника речи.
|
-Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. -Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. - Учить детей пересказывать сказку по ролям, подбирать соответствующую интонацию, жесты, мимику.
|
|
21 |
Техника речи. Отработка диалогов.
|
-Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. -Развивать связную речь детей. -Воспитывать уверенность. -Расширять образный строй речи. -Следить за выразительностью образа. |
Работа над целостной постановкой спектакля. |
22 |
Мастерская актера.
|
-Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. -Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. -Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
|
|
|
|
Апрель |
|
23 |
Работа с костюмами |
-Учить детей подбирать для себя костюмы. -Готовить их к выступлению. -Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. -Воспитывать желание помочь товарищу. - Развивать эстетические чувства.
|
|
24 |
Репетиция.
|
-Определить готовность детей к показу сказки. -Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. - Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. -Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи |
|
25 |
Репетиция.
|
-Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. -Развивать воображение и веру в сценический замысел. -Определить готовность детей к показу сказки. -Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. - Показать образы животных через пластические возможности своего тела. -Развивать умение оправдывать свои действия. -Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. - Учить композиционному построению сцен.
|
Выразительность и эмоциональность в передаче образов героев. |
26 |
Показ сказки |
-Закрепить у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. -Закреплять умение детей самостоятельно подбирать способы действий, движения, искать собственные средства выразительности. |
|