Система дистанционного образования в России
Статья
Особенности работы с одарёнными детьми
на уроках биологии и химии и во внеурочное время (из опыта работы)
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
Проблема. Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Актуальность. Поддержка прав одарённых и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одарённости является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан. К школе сегодня предъявляют высокие требования и многие родители, которые хотят, чтобы их дети учились в "хорошей школе" – образовательном учреждении, которое даёт современное образование, в котором преподают высококвалифицированные педагоги и хорошо обучают ребят по своим предметам, в котором уважают личность ребёнка и занимаются с ним не только на уроках, но и во внеурочное время, раскрывая его потенциальные способности.
Цель работы с одарёнными детьми: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей и их самореализации на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённым называют ребёнка, выделяющегося яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способности – индивидуальные особенности человека, помогающие ему успешно заниматься определённой деятельностью.
Талант – выдающиеся способности у человека, высокая степень его одарённости в какой-либо деятельности.
Одарённый человек – яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. О таком человеке необходимо заботиться для того, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Этот росточек нужно холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое для того, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Все дети разные от природы. Один и тот же ребёнок по-особому ведёт себя в определённой обстановке, с различными людьми, у разных учителей. Индивидуальность его проявляется в темпераменте, характере, эмоциях, в интересах, склонностях и так далее. Перед нами, педагогами, ребёнок со своим уникальным, индивидуальным потенциалом, со своим восприятием окружающего мира.
В одарённом человеке заключено много задатков и задача учителя при работе с ним заключается в том, чтобы создать условия, в которых обучающийся смог бы проявить себя, дать ему возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом его индивидуальных возможностей и склонностей. Именно в школе учителю нужно стараться выявлять способных ребят, проявляющих интерес к различным областям науки и техники, а для этого ему необходимо знать природу одарённости и стимулировать её проявление. Только целостный подход к способному ребёнку как к личности, а также системная работа педагога позволят максимально реализовать его дар.
Для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс с одарёнными и талантливыми ребятами, необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем школьном и подростковом возрасте у обучающихся ведущими являются различные формы поэтического, художественного и другого творчества.
Ребёнка отличает использование воображения в мышлении, инициативность, любознательность, энтузиазм, стремление участвовать во всём новом, гибкость в решении различных нестандартных ситуаций. Поэтому важно правильно организовать образовательный процесс для одарённых, талантливых и способных детей, чтобы он не стал для них скучным, рутинным и неинтересным.
Работа с одарёнными ребятами, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности любой школы. Чтобы выявить интеллектуальные и творческие способности школьников, их положительное отношение к своим предметам, увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, я и разработал свою методическую систему работы с одарёнными, талантливыми и способными ребятами.
Основные направления в моей работе с одарёнными детьми – это урок, кружковая работа, проектная деятельность, элективные курсы, подготовка к олимпиадам.
Как можно раскрыть природные особенности ребёнка на уроке? Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не всегда позволяют учителю выслушать мнение обучающегося, проявить себя. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребёнка "ситуации успеха". Педагогу следует предъявлять требования одарённому ребёнку, соответствующие его развитию, а затем постепенно повышать планку. Поэтому я считаю целесообразным предлагать одарённым ребятам индивидуальную программу, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовку презентаций. Результативным оказалось, на мой взгляд, включать таких ребят при работе в классе в качестве консультантов на семинарах и зачётах и исследователей – при изучении нового материала.
Работая с одарёнными ребятами на уроках биологии и химии, я активизирую у них самостоятельную познавательную деятельность, ориентирую их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию ребят, я предлагаю им проблемные вопросы и задания, заставляющие их активно работать, мыслить, стимулирую их познавательную потребность, проявляющуюся в стремлении с их стороны постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать (например, поведение животных, жизнедеятельность растений), придумывать собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты.
В ходе работы с одарёнными ребятами на уроках и элективных курсах я акцентирую их внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делаю упор именно на практическую часть, предлагаю им перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. С ребятами необходимо обсуждать на уроках биологии и химии и элективных курсах интересные и свежие факты, связанные с новыми технологиями и открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей. Грамотно организованный урок – это залог позитивного, эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков ребят.
Способный школьник должен развиваться не только на уроке. В течение ряда лет я провожу кружковую работу с обучающимися 7-11 классов. Именно на таких занятиях в непосредственной обстановке можно разглядеть среди множества детей несколько "звёздочек", восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить интересные способы решения поставленных перед ними задач.
В кружковой работе мы с ребятами выполняем исследования, например, продуктов питания, выращиваем кристаллы, готовим учебные пособия. При выполнении таких работ у школьников закрепляются практические умения и навыки. Кружковые занятия в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала у одарённых ребят, повышают у них внутреннюю культуру.
Особое место в работе с одарёнными детьми во внеурочное время, развитии их творческих способностей при обучении биологии и химии стоит отвести организации проектно-исследовательской деятельности. Ребята под моим руководством выбирают интересующий их натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и в заключении они защищают свой творческий исследовательский проект.
Работа над проектами приводит к следующим результатам:
а). Усиливается учебная мотивация детей;
б). Повышается успешность обучения и интерес ребят к учебным предметам "биология" и "химия";
в). Улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований;
г). В процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности у обучающихся расширяется их кругозор;
д). Обучающиеся продвигаются по пути познания себя;
е). Обучающиеся становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.
б). Повышается успешность обучения и интерес ребят к учебным предметам "биология" и "химия";
в). Улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований;
г). В процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности у обучающихся расширяется их кругозор;
д). Обучающиеся продвигаются по пути познания себя;
е). Обучающиеся становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.
Важнейшей формой работы с одарёнными детьми в практике моей работы является олимпиадное движение. Олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одарённых ребят, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки школьников к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
При подготовке к олимпиадам у каждого педагога возникают следующие вопросы:
1). Как среди уменьшающегося количества часов выкроить время на подготовку детей к олимпиадному движению?
2). Как можно мотивировать одарённых ребят для подготовки к олимпиадному движению?
3). Где учителю найти силы на подготовку к олимпиадам, если он постоянно завален отчётами, документацией и должен проводить воспитательную работу?
2). Как можно мотивировать одарённых ребят для подготовки к олимпиадному движению?
3). Где учителю найти силы на подготовку к олимпиадам, если он постоянно завален отчётами, документацией и должен проводить воспитательную работу?
Работу по подготовке одарённых детей к олимпиадам различных уровней я провожу в течение всего учебного года на внеурочных занятиях и дистанционно, используя для этого различные формы работы. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только биологических и химических, но и физических и математических знаний. Успешное решение биологических и химических задач невозможно без знаний этих наук. Помимо естественнонаучных знаний у ребят должен быть заложен ещё определённый набор методологических приёмов – способов, которые помогают им добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся.
Способные ребята у меня каждый год принимают участие в школьных, районных, городских, региональных олимпиадах по биологии, по химии, интегрированных олимпиадах (по физике, химии, биологии) и в основном занимают в них призовые места.
Одарённые дети – это особый мир детства и задача педагога – понять этот мир, направить все свои усилия на то, чтобы передать ребятам максимум своего опыта и знаний, используя при этом разные виды деятельности. Учителю необходимо знать природу детской одарённости и стимулировать её проявление, а целостный подход к талантливому ребёнку как к личности позволит педагогу максимально реализовать его дар.
Работа учителя с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне как педагогу стоять на месте, побуждает меня всё время двигаться вперёд, способствуя моему саморазвитию и самореализации, освоению новых технологий и практик, развитию информационной культуры.
Список используемой литературы
1). Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости: Методическое пособие. – М.: Молодая гвардия, 2019. – 282 с., илл.
2). Битуова Д.Р. Одарённые дети: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с., илл.
3). Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – 102 с.
4). Глотова Г.А. Творчески одарённая личность. Проблемы и методы исследования. Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. – 142 с., илл.
5). Гриднева Е.П. Чем одарить одарённого ребёнка. – М.: ДЕАН, 2018. – 346 с., илл.
6). Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одарённых детей. – М.: АОМДС, 2017. – 124 с.
7). Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Альянс-Дельта, 2019. – 226 с., илл.
8). Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность обучающихся как условие социализации личности. – М.: Арманов-центр, 2020. – 184 с.
1). Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости: Методическое пособие. – М.: Молодая гвардия, 2019. – 282 с., илл.
2). Битуова Д.Р. Одарённые дети: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с., илл.
3). Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – 102 с.
4). Глотова Г.А. Творчески одарённая личность. Проблемы и методы исследования. Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. – 142 с., илл.
5). Гриднева Е.П. Чем одарить одарённого ребёнка. – М.: ДЕАН, 2018. – 346 с., илл.
6). Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одарённых детей. – М.: АОМДС, 2017. – 124 с.
7). Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Альянс-Дельта, 2019. – 226 с., илл.
8). Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность обучающихся как условие социализации личности. – М.: Арманов-центр, 2020. – 184 с.
9). Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2018. – 136 с.
10). Теплов Б.М. Способности и одарённость. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2021. – 136 с.
11). Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. – М.: Новая школа, 2018. – 94 с.
12). Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2019. – 214 с., илл.
10). Теплов Б.М. Способности и одарённость. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2021. – 136 с.
11). Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. – М.: Новая школа, 2018. – 94 с.
12). Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2019. – 214 с., илл.