Конспект внеклассного занятия
Правовое воспитание школьника
Мазурова Мария АлекандровнаДля обучающихся 3 – 4 классов ГБОУ № 231 Адмиралтейского района СПб
Цель занятия: формирование основ знаний у младших школьников о символах Российского государства, Конституции как главном Законе России.
Задачи занятия:
1. Воспитание уважения к государственной символике, главному Закону РФ;
2. Узнавать основные символы РФ, понимать их значения, знать основные правила, для детей прописанные в Конституции РФ;
3. Расширять и закреплять словарный запас за счет новых слов;
4. Развивать и корректировать процессы мышления, памяти и восприятия.
Ход занятия:
- Вступительное слово: Добрый день, ребята, сегодня мы собрались на необычный урок. А вот в чем его необычность вы сейчас узнаете! Вы не против, что я вас перед занятием поделила на две команды, одна будет называться «Русь», вторая «Россия», объясню почему, т.к. на занятии мы не только будем узнавать что-то новое, но и соревноваться, отвечая на вопросы и выполняя предложенные задания. А оценивать вашу работу будет жюри в лице учителя (представление жюри).
Речь сейчас пойдет про нас.
Постарайтесь все понять.
Что – то новое узнать!
- Внимание на экран: (слайд с картой РФ)
- На карте изображены территория нашей Родины, нашего государства.
- Кто знает, как называется наше государство? (ответы детей)
- Какой город является столицей нашей необъятной Родины? (ответы детей)
- А как вы думаете, почему нашу Родину называют необъятной? (ответы детей)
- Действительно, если пролететь над территорий России, то можно увидеть белоснежные толщи льда и жаркие пустыни, холодную тундру и вольные степи, горы и моря! (слайды с красивыми видами России).
- я хочу сейчас обратиться к русскому народному творчеству, узнать, хорошо, ли ребята знают и помнят пословицы про нашу Родину
3. Конкурс «Собери пословицу»
- Если народ един, он не победим
- Земля, народом сильна
- Народ захочет, бездну перескочит
- Человек без родины, что соловей без песни
- Родина – мать, умей за нее постоять
- Нет земли краше, чем страна наша
- Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал
- Кому детей родить, тому и кормить
- Вот она, какая наша необъятна Родина – Россия. Где живут люди, которые утром ездят на работу, в выходные дни отдыхают, ходят в магазины, обучаются в институтах, школы и д/садах, лечатся в больницах и поликлиниках. И мы с вами тоже учимся, отдыхает, передвигаемся по городу, т.е. ведем привычный образ жизни. В этом нам помогают, соблюдение определенных правил или другими словами законов. Представьте, что было если бы наши родители, мы с вами перестали соблюдать законы… (ответы детей). Наша жизнь превратила в кошмар и неразбериху. Вот по - этому и существуют законы. Законы – правило, которые устанавливает государство, которые выполняют граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны….. Кто – то знает, как он называется? (ответы детей). Правильно – Конституция Российской Федерации.
Конституция это основной закон нашего государства, принят 12 декабря 1993 года, с тех пор этот день является государственным праздником России.
- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право? Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
… Кто мне скажет, как называют главу государства?! (ответы детей). Кто мне назовет имя нашего президента? (ответы детей).
- Знаете ли, что вы как маленькие граждане РФ тоже имеете свои права … (ответы детей), которые тоже прописаны в Конституции. Вы их знаете, я вам только помогу их вспомнить. (слайды)
Право на жизнь
Право на имя
Право жить и воспитываться в семье
Право на бесплатную медицину
Право на образование
Право на отдых и досуг
Игра «Нарушение прав сказочных героев»
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
- Какие права бабушки и Красной Шапочки нарушил волк? (Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь, неприкосновенность жилища);
- Какие права царицы и князя Гвидона нарушили подданные царя?
- ( Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь, неприкосновенность жилища).
- Каким правом не воспользовался Буратино? (право на бесплатное образование)
- Динамическая физкультминутка Я вижу вы немного устали, поэтому для вас небольшой сюрприз. Все встают и смотрят на экран.
- Работа над понятиями «символы государства»
Государственный флаг РФ – прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: белый (мир, чистота совести), синий (небо, верность и правда), красный (огонь и отвага). Герб – щит красного света, на его фоне золотой двуглавый орел: правой лапой сжимает – скипетр, левой – державу, это знаки царской власти. Сегодня они символизируют единство РФ и независимость от других государств. Над головами орла мы видим короны.
На груди орла помещено изображение всадника. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея - символа зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- вопрос: Подумайте, где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах? (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, монетах, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции)
Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Каждое утро Государственный гимн России звучит по радио. Его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Мы с вами сейчас тоже прослушаем небольшой отрывок гимна. Что мы должны сделать? (ответы детей)
Задание «Собери основные символы России»
Детям выдаются конверты и под музыку собирают триколор и герб России
- Подведение итогов занятия:
- Как называется наша страна?
- Кто управляет нашим государством?
- Как зовут нашего президента?
- Как называют людей, живущих в нашем государстве?
- Как называется основной закон государства?
- Столица нашей родины?
- Какие символы государства вы знаете?
- Что изображено на картинке? (флаг РФ, герб РФ, герб СПб)
- Кто изображен на картинке? (губернатор Полтавченко)
- Сложный вопрос: кто охраняет наши права? (государство)
- Заключительная часть:
Мы знаем о законе мало, Не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, Что благо для других. Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить! Нужен дождь и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно море. Нужно море и леса, Нужно счастье, нужно горе |
И родные голоса. Невозможно без природы, Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, Все почувствовать вокруг. |
Спасибо за внимание!