Система дистанционного образования в России
Статья
"Нетрадиционные уроки и внеурочные мероприятия
(игровые технологии) по биологии в условиях реализации ФГОС"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
Проблема. Несформированность интеллектуальной сферы у обучающихся. Учитель в соответствии с современными достижениями педагогики и методики преподавания должен давать высокое качество знаний обучающимся, находить значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. В основе обучения детей учителем должна быть положена теория коллективного и отчасти свободного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребёнку.
Актуальность проблемы. Данная проблема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума и интеллект – главные критерии оценки человека в обществе, от которых зависят его удовлетворённость, радость и счастье в жизни. Через игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал каждого ребёнка. Учитель же, в свою очередь, чутко реагирует на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находит эффективные пути совершенствования и модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Актуальность проблемы. Данная проблема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума и интеллект – главные критерии оценки человека в обществе, от которых зависят его удовлетворённость, радость и счастье в жизни. Через игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал каждого ребёнка. Учитель же, в свою очередь, чутко реагирует на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находит эффективные пути совершенствования и модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро, а завтра темпы его развития ещё ускорятся, поэтому способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определяют в будущем личную успешность сегодняшнего школьника. Государство заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться. Именно на это нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В его основу заложен метапредметный подход, базирующийся на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – это творческое мышление. Данный подход предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий и уже с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.
Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк угасает? Что нужно сделать для того, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почувствовать ребёнку радость успеха в учении, научить его не отворачиваться от того, что не понятно, дать возможность поверить в свои силы. Немало здесь зависит и от самого ребёнка, его активности, самостоятельности, индивидуальности. Несомненно, школа должна способствовать развитию этих качеств личности, потому что именно через образование общество может и должно получить людей нравственных, самостоятельно мыслящих, уважающих собственное достоинство и личность другого человека. Чтобы ребёнок преуспел в жизни, ему необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать нестандартное (творческое) мышление. Оно необходимо для того, чтобы быстро находить решение в различных трудных ситуациях. Развивая данный вид мышления, ребёнок легче адаптируется в обществе, смотрит нетрадиционно на будущие проблемы, легче овладевает учебным материалом. Но без интереса к получению знаний со стороны обучающегося проблемно сформировать его подготовку. Необходимо проводить нетрадиционные формы уроков и внеурочных мероприятий в форме интеллектуальных игр, используя для этого учебные экскурсии в заказники, в музеи и самостоятельную подготовку по выданным источникам литературы. После всего этого обучающиеся получают информацию для подготовки к играм, принимают участие в олимпиадах и конкурсах.
Интеллектуальные игры-уроки и внеурочные мероприятия проводятся в форме творческих игр. На первом этапе учителем выбирается предмет, тема и составляется наглядно, красочно и информационно сценарий. На втором этапе учитель проводит игру по составленному сценарию. Соревнуются между собой 2-3 команды игроков по 4-7 человек в каждой. Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри (учителя, сами обучающиеся, не задействованные в командах) по 1-2 человека. Урок или внеурочное мероприятие в игровой форме проводит ведущий учитель по учебным турам.
В процессе подготовки к таким мероприятиям обучающиеся повторяют пройденный материал, изучают новый, что прививает им вкус к самостоятельной работе.
В наших руках игра становится элементом воспитания, приобщения обучающихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Она является своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе их совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности. В игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудностей. За правильный ответ участник игры получает баллы. Преобразуя баллы в школьную отметку, мы даём возможность получить хорошие оценки для обучающихся с разным уровнем мотивации и знаний.
Важным моментом применения игровых технологий ещё можно считать и то, что игры на уроках доступны для ребят с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных классах. Дети со сниженной самооценкой, неуспешные в традиционной учебной обстановке, получают возможность проявить себя в другой, более знакомой им форме деятельности, показать свои возможности в той сфере, в которой на традиционном уроке они рекомендовать себя не могут. Условия многих игр позволяют ребёнку выигрывать за счёт творчества и отсутствия боязни проявить её в ходе игры, нестандартного мышления, чувства юмора, быстроты реакции, умения сотрудничать с командой и всем классом.
Уроки и внеурочные мероприятия с применением игровых технологий делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких уроках и занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора, развиваются умения обучающихся работать в группе (команде), так как её победа зависит от личных усилий каждого. Увлёкшись в процессе игры, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Включение нами в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Таким образом, игры на уроках и на внеурочных занятиях пополняют и расширяют знания детей, вызывают положительные эмоции, позитивный настрой, способствуют самоутверждению каждого обучающегося перед обществом, ориентируют ребёнка на речевую деятельность, на стремление к успеху.
Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности может послужить отправной точкой в возникновении интереса к предметам естественнонаучного цикла. Мы можем применять игровые технологии на различных этапах урока: для изучения нового материала, проведения зачётных и обобщающих уроков, внеклассных мероприятиях. Современная система образования предоставляет нам возможность выбора среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение использовать дополнительные источники информации. При организации игр по предметам естественнонаучного цикла мы учитываем возрастные особенности обучающихся: любознательность, наблюдательность, желание общаться с живыми объектами и объектами культуры, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональную возбудимость.
Практическая значимость нетрадиционных уроков.
1). Творческая новизна. Опыт комбинаторный, новаторский. Изюминка опыта в том, что дети выполняют самостоятельно экспериментальные задания с выездными экскурсиями.
2). Научная обоснованность. Опыт научно теоретически обоснован. В основе обучения детей положена теория коллективного и свободного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребёнку. Это обучение, в основе которого лежит метод комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, медицины, истории, химии, экологии, географии) и активный поиск новой информации.
1). Творческая новизна. Опыт комбинаторный, новаторский. Изюминка опыта в том, что дети выполняют самостоятельно экспериментальные задания с выездными экскурсиями.
2). Научная обоснованность. Опыт научно теоретически обоснован. В основе обучения детей положена теория коллективного и свободного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребёнку. Это обучение, в основе которого лежит метод комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, медицины, истории, химии, экологии, географии) и активный поиск новой информации.
3). Эффективность:
а). Опыт актуален, так как обучающиеся продуктивно и деятельностно работают на уроках и на внеурочных занятиях;
б). Опыт результативен, так как обучающиеся развиваются, воспитывают в себе черты интеллектуалов, всесторонне развитых личностей;
в). Опыт устойчив;
г). Опыт рационален, так как обучающиеся учатся мыслить, высказывать свои мнения, слышать и слушать собеседников;
д). Опыт социально значим, так как педагог воспитывает всесторонне развитые личности;
е). Опыт репрезентативен, то есть применим в массовой практике педагогической работы;
ж). Опыт перспективен, то есть направлен на развитие "интеллектуалов".
а). Опыт актуален, так как обучающиеся продуктивно и деятельностно работают на уроках и на внеурочных занятиях;
б). Опыт результативен, так как обучающиеся развиваются, воспитывают в себе черты интеллектуалов, всесторонне развитых личностей;
в). Опыт устойчив;
г). Опыт рационален, так как обучающиеся учатся мыслить, высказывать свои мнения, слышать и слушать собеседников;
д). Опыт социально значим, так как педагог воспитывает всесторонне развитые личности;
е). Опыт репрезентативен, то есть применим в массовой практике педагогической работы;
ж). Опыт перспективен, то есть направлен на развитие "интеллектуалов".
Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь формой комплексного носителя информации, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях и организовать его, ориентировав в реальной жизни.
Вывод. Использование интеллектуальных игр на уроках и внеурочных занятиях является важным средством воспитания и обучения детей. В результате таких занятий обучающиеся лучше занимаются, у них проявляется интерес к прочтению дополнительной литературы по тематике игр, развиваются коммуникативные умения и изобретательность, формируются навыки самостоятельной работы.
Если организовать в школе систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребёнка через его знакомство с окружающим миром, различными экспонатами, соединив обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то нетрадиционные уроки и внеурочные мероприятия по биологии будут эффективными.
Если организовать в школе систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребёнка через его знакомство с окружающим миром, различными экспонатами, соединив обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то нетрадиционные уроки и внеурочные мероприятия по биологии будут эффективными.
Список используемой литературы
1). Выявление, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей. Сборник лучших работ участников XII Всероссийского заочного конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" 2013-2014 учебного года. – Обнинск: МАН "Интеллект будущего", 2014. – 164 с.
1). Выявление, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей. Сборник лучших работ участников XII Всероссийского заочного конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" 2013-2014 учебного года. – Обнинск: МАН "Интеллект будущего", 2014. – 164 с.
2). Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителей. – Гомель: ИПП "Сож", 2009. – 208 с.
3). Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 116 с.
4). Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – М.: Академия, 2017. – 504 с.
4). Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – М.: Академия, 2017. – 504 с.
5). Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. – М.: Новая школа, 2018. – 116 с.
6). Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках биологии. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с.
7). Люлькович Е.А. Игровые технологии на уроках биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160 с.
8). Петрусицкий В.В. Игры для интенсивного обучения. – М.: Прометей, 2017. – 326 с., илл.
9). Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе. Пенза: Пеликан, 2018. – 148 с.
10). Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2015. – 144 с.
7). Люлькович Е.А. Игровые технологии на уроках биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160 с.
8). Петрусицкий В.В. Игры для интенсивного обучения. – М.: Прометей, 2017. – 326 с., илл.
9). Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе. Пенза: Пеликан, 2018. – 148 с.
10). Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2015. – 144 с.