Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Проект. Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений

Театральный кружок "Сказка"

 

Актуальность:

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому   мы решили, что будет  целесообразно использовать театрализованную деятельность в работе как средство коррекции речевых нарушений. Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используются  при пересказе рассказов, сказок и диалогов.  Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы.   Умелое использование театрализованных игр  позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

 

 

 

 

 

 

Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития  мотивации на устранение  речевых дефектов в процессе театральной деятельности.

                                           

 

Задачи:

·        Проводить коррекцию речевых нарушений:

-формирование звуковой культуры речи,

-автоматизация звуков,

-развитие фонематического слуха,

-развитие связной речи.

·        Развивать творческие способности  детей средствами театрального искусства.

- учить детей строить отношения друг с другом  (овладение навыками общения и коллективного сотворчества);

- развивать память, мимику, речь, простейшие движения, выразительность речи, четкость дикции, умение выступать перед аудиторией;

- разыгрывать несложные небольшие этюды и стихотворения;

- воспитывать у ребенка доброту, чувство сострадания, взаимовыручку, уважение друг к другу, на примере персонажей выбранного спектакля;

- развивать творческие и артистические способности детей;

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров) ;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе ;

- создать условие для совместной театрализованной деятельности взрослых и детей.

 

 

Тип проекта:долгосрочный (срок реализации проекта сентябрь-май), коллективный, творческо-  игровой.

 

Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатель, логопед, родители воспитанников.

 

Роль родителей в организации проекта:

·        Консультации «Театр своими руками», «Домашний театр», «Мама, папа и  я театральная семья».

·        Включенность и заинтересованность проблемой использования театральных игр в коррекции речи,

·        Совместное посещение спектаклей в театрах города,

·        Помощь детям в изготовлении атрибутов и костюмов к разным спектаклям,

 

Предполагаемый результат:

·        Дети смогут инсценировать небольшие стихотворения, взаимодействовать с партнером;

·        Смогут проявлять умение импровизировать в песне, танце, игре;

·        Дети научатся владеть пластикой, мимикой, выразительной речью, четкой дикцией;

·        Дети узнают театральные термины: публика, афиша, пьеса, спектакль, капельдинер, антракт, кулисы, аплодисменты, репертуар, занавес, и т.д.

·        Дети научатся свободно владеть связной речью;

·        Будут самостоятельно следить за правильностью произношения звуков как в своей речи, так и в речи товарищей.

 

 

 

Продукт проектной деятельности:

Театральный уголок в группе, фотоальбом- галерея работников театра, фотографии игровых занятий, показ детьми спектаклей с использованием разных видов театра.

 

Формы работы.

1.     Театрализованные игры.

2.     Занятия в театральном кружке.

3.     Рассказы воспитателя о театре.

4.     Организация спектаклей.

5.     Индивидуальные творческие задания.

6.     Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

7.     Беседы-диалоги.

8.     Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

9.     Чтение литературы.

10.                       Оформление альбома о театре.

Содержание проекта

1 блок :

Театральная азбука
- Консультации для родителей, воспитателей.
- Оформление фотовыставки « Играем в сказку».
- Подведение итогов, обобщение опыта работы.

2 блок :

Уроки театрального мастерства
а. Упражнения на:
- активизацию общения,
-речевое дыхание,
-выработку дикции,
- формирование интонационной выразительности.
б. Скороговорки, чистоговорки.
в. Пантомимические этюды.
г. Пластические этюды.
д. Пальчиковые этюды.
е. Подвижные игры с элементами драматизации.

3 блок:

Маленькие артисты
- Обучение кукловождению
- Игры-драматизации.
- Настольный, кукольный, пальчиковый театры
- Спектакли.

4 блок:

Умелые ручки
- Организация театральной мастерской с участием родителей.
- Изготовление кукол из различных материалов.
- Изготовление декораций и костюмов.
- Изготовление афиш, буклетов, пригласительных билетов.
 

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный (сентябрь 2013).

Задачи:

- Обсудить с детьми и родителями проблему проекта.

- Создать творческую группу.

- Подготовка инструментария для поведения диагностики.

2 этап- планирование, запуск проекта (октябрь 2013г).

Задачи:

- Выявить уровень эмоциональной выразительности, исполнительских навыков.

- Провести анализ использования театрализованных игр в педагогическом процессе данной группы.

- Выявить уровень заинтересованности родителей театрализованными играми.

3 этап- реализация проекта (ноябрь 2013-апрель 2014г.)

 

Задачи:

- Подобрать упражнения, направленные на формирование эмоциональной выразительности речи, исполнительских навыков у детей.

- Включить театрализованные игры в занятия по развитию речи, окружающему миру, музыкальные занятия и в свободную игровую деятельность.

-Включить речевые и творческие игры  в занятия театрального кружка.

- Подготовить сценарии для постановок с детьми.

- Расширить знания родителей и педагогов о значении театрализованных игр в развитии ребенка.

- Привлечь родителей к участию в утренниках, театрализованных постановках.

- Создать театральную мастерскую при участии родителей.

4 этап- заключительный (май 2014г.)

Задачи:

- Провести диагностику эмоционального развития речи и исполнительских навыков детей.

- Подготовить заключительный спектакль.

- Обобщить опыт работы над проектом.

- Провести круглый стол на тему: «Театрализованная игра в жизни дошкольника» с участием родителей.



 

 

 

 

План реализации проекта

Этап

срок

мероприятие

Ожидаемый результат

 

 

 

1

Сентябрь

2013


Введение детей в проблему.
Создание творческой группы.

Проведение диагностики .
Проведение родительского собрания, введение их в проблему проекта (обсуждение мероприятий, привлечение к участию в изготовлении костюмов и декораций)
 


Интерес детей и родителей к проблеме проекта

Появление инициативной творческой группы

Повышение интереса родителей к эмоциональному развитию речи детей

Установление партнерских отношений с родителями

 

 

 

2

Октябрь

 2013

- Подборка упражнений для повышения эмоционального развития речи и исполнительских навыков
- Разработка занятий с использованием театрализованных игр
- Работа над созданием театральной мастерской

Разработка календарного плана работы театрального кружка
 

3

Ноябрь 2013 апрель 2014

Создание развивающей среды

- театральный уголок

- внесение в группу различных видов театра

- изготовление ширмы для показа спектаклей

- библиотека игр

- подбор материалов для изготовления кукол, костюмов, декораций

2. Проведение в режимных моментах упражнений и игр на развитие средств эмоциональной выразительности речи

3. Проведение занятий с использованием театрализованных игр

4. Посещение театров, музеев.

5. Проведение спектаклей, утренников с участием детей и родителей.

6. Консультативная помощь.

- Значение и виды

театрализованных игр.

- Как можно организовать театр дома
7.Чтение художественной литературы.

Театральный уголок.

Овладение приемами кукловождения.
Создание новых атрибутов руками детей и родителей.
Дети научаться владеть мимикой, использовать интонацию. Будут более раскованными в движении

Появятся навыки актерского мастерства, умение эмоционально передать свой персонаж.

Закрепление навыков культурного поведения в театре. Развитие умения понимать и обсуждать увиденный спектакль.

Родители не только зрители, но и участники театрализованных игр.

Установление партнерских взаимоотношений между родителями и педагогами.

Появление новых сюжетов для проведения театрализованных игр.

4

Апрель-Май 2014

1. Проведение заключительной диагностики

2. Подготовка заключительного спектакля.

3. Проведение круглого стола на тему «Театрализованная игра в жизни дошкольника» с участием родителей

Обобщение опыта.

Спектакль с участием детей и их родителей.

Участие родителей в круглом столе.

 

 

 

 

Перспективный план работы театрального кружка.

РАЗДЕЛ  1. «ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:

1.     Воспитывать  культуру речевого общения, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2.     Расширять и активизировать словарь детей.

3.     Работать над выразительностью речи, закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию.

 

РАЗДЕЛ  2. «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:

1.     Формировать интерес к театральному искусству , положительное к нему отношение.

2.     Углублять знание о театре как о виде искусства.

3.     Развивать умение передавать эмоции с помощью мимики, жестов, позы, движения.

4.     Стимулировать активность и инициативу в импровизациях.

РАЗДЕЛ 3. «МУЗЫКАЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:

1.     Обогащать эмоциональные представления детей.

2.     Развивать певческие навыки детей.

3.     Развивать навыки передачи в движении музыкальных образов.

РАЗДЕЛ  4. «ТВОРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
 ЗАДАЧИ:

1.     Развивать творческую активность детей, совершенствовать их импровизационные возможности.

2.     Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

3.     Ставить детей в поисковую ситуацию, в выборе выразительных средств для передачи образа.

 

 

 


№ занятия

Тема занятия

Задачи

Методы и приемы

 

 

                       Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

1

Приглашение в театр

-Развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности.

-Знакомство детей с историей театра.

-Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров . (художественный, драматический, кукольный).

-Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

 

Беседа: «Что такое театр?»

Игра «Путешествие во времени»

Показ иллюстраций, фотографий афиш театров

Рассказы детей о посещении театров.

Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства.
Знакомство с  героями сказки, с их характеристиками. Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства.
Знакомство с  героями сказки, с их характеристиками.

 

 

 

2

Театр своими руками

-Создание детьми «своего театра» в группе.

-Учить, совместными усилиями, создавать атрибуты необходимые для организации театра.

-Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям.

-Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

-Воспитывать желание узнать новое.

 

«Конкурс художников», создание вывески для группового театра.

Игра «Комплимент», направлена на развитие сочувствия и сопереживания при обсуждении вывески.

 

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

 

 

 

 

 

 

3

Попробуем измениться

-Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

-Развивать способность понимать собеседника.

-Познакомить детей с понятиями «мимика» и «жест».

-Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жеста.

-Знакомить детей с  элементами актерского мастерства- это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях , передать переживания героев, их чувства.
Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями, переживаниями героев менять интонацию, выражение лица.

Игра «Назови ласково»

Вопросы к детям.

Пантомимические загадки.

Этюды

 

 

 

     4

«Как игрушки слушали  музыку»

-Готовить детей к театрализованным представлениям.

-Помочь преодолеть скованность и застенчивость.

-Развивать воображение, внимание, учить реагировать на зрительные сигналы.

-Эмоционально обогащать  представления детей о природе через музыкальный образ.

Этюд на развитие воображения

«Предположим, что…»

Игры на развитие памяти и внимания

 

 

               Ноябрь

 

    

 

 

5

"Веселые сочинялки".

 

-Развитие фантазии и творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

-Активизация словаря, развитие связной речи,

-Учить проявлять свою индивидуальность.

-Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.

-Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей.

-Развивать связную речь детей (диалогическую).

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на самую лучшую драматизацию сказки «Курочка ряба»

Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).

 

 

 

 

 

    6

Учимся говорить по-разному.

Техника речи.

 

-Обратить внимание детей на интонационную выразительность.

-Развивать интонационный строй речи.

-Упражнять в проговаривании фраз с разной интонацией.

-Развивать коммуникативные способности.

-Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

-Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.

-Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

 

Показ, объяснение, рассуждение, помощь.

Игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу",

 

     7

Играем пальчиками

-Учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев.

-Закрепить в речи детей понятие «пантомима».

-Развитие мелкой моторики.

 

Игровые упражнения с помощью пальчиков.

Инсценировка  пальчиковой сказки.

 

 

 

 

 

 

 

    8

Постучимся в теремок

-Развитие фантазии,

-Совершенствовать выразительность движений,

-Активизировать внимание детей при ознакомлении с новой сказкой.

-Учить понятно и логично отвечать на вопросы по ознакомлению со сказкой.

-Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.

-Совершенствовать интонационную выразительность.

Знакомство со сказкой Бианки «Теремок».

Этюд на расслабление «Разговор с лесом».

Беседа по содержанию сказки.

 

 

 

                     Декабрь

 

 

 

 

    9

Многим домик послужил, кто только в домике не жил…

-Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев.

-Продолжать работу над артикуляцией, дикцией.

- Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи.

-Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их стихотворной и связной речи.

- Продолжение работы над звуковым анализом слов.

- Составление сложноподчиненных предложений.

- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Согласование числительных с существительными.

- Работа над интонационной выразительностью речи.

 

 

 

Игра «Узнай героя сказки».

Драматизация сказки.

 

 

 

 

    10

Викторина по сказкам

-Расширить знания детей о сказках;

-Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;

-Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

-Развивать речь , читательский интерес, память;

-Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества

 

Упражнения и игры на развитие интонационной выразительности.

 

 

 

 

 

    11

Учимся четко говорить

-учить четко и правильно проговаривать скороговорки.

-Отрабатывать дикцию.

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

-Развивать дикцию.

-Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

- Работать над артикуляцией,  Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью.

 

Скороговорки, потешки, стихи

 

 

   12

Веселые стихи читаем и рифму добавляем

-Упражнять в подборе рифмы к словам.

-Закрепить понятие «рифма».

-Поощрять совместные стихосложения.

 

 

Закончить чистоговорку и сочинить самому

 

 

       Январь

 

 

 

 

    13

С.Маршак «Кошкин дом»

-Учить логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

-Закреплять правильное произношение звуков

-Закреплять впечатление детей от сказки «Кошкин дом»

-Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Разбор литературной основы сказки. Пересказывание детьми. Беседа  о смысле сказки

 

 

 

 

   14

Ритмопластика.

Речь и движение

 

-Развивать у детей умение пользоваться жестами.

-Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

-Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом

 

 

 

 

                Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

     15

Начать работу над альбомом "Все о театре".

 

-Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях.

- Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

 

 

 

 

 

 

  16

Постановка сказки

-Познакомить детей со сценарием постановкой сказки.

-Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад.

- Дополнить сказку нужными эпизодами.

-Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

-Учить детей композиционному построению сцен.
Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке.

Чтение сказки.

Обсуждение и дополнение.

Продолжить работу над спектаклем, стремясь к  целостной постановке.
Скороговорки, чистоговорки, потешки.

 

 

 

    17

Распределение ролей

-Учить детей дружно и согласованно договариваться.

-Воспитывать чувство коллективного творчества.

-Соизмерять свои возможности.

- Самооценка и самоанализ.

-Продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

-Формировать умение детей пересказывать сюжет сказки.

-Стараться, чтобы  дети запомнили сюжет сказки, последовательность действий.

 

 

 

 

    18

Ритмопластика.

 

-Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

-Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в песенной, танцевальной, образно-игровой, речевой деятельности

- Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи  игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.

 

 

 

 

                 Март

 

 

 

 

 

    19

Отработка диалогов.

 

-Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. -Развивать связную речь детей. -Воспитывать уверенность.

-Расширять образный строй речи.

- Закреплять знание текста сказки, учить выразительно, с эмоциями передавать  диалогическую часть текста сказки.

 

Работать над артикуляцией, дикцией. Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью

 

 

 

    20

Техника речи.

 

-Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

-Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

- Учить детей пересказывать  сказку по ролям, подбирать соответствующую  интонацию, жесты, мимику.

 

 

 

 

 

21

Техника речи.

Отработка диалогов.

 

-Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. -Развивать связную речь детей. -Воспитывать уверенность.

-Расширять образный строй речи.

-Следить за выразительностью образа.

Работа над целостной постановкой спектакля.

 

 

 

 

 

    22

Мастерская актера.

 

-Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке.

-Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

-Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

 

 

 

 

               Апрель

 

 

 

 

 

   23

Работа с костюмами

-Учить детей подбирать для себя костюмы.

-Готовить их к выступлению.

-Развивать самостоятельность, творчество, фантазию.

-Воспитывать желание помочь товарищу.

- Развивать эстетические чувства.

 

 

 

 

 

 

   24

Репетиция.

 

-Определить готовность детей к показу сказки.

-Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

- Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

-Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи

 

 

 

 

 

 

    25

Репетиция.

 

-Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену.

-Развивать воображение и веру в сценический замысел.

-Определить готовность детей к показу сказки.

-Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

- Показать образы животных через пластические возможности своего тела.

-Развивать умение оправдывать свои действия.

-Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

- Учить композиционному  построению  сцен.

 

 

Выразительность и эмоциональность в передаче образов героев.

26

Показ сказки

-Закрепить  у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа.

-Закреплять умение детей  самостоятельно подбирать способы действий, движения, искать собственные средства выразительности.