Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья

Проектная деятельность по биологии на внеурочных занятиях

(из опыта работы)
 
                                                                                                                             Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                             учитель биологии и химии
                                                                                                                             ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
 
Проблема. В настоящее время я как педагог согласен с тем, что традиционные формы обучения устарели, и, чтобы овладеть вниманием современных детей, нужно их прежде всего удивить и заинтересовать. Для этого учитель должен помочь каждому ребёнку ощутить свою причастность к предмету. Немалая роль в этом отводится технологии проектного обучения.
Актуальность по реализации проектной технологии в том, что она позволяет индивидуализировать учебный процесс, развивать умения и навыки самообразования каждого обучающегося. Данная технология подразумевает выполнение обучающимся большого объёма работы как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность ребёнка.
Цель проектной деятельности – формирование у каждого обучающегося способности самостоятельно и творчески осваивать учебный материал, применять знания из различных областей науки.
Проектная деятельность – это последовательность мероприятий (поиска, обработки, описания и анализа информации, натурные наблюдения, эксперименты, моделирование, игры, исследования, подведение итогов), направленных на достижение конечной цели.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное и обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого учитель должен: владеть арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовывать исследовательскую работу детей; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; направлять обучающихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ребёнок: учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные умения и навыки; овладевает практическими умениями исследовательской работы (сбор информации, анализ фактов, выводы и заключение).
На внеурочных занятиях по биологии главная моя роль как педагога – это создание условий для развития творческих способностей и познавательных интересов обучающихся, атмосферы сотрудничества и сотворчества.
В моей авторской программе "Юный эколог" значимую долю имеют практические занятия, направленные на формирование экологической культуры детей. Чтобы научить школьников мыслить самостоятельно, прогнозировать результаты и последствия своих действий, я, например, вместе с ними, ставлю проблему в том, чтобы облагородить школьную территорию (экологический проект по озеленению территории школы). Работу над проектом по озеленению школьной территории мы выполняем в группах.
На первоначальном этапе проекта мы решаем, что наш озеленяемый участок должен быть цветущим с мая по сентябрь. Каждая группа детей для этого делает эскиз. Для выполнения этого этапа нужно съездить на экскурсию в ботанический сад города, посмотреть различные виды растений, произрастающих там, посоветоваться с экскурсоводами-специалистами о том, какие лучше выбрать растения для рассадки на школьной территории в условиях нашего климата и какой уход потребуется за ними.
Следующий этап проекта – это составление сметы расходов. Дети посетили спецмагазины по продаже семян и саженцев, узнали стоимость посадочного материала, произвели подсчёты своих расходов. Затем каждая группа обучающихся по договорённости между собой приобрела необходимые семена и саженцы растений.
В результате кропотливого труда каждая группа школьников довела свой проект до успешного завершения и гордилась своим полученным результатом.
В новом учебном году после завершения работы над проектом дети выступили перед школьной аудиторией, рассказали и показали то, что получилось у них (завершающий этап теоретического проекта на практике). По окончании данного проекта важно, чтобы ребята и в дальнейшем, поделив между собой обязанности, самостоятельно ухаживали за своими участками на озеленённой ими территории школы.
Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности и перспективы сотрудничества групп ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействует качественному усвоению темы обучающимися, формирует учебные и коммуникативные умения детей, развивает их.
Используя в своей работе проектирование, мы – педагоги, реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, новых компетенций и технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику работы школ.

 
 

Список используемой литературы
1). Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М.: АРКТИ, 2018. – 168 с.
2). Гин А.А.  Приёмы педагогической техники. Пособие для учителей. – Гомель: ИПП "Сож", 2009.– 208 с.
3). Горностаева З.Я.  Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 144 с.
4). Даутова О.Б.  Современные педагогические технологии основной школы в условиях  ФГОС. – СПб: КАРО, 2016. – 356 с.
5). Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Просвещение, 2015. – 294 с.
6). Сиденко А.С.  Метод проектов: история и практика применения. – М.: Просвещение, 2016. – 156 с.
7). Тяглова Е.В.  Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. – М.: Глобус, 2018. – 224 с.