Прийменко Елена Валерьевна
учитель ИКП и МХК ГБОУ СОШ № 217
План - конспект классного часа "Диалог - путь к пониманию. В единстве наша сила"
Технология подготовки и проведения классного часа
Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
содействие становлению и проявление субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Воспитательные функции классного часа:
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся по этике, эстетике, психологии - наукам, не нашедшим отражения в учебных программах, или по физике, математике, литературоведению и другим уже известным школьникам наукам. Эту функцию классного часа зачастую называют функцией «ознакомления с миром».
Ориентирующая функциязаключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир.
Правда, она неразрывно связана с просветительской: нельзя передать ученику отношение к объекту мира, с которым ученик незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; никогда не удастся развить уважительное отношение к классической музыке без ознакомления с нею; будут бесплодными попытки воспитать любовь к прекрасному без организации «встречи» с этим прекрасным.
Направляющая функцияпомогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, выбор жизненного пути, постановку жизненных целей и реализацию этих целей.
Готовить классный час надо не менее, внимательно необходимо тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять четкую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал. Не менее внимательно необходимо выстраивать тематическую систему ряда классных часов так, чтобы они составляли цепь воздействий, а не были бы рядом разрозненных, случайных влияний, которые легко «смываются» стихийными жизненными влияниями.
Методика организации классного часа складывается из трех основных направлений работы педагога:
- определение содержания классного часа;
- организационное оформление;
- планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
Методы и приемы проведения классного часа:
Рассказ, в ходе которого освещается определенный фактический материал, достоверный или основанный на художественном воображении. Передача информации производится в конкретно-образном виде и потому легко воспринимается любой аудиторией школьников. Чтобы рассказ эффективнее выполнял воспитательные функции, необходимо по ходу повествования передавать определенное отношение к событиям, явлениям и их героям с помощью интонации, лексических и мимических средств.
Анкетирование и анализ его результатов можно назвать переходным этапом от информационного метода к дискуссионному. Здесь возможны два варианта: предварительное анкетирование, его анализ и выступление учителя на классном часе по итогам анализа; непосредственное анкетирование на классном часе с немедленным анализом анкетных данных.
Беседа за круглым столом. На такой классный час материалы подготавливаются самостоятельно по заранее объявленной теме. Вопросы же для обсуждения предлагаются на самом классном часе. Опираясь на подобранный и изученный материал, учащиеся пробуют дать верные ответы на поставленные вопросы. Создается обстановка непринужденного общения, «свободы» и самостоятельности принятого решения. Однако руководство беседой должно осуществляться путем умелой постановки вопросов и сопоставления, приводимых учениками аргументов, контраргументов.
Обсуждение конкретных событий общественной и школьной жизни организуется в том случае, если это событие яркое и есть прямая необходимость сформировать определенное к нему отношение. Школьники в данном случае не только слушатели, но и активные участники разговора.
Встречи с произведениями искусства - важное средство расширения жизненного кругозора и опыта учащихся. Репродукции, фотографии, слайды, фонозаписи и др. - все это, принесенное на классный час, как бы раздвигает стены школы, позволяет вобрать в себя мир в широких его проявлениях. Вариацией этой формы является классный час с элементами художественно-творческой деятельности самих учащихся: они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа:
Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой создается с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе.
Проведение классного часа.
Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Структура классного часа:
Вступительная часть (5 мин). Мобилизовать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
Основная (содержательная) часть (30 мин). Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа.
Заключительная часть (10 мин) может быть больше по времени, если разговор перешел в русло практических дел класса, но не более 10 мин, чтобы не затмить, не «смыть» впечатления от основного содержания классного часа.
Классный час «Диалог – путь к пониманию. В единстве наша сила.»
Аннотация:
Данный классный час разработан для учащихся 10 класса.
Актуальность проблемы связана с тем, что сегодня возрастает количество мигрантов. В нашей школе 20% учащихся прибыли в Россию из стран ближнего зарубежья. Интеграция этих учащихся в школьный коллектив затруднена, т.к. во первых - возникает языковой барьер, во вторых - дети-мигранты плохо знают историю и традиции России. В связи с этим, перед педагогическим коллективом школы встает проблема создания наиболее благоприятного климата для наилучшей адаптации этих детей.
Для этого мною отработана система внеклассных мероприятий по адаптации мигрантов в новую среду.
Классный час проводится в рамках внеклассной работы по гражданско-патриотическому воспитанию в системе классных часов и включает в себя при подготовке следующие аспекты:
- сотрудничество с РВК по поиску архивных документов;
- встречи с ветеранами и блокадниками;
- работу в школьном музее;
- шефство над Воинскими захоронениями Красно сельского района.
На предыдущем классном часе с учащимися был просмотрен фильм «Мы из будущего» с дальнейшим обсуждением сюжетной линии фильма.
Цели:
Воспитывать в учащихся идею терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, идеям.
Учить диалогу культур, поиску компромисса, развивать коммуникативную культуру , основанную на принципах толерантности.
Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания, героизм и стойкость реальных людей разных национальностей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны
Задачи:
Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических разногласий.
Воспитание чувства патриотизма.
Развитие эмоциональной сферы личности человека.
Материалы и оборудование:
компьютер
мультимедийная система
компьютерная презентация, выполненная в Microsoft PowerPoint
архивные документы, предоставленные РВК Красносельского района – поимённый список 744 солдат, захороненных в братской могиле, с точной датой гибели
подборка книг о войне, написанных авторами разных национальностей
цифровая запись фрагмента фильма«Аты-баты, шли солдаты» СССР 1976г.
Форма проведения классного часа:
Беседа с элементами диспута(такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться, и уметь отстаивать собственную точку зрения)
Классный час проводится в помещении школьной музейной экспозиции
Проводит классный час классный руководитель
Ход классного часа:
Ведущий:Всё чаще СМИ упоминают о возникновении межэтнических конфликтов. Участившиеся акты насилия, нетерпимости, экстремизма обострили эти тлеющие конфликты. Люди все больше приходят к понимаю того, что непримиримость, разная оценка действительности должны уступить место умению находить взаимопонимание, преодолевать существующие конфликты.
Вопросы:Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
(варианты ответов учеников: Россия – многонациональное государство, объединяющее большое количество разных этносов. В современной России проживает около 215 разных народов.)
Какие проблемы стоят перед многонациональным государством?
(варианты ответов учеников: Проблема толерантности. Демографическая проблема. Национализм и экстремизм.)
А есть ли преимущества у такого государства?
(варианты ответов учеников: Разнообразие культур. Самобытность. Жизнеспособность.)
Как вы понимаете высказывание: «В единстве - наша сила!» Приведите исторические примеры, подтверждающие это высказывание.
(варианты ответов учеников: Единение Руси, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война).
Какая знаменательная дата, связанная с ВОВ, будет отмечаться в 2014 году?
(70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)
Опять война, опять блокада,
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: « Не надо.
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И могут показаться правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда-
Такая, правда, не права.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта, правда, наша совесть,
Она как сила нам нужна.
Ю. Воронов
Видеоряд «Вставай, страна огромная!»
Вопрос:«Идёт война народная, священная война…»
Почему автор использовал эпитет народная?
Когда мы называем войну народной?
(Подвести учащихся к выводу, что когда приходит беда, бороться с ней в одиночку невозможно, необходимо единство, сплочённость народов, что и показал в этой войне советский народ).
Ведущий:Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди, насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
69 лет назад, в январе, в ночном небе Ленинграда расцвели яркие цветы. Это был победный салют, ознаменовавший полное освобождение города от фашистской блокады. Эта традиция сохранилась до наших дней. Каждый год, 27 января, ровно в 21 час по московскому времени, в ночном небе над Невой расцветают цветы, цветы, которые город и благодарные жители как будто кладут к ногам блокадников тех - живых, и тех, кто навсегда остался там, в осаждённом Ленинграде.
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – священная дата для всего нашего народа. В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы…
В бешеном течении нашего времени мы порой не торопимся возвращаться в прошлое, о ветеранах вспоминаем к знаменательным датам, ваши ровесники зачастую мало знают об этой героической странице истории города. Иногда мне хочется крикнуть толпе, бегущей мимо, крикнуть во всю силу голоса:
Время, замри! Стой, петербуржец, остановись! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кого сейчас нет, кому не суждено было повзрослеть…
Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитных досок, на которых золочеными буквами вписаны имена детей, сражавшихся с врагами на равнее со взрослыми, заморенных голодом, но всё-таки не покорённых. Стой! Остановись у стены Пискарёвского мемориального кладбища… Остановись и поклонись…
Знаете ли вы, что дважды судьба города решалась на территории Красносельского района, района, где мы с вами живём и учимся? Первый раз, когда 8 сентября 1941 года фашистские войска были остановлены на рубеже Старо – Паново - Урицк. И второй раз – когда с 19 по 27 января 1944 года – советская армия проводила операцию по прорыву блокады.
Выступление членов экспедиционного отряда «Десант Памяти» (Блокада Ленинграда) последний слайд презентации содержит следующие вопросы:
?Что толкало фашистскую Германию на развязывание военных действий? (Обсуждение фашистской идеологии).
?Что помогло СССР одержать победу в ВОВ? (Единство советского народа).
Работа с документами Районного Военного комиссариата.
Во время обсуждения учитель раздаёт архивные документы с фамилиями погибших на рубеже Урицк. Изучая документы учащиеся считают, сколько воинов других национальностей пало, защищая Ленинград. (приложение №1 Персональные сведения о захороненных в братской могиле).
Ведущий:Вы убедились, что не осталось в стране ни одной семьи, которой не коснулась бы война, к какой бы национальности, какому вероисповеданию эта семья не относилась.
И так как эта война была пережита и выстрадана абсолютно всеми народами, входящими в состав СССР, огромное количество произведений авторов разных национальностей посвящено памяти и национальному подвигу. Демонстрация книг о войне ( В.Быков, П.Коган, М. Козей, М.Джалиль и др.)
На фоне музыки учитель читает стихотворение:
М. Джалиль «Варварство»
Они с детьми согнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли – кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых.
Мутный дождь гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучки опускались над землёю
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать - земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
Последний раз детей поцеловало
В последний раз…
Ребёнок, мальчуган больной
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка?
Всё понял, понял всё малютка.
«Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать!»
Он плакал и, как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо.
- Я мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь!
И хочет вырваться из рук ребёнок.
И страшен, плачь и голос его тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
- Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно!
И он закрыл глаза, и заалела кровь,
По шее красной лентой извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Ведущий:Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле…
Фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение советского народа, но народ выжил. Не русские, грузины, украинцы отдельно, а народ, единый, великий советский народ.
Демонстрируется фрагмент фильма «Аты – баты шли солдаты» (фрагмент, где у монумента павшим воинам их дети, разных национальностей, приехавшие к месту гибели отцов с разных концов страны, кладут цветы на снег…)
Так было… А сейчас, чувство единения и сплоченности утеряно. Меняются идеалы. Появляются различные националистические объединения, в которые вовлекается молодёжь. Республики бывшего Советского Союза стремятся добиться собственной независимости, переписывают историю, забывая о нашем едином прошлом. Возникает барьер в общении, в связи с отсутствием единого языка.
Нашей задачей является сохранение памяти о тех, кому мы обязаны жизнью. Нам надо научиться ценить людей по их человеческим качествам, а не по национальным и внешним признакам.
В заключение классного часа учащимся предлагается ответить на вопрос:
Легко ли входить в коллектив новому человеку? Для этого учащиеся заполняют следующую анкету:
Чего я боюсь |
Что бы я сделал, чтобы меня приняли в коллектив |
Что я должен сделать и сказать одноклассникам, чтобы принять в свой коллектив нового ученика |
|
|
|
- Вхождение в коллектив ребёнка с физическими недостатками;
- Представителя неформального объединения;
- Ребёнка – мигранта, плохо владеющего русским языком.
Приложение № 1
Персональные сведения о захороненных в братской могиле
№ п/п |
Воинское звание |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Дата гибели или смерти |
1 |
рядовой |
Абдуллаев Карын |
- |
20 октября 1942г. |
2 |
рядовой |
Абрамов Федор Абрамович |
- |
13 апреля 1942г. |
3 |
красноармеец |
Абросимов Олег Николаевич |
1909г. |
17 января 1944г. |
4 |
рядовой |
Андашев Вашар |
- |
13 апреля 1942г. |
5 |
красноармеец |
Алтынбеков Мухамед |
1903г. |
15 января 1944г. |
6 |
рядовой |
Арзуев Хаоанбай |
- |
8 августа 1942г. |
7 |
рядовой |
Бабаирин Дмитрий Васильевич |
1919г. |
17 января 1944г. |
8 |
рядовой |
Бабкин Валентин Павлович |
1919г. |
9 марта 1943г. |
9 |
красноармеец |
Багаутдинов Хазисислан Исламвич |
- |
12 августа 1942г. |
10 |
красноармеец |
Барабанов Петр Васильевич |
- |
4 сентября 1942г. |
11 |
рядовой |
Барановский Михаил Андреевич |
- |
4 октября 1942г. |
12 |
сержант |
Барков Марк Константинович |
1925г. |
22 июля 1942г. |
13 |
красноармеец |
Басыров Ахмед Кадырович |
1920г. |
16 января 1944г. |
14 |
красноармеец |
Батаршин Шахир Назыпович |
- |
15 января 1944г. |
15 |
рядовой |
Батюта Трофим Ефимович |
- |
22 октября 1941г. |
16 |
рядовой |
Васильев Алексей Максимович |
1907г. |
27 октября 1941г |
17 |
красноармеец |
Веберт Франц Францович |
1896г. |
8 октября 1941г. |
18 |
лейтенант |
Виноградов Николай Петрович |
- |
16 января 1944г. |
19 |
мл. сержант |
Вердыш Иустин Никифорович |
1918г. |
17 января 1944г. |
20 |
ст. лейтенант |
Ващенко Иван Иванович |
- |
17 января 1944г. |
21 |
мл. сержант |
Гамаюнов Фома Александрович |
- |
16 января 1944г. |
22 |
рядовой |
Гильфанов Гильметдин |
1905г. |
19 августа 1942г. |
23 |
ст. лейтенант |
Гинзбург Самуил Мардухович |
1910г. |
22 июля 1942г. |
24 |
красноармеец |
Голубев Николай Иванович |
1920г. |
21 декабря 1941г. |
Всего 744 воина |
Анализ итогов мероприятия:
Тема: «Диалог – путь к пониманию. В единстве наша сила.»
Данный классный час был разработан для учащихся 10 класса в рамках гражданско - патриотического воспитания и проводился в системе классных часов, посвящённых воспитанию толерантности в форме беседы с элементами диспута.
Цели классного часа:
- Воспитывать в учащихся идею терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, идеям.
- Учить диалогу культур, поиску компромисса, развивать коммуникативную культуру , основанную на принципах толерантности.
- Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания, героизм и стойкость реальных людей разных национальностей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических разногласий.
Для решения этой задачи использовались:
диалог с опорой на опыт и знания,
видеоматериал,
архивные документы
- Воспитание чувства патриотизма.
Для решения этой задачи использовались:
мультимедийная презентация,
рассказ о блокаде Ленинграда и бессмертном подвиге народа,
экспонаты музейной экспозиции
- Развитие эмоциональной сферы личности человека.
Для решения этой задачи использовались:
литературный материал,
видеофрагменты художественного фильма о войне
При очередном заседании актива школьного музея было решено провести анкетирование по вопросам о ВОВ. Анкетирование выявило не достаточно высокий как хотелось бы уровень знаний об этом героическом периоде истории нашей Родины. Именно по этой причине проведение классного часа по данной теме, считаю актуальной, и ребятам ещё раз не будет лишним напомнить о героическом прошлом родного города и страны.
При выборе формы проведения учитывались индивидуальные особенности каждого. При такой форме проведения все ребята свободно могут высказать своё мнение, обыграть предложенную ситуацию, все могут в устной и письменной форме высказаться, все получат дополнительную информацию по теме.
При подготовке к классному часу я старалась выбрать материал, который наиболее ярко покажет, как единство народа помогло одержать Великую победу, материал, который вызовет максимальный эмоциональный отклик в душе каждого ученика.
Содержание классного часа построено так, что "предметная" информация сменяется оценкой, а оценка подводит к развёрнутым суждениям.
Результативность классного часа состоит в том, что он повлиял как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, ведь для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого.В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя (например, в анализе полученной информации), старалась услышать мнение каждого.
По структуре классный час подразделён на вступительную часть, основную и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Подводя итог классного часа, ученики сами делают вывод по предложенной им теме, написав ответ на поставленный вопрос в анкете.
Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.
Поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения классного часа были выполнены.