Система дистанционного образования в России
Статья
Трудности в обучении детей биологии и химии и пути их преодоления
(из опыта работы)
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
Проблема. Сегодня в образовании решаются сложные задачи повышения качества знаний обучающихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Предотвращение неуспеваемости – важная задача педагогики и поэтому решение практических и организационных задач является важным условием по преодолению и предупреждению школьной неуспеваемости. По ряду причин сложились противоречия между потребностью общества в образованных людях и низким уровнем качества знаний обучающихся. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из проблем для учителей, неуспевающих ребят и их родителей, школьных психологов. Задачей учителей является раскрытие сущности неуспеваемости, выявление структуры неуспеваемости и признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без всего этого невозможно научно изучить факторы неуспеваемости и разработать меры борьбы с нею. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
Актуальность темы объясняется тем, что несмотря на общественность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении учебной деятельности школьников эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ данная проблема успешно решается.
Цели педагогического воспитания:
1). Раскрыть понятие "школьная неуспеваемость";
2). Описать причины возникновения школьной неуспеваемости и пути её преодоления.
Неуспеваемость – отставание в обучении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время определённым запасом знаний, предусмотренных учебной программой [3].
Отставание – это невыполнение обучающимся требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью [10].
2). Описать причины возникновения школьной неуспеваемости и пути её преодоления.
Неуспеваемость – отставание в обучении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время определённым запасом знаний, предусмотренных учебной программой [3].
Отставание – это невыполнение обучающимся требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью [10].
Я верю в то, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, и на всю жизнь сохранят любовь к окружающей природной среде.
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь школьнику в организации себя, своего психологического состояния на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе к ребёнку и решение образовательных проблем.
Учителя и психологи сегодня отмечают, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают 7-10% обучающихся в каждой параллели классов общеобразовательных школ [13]. Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребёнком обязательного минимума школьной программы. Именно в начальной школе у ребят закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшем, формируются умственные и практические способности, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении учебной программой в среднем звене, в результате чего такие дети просто выпадают из обучения. При отсутствии у ребёнка грубых нарушений в развитии подобного положения можно избежать, оказав школьнику своевременную и адекватную помощь. Для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости и установить, какие из них действуют в конкретном случае. Причин неуспеваемости у ребят достаточно: низкая учебная мотивация и отсутствие познавательного интереса, недостаточная подготовка дома к урокам, текущая запущенность материала и пробелы в знаниях, низкая активность и невнимательность на уроках, сложность и объёмность учебного материала, низкий уровень общеучебных навыков, отсутствие постоянного контроля со стороны родителей, биологическая неполноценность, социально-бытовые факторы [8].
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь школьнику в организации себя, своего психологического состояния на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе к ребёнку и решение образовательных проблем.
Учителя и психологи сегодня отмечают, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают 7-10% обучающихся в каждой параллели классов общеобразовательных школ [13]. Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребёнком обязательного минимума школьной программы. Именно в начальной школе у ребят закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшем, формируются умственные и практические способности, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении учебной программой в среднем звене, в результате чего такие дети просто выпадают из обучения. При отсутствии у ребёнка грубых нарушений в развитии подобного положения можно избежать, оказав школьнику своевременную и адекватную помощь. Для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости и установить, какие из них действуют в конкретном случае. Причин неуспеваемости у ребят достаточно: низкая учебная мотивация и отсутствие познавательного интереса, недостаточная подготовка дома к урокам, текущая запущенность материала и пробелы в знаниях, низкая активность и невнимательность на уроках, сложность и объёмность учебного материала, низкий уровень общеучебных навыков, отсутствие постоянного контроля со стороны родителей, биологическая неполноценность, социально-бытовые факторы [8].
Для создания квалифицированной помощи неуспевающим детям я, как учитель, использую следующие методы обучения, предусматривающие ликвидацию пробелов за период обучения:
I. Урочные:
1). Устные (фронтальный опрос, устная тестовая работа);
1). Устные (фронтальный опрос, устная тестовая работа);
2). Письменные (биологические и химические диктанты, проверочные и контрольные работы, тематические рефераты);
3). Практические (практические и лабораторные опыты, экспериментальные задания);
4). Зачёты;
5). Экзамены (в форме промежуточной аттестации для обучающихся 8 и 10 классов).
3). Практические (практические и лабораторные опыты, экспериментальные задания);
4). Зачёты;
5). Экзамены (в форме промежуточной аттестации для обучающихся 8 и 10 классов).
II. Внеурочные: интеллектуальные игры по биологии и химии с элементами экологии, истории, краеведения.
Работая со слабыми и неуспевающими ребятами, я подбираю интересные формы работы по технологии развития критического мышления. На каждом уроке изучения нового после объяснения мной материала ребята работают самостоятельно с учебником, что обуславливает закономерность их познавательной деятельности. Важнейшими приёмами при использовании данного метода у меня, как учителя, являются следующие:
- чёткая постановка цели работы с учебником;
- указание детям вопросов, которые должны быть ими усвоены;
- определение порядка самостоятельной работы и приёмов самоконтроля;
- наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным школьникам;
- беседа по закреплению нового материала.
На своих уроках биологии и химии я также использую и метод упражнений, сущность которого в том, что ребята многократно тренируются в применении усвоенного материала на практике и углубляют свои знания, вырабатывают умения и навыки, развивают своё мышление и творческие способности.
При реабилитации отстающих детей для более успешного их самоутверждения я использую и приём внушения, направив его на утверждение того, что в таком-то классе собраны ребята с нераскрытыми талантами. Для обоснованности этого утверждения я заранее тестирую обучающихся и к большому удивлению ребят, объявляю по тестовым результатам то, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности и нуждаются в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания определений, формул, понятий, теорий, законов.
- указание детям вопросов, которые должны быть ими усвоены;
- определение порядка самостоятельной работы и приёмов самоконтроля;
- наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным школьникам;
- беседа по закреплению нового материала.
На своих уроках биологии и химии я также использую и метод упражнений, сущность которого в том, что ребята многократно тренируются в применении усвоенного материала на практике и углубляют свои знания, вырабатывают умения и навыки, развивают своё мышление и творческие способности.
При реабилитации отстающих детей для более успешного их самоутверждения я использую и приём внушения, направив его на утверждение того, что в таком-то классе собраны ребята с нераскрытыми талантами. Для обоснованности этого утверждения я заранее тестирую обучающихся и к большому удивлению ребят, объявляю по тестовым результатам то, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности и нуждаются в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания определений, формул, понятий, теорий, законов.
Для достижения целей урока в процессе закрепления изученного материала я применяю следующие виды работы:
- электронные презентации по разделам и темам курса биологии и химии;
- лабораторные опыты, сопровождающиеся средствами мультимедиа;
- составление кроссвордов по биологии и химии средствами электронных таблиц;
- выполнение различных типов задач и упражнений;
- анимацию (пространственное строение молекул веществ);
- показ видеоопытов, что позволяет видеть ребятам теоретический материал на практике.
В своей работе я использую также технологии дифференцированного обучения. Выполняя с ребятами задания различной степени сложности, я помогаю в первую очередь слабым детям. Во время самостоятельных работ я разбиваю задания на этапы, более подробнее консультирую детей. Для ребят, испытывающих страх публичных выступлений, я планирую работу в несколько этапов: письменного опроса, работы по карточкам, ответы с места и ответы у доски. Для обдумывания ответов у доски я даю детям больше времени и разрешаю им использовать схемы, планы, таблицы. Опрос слабоуспевающих детей я сочетаю с самостоятельной работой других ребят в классе для того, чтобы с опрашиваемыми провести индивидуальную беседу, выяснить затруднения, помочь наводящими вопросами.
- электронные презентации по разделам и темам курса биологии и химии;
- лабораторные опыты, сопровождающиеся средствами мультимедиа;
- составление кроссвордов по биологии и химии средствами электронных таблиц;
- выполнение различных типов задач и упражнений;
- анимацию (пространственное строение молекул веществ);
- показ видеоопытов, что позволяет видеть ребятам теоретический материал на практике.
В своей работе я использую также технологии дифференцированного обучения. Выполняя с ребятами задания различной степени сложности, я помогаю в первую очередь слабым детям. Во время самостоятельных работ я разбиваю задания на этапы, более подробнее консультирую детей. Для ребят, испытывающих страх публичных выступлений, я планирую работу в несколько этапов: письменного опроса, работы по карточкам, ответы с места и ответы у доски. Для обдумывания ответов у доски я даю детям больше времени и разрешаю им использовать схемы, планы, таблицы. Опрос слабоуспевающих детей я сочетаю с самостоятельной работой других ребят в классе для того, чтобы с опрашиваемыми провести индивидуальную беседу, выяснить затруднения, помочь наводящими вопросами.
На уроках и внеурочных мероприятиях я применяю и игровые технологии в форме интеллектуальных игр, повышающих у ребят мотивацию к обучению. Главной особенностью таких уроков (занятий) является то, что они строятся на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают ребятам шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Для повышения эффективности обучения, а также предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости каждому учителю необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес детей. Большое значение в формировании познавательного интереса у ребят играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает у детей положительное отношение к учебной деятельности.
Индивидуальное внимание педагога к каждому ребёнку даёт мощный толчок к его развитию. Учитель должен вдохнуть в него веру и надежду на успех, и ребёнок обязательно поверит в себя. В дело вступят мощные компенсирующие возможности психики ребёнка. Нельзя сводить духовный мир школьника только к обучению. Если мы, педагоги, будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были отданы на выполнение уроков, то жизнь его станет невыносимой. Ребёнок должен быть не только школьником, но и человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
Неуспеваемость обучающихся – это серьёзная проблема для каждой школы. Педагоги не всесильны, но их возможности велики и нужно в максимальной степени их использовать, опираясь на глубокие и всесторонние знания каждого школьника.
Список используемой литературы
1). Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 2017. – 452 с., илл.
2). Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – М.: Академия, 2018.– 296 с., илл.
3). Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. – М.: Академия, 2020.– 128 с., илл.
4). Глассер У.С. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 2021. – 2014 с., илл.
5). Григорьева О.А. Неуспеваемость учащихся, причины её возникновения, профилактика, пути устранения. – М.: ДЕАН, 2019. – 152 с., илл.
6). Донцова О.С. Консультативная помощь родителям как условие повышения успеваемости обучающихся. – М.: Молодая гвардия, 2019. – 116 с., илл.
7). Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость: диагностика причин: работа над ошибками. – М.: Инфра-М, 2020. – 110 с., илл.
8). Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.: Дрофа, 2017. – 218 с., илл.
9). Колосова Н.А. Роль учителя в школьной успеваемости. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2020.– 108 с., илл.
10). Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2019. – 374 с., илл.
11). Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить её причины? – СПб: Знание, 2013. – 186 с., илл.
12). Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников? – Минск: Харвест, 2013. – 166 с., илл.
13). Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Сфера, 2019. – 164 с., илл.
14). Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М.: Академия, 2018. – 374 с., илл.
15). Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: АСТ, 2017. – 194 с.
1). Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 2017. – 452 с., илл.
2). Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – М.: Академия, 2018.– 296 с., илл.
3). Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. – М.: Академия, 2020.– 128 с., илл.
4). Глассер У.С. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 2021. – 2014 с., илл.
5). Григорьева О.А. Неуспеваемость учащихся, причины её возникновения, профилактика, пути устранения. – М.: ДЕАН, 2019. – 152 с., илл.
6). Донцова О.С. Консультативная помощь родителям как условие повышения успеваемости обучающихся. – М.: Молодая гвардия, 2019. – 116 с., илл.
7). Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость: диагностика причин: работа над ошибками. – М.: Инфра-М, 2020. – 110 с., илл.
8). Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.: Дрофа, 2017. – 218 с., илл.
9). Колосова Н.А. Роль учителя в школьной успеваемости. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2020.– 108 с., илл.
10). Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2019. – 374 с., илл.
11). Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить её причины? – СПб: Знание, 2013. – 186 с., илл.
12). Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников? – Минск: Харвест, 2013. – 166 с., илл.
13). Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Сфера, 2019. – 164 с., илл.
14). Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М.: Академия, 2018. – 374 с., илл.
15). Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: АСТ, 2017. – 194 с.