Сценарий проведения игры «Зарничка» в начальной школе
Кузнецова Мария Евгеньевна
учитель физической культуры
Лицей Приморского района Санкт-Петербурга
Все новое – хорошо забытое старое. Так сейчас обретает второе дыхание любимая и известная многим представителям старшего поколения игра «Зарница». Из военно-спортивной, она преобразовалась в детско-юношескую оборонно-спортивную и туристскую Игру «Зарница» и соревнования «Школа безопасности», проходящие при поддержке МЧС России. В таком обновленном состоянии, она привлекает в свои ряды все новых участников.
Нашему лицею почти 25 лет и, практически, столько же в нем живет зарничное движение. Благодаря педагогам-энтузиастам удалось не только сохранить традиции игры «Зарница», но и развить систему преемственности юнармейцев. Ведь без постоянной подготовки новых поколений зарничников невозможно поддерживать высокие результаты выступлений наших команд на районном, городском и региональном уровне, которых достиг Лицей №40 в последние годы. Руководствуясь основными принципами зарничного движения, было разработано положение о ежегодной детской игре «Зарничка» для классов начальной школы Лицея №40.
Положение
О ежегодной детской игре «Зарничка» для начальной школы Лицея №40
Целью игры «Зарничка» является воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения лицеистов, а так же развитие системы преемственности юноармейского движения в Лицее №40 Приморского района Санкт-Петербурга.
Задачи:
- сформировать и закрепить у младших школьников уважительное отношение к званию «зарничник», «юноармеец», вызвать желание продолжить дело многих поколений зарничников нашего учебного заведения.
- способствовать приобретению знаний и умений в следующих направлениях развития зарничного движения: строевая подготовка, медицина, туризм, стрельба, гражданская оборона
- способствовать увеличению заинтересованности учащихся в повышении уровня своей физической подготовки
- привить учащимся навыки оказания само и взаимопомощи в чрезвычайных обстоятельствах
Ежегодно разрабатывается практическая часть игры, которая корректируется в зависимости от условий проведения и требований предъявляемых к подготовке юных зарничников. Учитываются так же пожелания учителей начальной школы, меняющиеся возможности организаторов соревнований, материально-техническая база игры.
Игра проводится членами объединения «Приморец», которые организуют работу всех станций совместно с руководителями объединения. Они же являются судьями на этапах и составляют судейскую коллегию, которая подводит окончательные итоги.
Все участники соревнований получают дипломы за участие, победители и призеры в игре «Зарничка» и в отдельных видах получают почетные грамоты и ценные призы. Могут вводится специальные призы для участников соревнований. Награждение проводит администрация Лицея №40
С точки зрения методики организации игры, хотелось бы отметить, что необходимо выполнять следующие условия:
· Учителя начальной школы должны получить конкретное разработанное положение об игре «Зарничка» на текущий учебный год не менее чем за две недели до соревнований.
· Команды должны перемещаться от этапа к этапу строго следуя своему маршрутному листу
· Необходимо четко соблюдать график прохождения этапов
· Организаторам заранее рассчитать контрольное время нахождения команды на этапе
Успешное проведение подобных мероприятий неотделимо от слаженной работы всего коллектива. В частности классных руководителей начальной школы. Они проводят следующую предварительную работу:
· Разработка единообразной формы, названия, эмблемы команды
· Выбор капитана команды
· Совместно с учителями физической культуры и музыки проводят подготовку команды к конкурсу «Смотр строя и песни»
· Выделяют в составе команды наиболее подготовленных участников для отдельных видов соревнований (например, для «Меткого стрелка»)
· Сопровождают команду в течении всей игры
Многолетний опыт показал, что провести такое массовое мероприятие только силами педагогического коллектива невозможно, поэтому обязательным условием проведения игры является наличие подготовленного актива из учащихся старших классов. В нашем лицее эту роль выполняют члены детско-юношеского объединения «Приморец», активные участники игр «Зарница» и «Школа безопасности» различных уровней. Они являются организаторами на этапах и судьями. Им же поручено оформление своих станций.
Ход игры.
Перед началом игры в спортивном зале нашего лицея проводится торжественное открытие «Зарнички». Здесь возможно использование элементов театрализованности, приветственные слова администрации лицея, показательные выступления зарничной команды старшей возрастной группы (10-11кл.). После чего команды представляют свои названия, девизы, речевки, эмблемы… Капитаны команд получают маршрутные листы. Далее команды расходятся по своим этапам.
Возможные этапы.
1.Смотр строя и песни
Команды демонстрируют умение двигаться строем. Выполняются следующие элементы: строевой шаг на месте, строевой шаг в движении, повороты «направо», «налево», «кругом» на месте, речевка и песня в движении. (Возможны варианты: команда демонстрирует умение двигаться строем. По своему выбору, команда произносит речевку в движении или, маршируя на месте, поет песню в движении или на месте, либо со сцены. Оцениваться будут: строевой шаг на месте и в движении, повороты на месте, речевка, песня.)
2.»Сильные, ловкие»
Проводится в виде спортивной эстафеты на время. (Условия объявляются на соревнованиях, количество участников определяется заранее), дополнительно можно провести командно-личные соревнования на силовую подготовку. (В положении это может звучать так: в эстафете участвуют 10 человек, если не хватает участников, то возможно повторное преодоление дистанции членами команды. Возможные этапы: преодоление дистанции с помощью обручей, ведение мяча гимнастической палкой, забрасывание мяча в стоящую на полу корзину, преодоление дистанции с помощью фитнес-мяча, преодоление трубы из обручей или материала. Оцениваться будет общее время прохождения дистанции всей командой и количество заброшенных мячей.)
3. «Гражданская оборона»
На данном этапе участники познакомятся со средствами индивидуальной защиты, научатся одевать противогаз. Вся команда осуществляет тренировочное одевание противогаза, учится складывать противогаз в противогазную сумку. Затем всей командой одевают противогаз на время. (От этого этапа освобождаются учащиеся по состоянию здоровья, по усмотрению классного руководителя). Победитель определяется по лучшему времени. Возможно некоторое усложнение этапа для более подготовленных школ: вся команда осуществляет тренировочное одевание противогаза, учится складывать противогаз в противогазную сумку. Затем 10 лучших участников (по выбору команды) одевают противогаз на время. Оцениваться будет общее время по последнему участнику, одевшему противогаз. Штрафоваться будут: сильный перекос при одевании противогаза, открытые глаза при надевании противогаза.
4. «Туризм»
На этапе проходит обучение туристским узлам. Участники получают веревки и осуществляют тренировочное связывание узлов: «простой», «встречный», «схватывающий»…(в зависимости от времени). Затем, выбираются 3-5 лучших участников, которые вяжут указанный узел на время. Этап можно провести в виде небольшой эстафеты на время. Участвуют 7-8 человек. Первые четыре человека собирают необходимые для похода вещи в рюкзак, одевают его на одного из участников, который переносит его к установленной палатке и передает следующему участнику. Тот, в свою очередь, берет рюкзак и помещает его в палатку, откуда передает остальным спальные мешки. Задача – как можно быстрее упаковаться в спальный мешок, застегнув молнию. Оцениваться будет время по последнему участнику и количество правильно уложенных в рюкзак вещей.
5. «Сигналы бедствия»
Команда делится на группы и знакомится с графическими изображениями международных сигналов бедствия, правилами, действующими при подаче сигналов бедствия. Затем на время выкладывают знаки из предложенных судьями материалов. (Станцию лучше проводить как сюрприз, чтобы все участники находились в одинаковом положении, не имея возможности подготовиться к ней заранее)
6. «Меткий стрелок»
Стрельба из пневматической винтовки. (При наличии в школе условий для проведения стрельбы) Команда выбирает пять участников, которые совершают три пробных и пять зачетных выстрелов. Очки складываются и по сумме выявляется победитель. Лучшие стрелки поощряются отдельно. (Внимание! Накануне игры с участниками этого этапа проводится инструктаж по технике безопасности и тренировка). При отсутствии возможности использовать пневматическое оружие этап проводиться с использованием современных компьютерных технологий или заменяется на игру «дартс». Каждый участник команды осуществляет три броска дротиков по мишени. Оцениваться будет среднее количество баллов набранных командой.
7. «Медицина»
Команда делится на группы по 3 участника. Группы обучаются оказывать первую медицинскую помощь при травме головы (голени, предплечья…) Затем осуществляют переноску «раненого» на замке из 4-х рук. После тренировки выбирается лучшая группа, которая выполняет это задание на время. Оцениваться будет время и правильность наложения повязки. Штраф возможен, если команда уронила «пострадавшего». Команде иметь бинты 5×10 на каждую группу.
Практическая часть разработана так, что бы в игре могли принять участие все ученики класса, проявив свои индивидуальные способности. Опыт показывает, что при таком подходе команды демонстрируют высокие результаты, а ребята с нетерпением ждут новых стартов. Предварительные итоги подводятся непосредственно после игры, а торжественное награждение проводится на следующий день. Это позволяет избежать судейских ошибок и дает возможность участникам соревнований в комфортном эмоциональном состоянии участвовать в церемонии награждения.
Мы надеемся, что поделившись с вами нашим опытом работы, зарничное движение пополнится новыми талантливыми командами.