Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическое пособие по проведению классного часа

Семья и семейные ценности

Чарторижская Наталья Вадимовна,
преподаватель ГБ ПОУ ЭК
 Аннотация 
Это методическое пособие предназначено для классных руководителей очного отделения при проведении классного часа на тему: «Семья и семейные ценности».
Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании студентов. Ни для кого не секрет, что во многих семьях с момента перехода ребенка в стадию подросткового возраста начинает теряться авторитет взрослых людей: родителей, бабушек и дедушек. Семейные ценности, к которым зачастую взывают родители, обсуждая проблемы собственного ребенка, перестают быть для него значимыми и важными. Родители негодуют, возмущаются, злятся, но ребенок не проявляет при этом рвения к поездке к дедушке и бабушке, не стремится общаться с родителями, все чаще дверь в свою комнату он предпочитает закрывать. Это происходит в том случае, если родители мало знакомят своего ребенка с историей своей семьи, мало говорят об исторических ценностях своего рода, не показывают роль старшего поколения в жизни семьи. Ведь очень часто в семье происходит так, что внуки не застают своих дедушек и бабушек в активном возрасте. Они принимают их только как стариков и не знают их роль в жизни и становлении семьи и даже страны.
Такие внеклассные мероприятия, проводимые как можно раньше, должны способствовать формированию интереса и потребности знать свои корни, а также воспитывать уважение к людям старшего поколения, традициям семьи и рода, с тем, чтобы потом самим быть их продолжателями. 
Цели классного часа:
Участники: студенты , родители, классный руководитель 
Подготовка:
Оформление, оборудование:
Студентам группы заранее предлагаются темы для докладов и выступлений. Рекомендуется принести подборку фотографий своей семьи и подготовить рассказ о своей семье и семейных традиция.
Кроме того, заранее можно дать студентам задание провести социологический опрос среди студентов колледжа по поводу отношения современной молодежи к семье и браку, с тем, чтобы:
  1. Выяснить причины вступления в брак.
  2. Исследовать специфику отношения к браку и семье со стороны молодых людей женского и мужского пола.
  3. Выяснить отношение к формам брака.
  4. Выяснить приемлемый возраст вступления в брак.
  5. Определить отношение к ранним бракам. 
Возможно приглашение родителей, бабушек и дедушек.
Ниже приводится примерный план проведения классного часа, и раскрываются основные вопросы по ходу его проведения.
План проведения классного часа:
1. Что такое «семья»
2. Нравственные заповеди семьи
3. Семейные традиции
4. Подведение итогов 
...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
Золя Э.
Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.
Монтень М. 
1. Что такое «семья» 
Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение.
Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. В семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. Наконец, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви.
Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика. 
Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в.
Итак, семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает. 
Далее можно привести результаты социологического опроса студентов колледжа, проведенного ранее и сделать выводы и обобщения. 
В качестве примера здесь приводится опрос студентов историко-социологического факультета Мордовского государственного университета им. Огарева  (1-2 курс) и учеников 11 классов Лицея №43.
В результате социологического опроса была исследована специфика отношения к браку и семье со стороны девушек и парней. Были опрошены 100 человек в возрасте 16-20 лет (50 человек мужского пола и 50 женского). 100% респондентов родились и проживают в данное время в городе и не состоят в браке.
Одной из тенденций современности является появление новых нетрадиционных видов брака и семьи, к чему молодёжь относиться весьма спокойно. Так 62% девушек и 47% парней положительно относятся к гражданскому браку.
Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют.
В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает наиболее приемлемым брак, основанный на взаимной любви, так как любовь и взаимопонимание – основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства.
Большинство девушек (84%) и юношей (72%) против того, что парни вступают в брак, чтобы «откосить» от армии, однако остальные 16% девушек и 28% юношей одобряют этот поступок, если нет других способов не ходить в армию. Эти результаты говорят о том, что большинство респондентов относятся к браку серьёзно, считают его важным поступком в своей жизни.
75% опрошенных хотели бы в будущем вступить в брак, 20% пока не задумывались об этом. А 5% ответили на этот вопрос отрицательно, что можно объяснить, скорее всего, личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений.
Ранний брак 61% респондентов считает нормальным, но все считают, что он длится недолго. Тем не менее, 85%опрошенных  считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак  20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет.
Среди девушек лицея и университета мнения по поводу вопроса «Обязательно ли брак должен основываться на любви?» сошлись. Положительно на этот вопрос ответили 62%, а отрицательно соответственно 38% опрошенных.
А среди юношей мнения разделились следующим образом: 96% учеников лицея №43 ответили положительно, а среди студентов 1-2 курсов таких было только 63%. Это можно объяснить не столько разницей в возрасте, сколько различием таких организаций как школа и университет, а также отношениями в них. Школа предполагает более мягкое отношение к действительности. В университете же происходит переход ко взрослой жизни, с более реальным восприятием окружающего мира со всеми его сложностями и проблемами.
Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина.
Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей.
Мнения по поводу вопроса «Кто должен приносить основной доход семьи?» разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи. 
2. Нравственные заповеди семьи 
Обсуждение темы «Нравственные заповеди моей семьи».
Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.
Согласно опросам общественного мнения, проведенным ВЦИОМ, большая часть нашего общества считает, что нравственные ценности должны воспитываться в семье, но при этом большая часть опрошенных также считает, что семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей вследствие кризиса семейных ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности общественными институтами являются школа и Церковь, именно на них возлагают надежды в воспитании нравственных ценностей россияне.
Следует, однако, отметить, что понимание термина «духовность» является неоднозначным, и от той или иной его трактовки зависит содержание воспитания детей и самовоспитания педагогов. Все толковые словари трактуют «духовное» как связанное с религией. Но нельзя не заметить, что время от времени о духовности и бездуховности начинают говорить и заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что, взывая к духовности общества, они по существу тоскуют именно о религиозном начале в человеке. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями. Это то, ради чего человек живет и действует.
Духовность помогает человеку преодолевать рамки материальной заданности, устремиться к соприкосновению с сакральной реальностью, погрузиться в глубины понимания, испытать высоту вдохновения, ощутить свою безмерность в пространстве и бесконечность во времени. Недооценка значения духовности может привести к развитию ошибочной позиции и не только в области воспитания, но и в области обучения, когда человек превращается в совокупность психофизиологических явлений, лишенных единого предназначения и целостности.
Нравственность - это то, как человек живет и действует. Духовность и нравственность существуют в неразрывном, целостном единстве. Мировоззрение как целостная картина мира, как основа миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, т. е. та ее сторона, которая поддается педагогическому влиянию.
Создание системы ценностей - это одновременно и основа, и цель воспитательного процесса. Русский философ И.А. Ильин писал: «образование не должно отделяться от духовного воспитания... Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России. И обратно..., все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами». Разрыв с прошлым народа - его религией, культурой, национально осознанным историческим бытием ведет к разрушению самосознания народа, а затем к духовной и физической гибели. 
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушается семья - разрушается человек. Разрушается человек - разрушается общество. Казалось бы, это так очевидно! Но ход развития современного общества противоречит этой очевидности. Существуют разнообразные программы поддержки семьи, действуют многочисленные фонды, правительственные и неправительственные организации, но успеха нет. В чем же дело? В том, что настоящее средоточие этой борьбы не общество, и даже не семья, а сердце человека, и борьба эта нравственная. Не может быть здоровой семьи там, где нет здоровой нравственности. Но здоровая нравственность там, где вера и любовь к Родине, Богу. Это значит, что основа благополучия общества не в достатке и наличии эффективных рыночных механизмов, а в твердости веры человека, в силе нравственных ценностей. 
3. Семейные традиции 
Все семьи разные, но есть нечто объединяющее самые непохожие друг на друга семьи – это нравственные ценности, выраженные в семейных традициях. Вот некоторые из традиций.
Традиция первая – узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. В наше время эта традиция вновь приобретает распространение и даже становится модной.
Традиция вторая – гордиться своими знаменитыми предками. Например, 219 ныне здравствующих потомков А.С.Пушкина гордятся своим великим предкам. И пусть во многих семьях нет известных исторических личностей, но в каждой семье есть хорошие, достойные уважения предки, которыми нужно гордиться. В вашей семье таковыми являются бабушки и дедушки.
Традиция третья – называть детей в честь кого-то из членов семьи.
Четвертая традиция – заботиться о своих престарелых родителях. Это одна из самых важных и замечательных традиций русского народа, которая берет свое начало испокон веков.
Традиция пятая – собирать и хранить семейные фотографии, старинные вещи, реликвии.
Мы живем в многонациональном государстве. У каждого народа свои жизненные ценности и традиции.
У многих народов к основным жизненным ценностям можно отнести род, семью, нравственные принципы, нормы поведения, а также культурные традиции. Понятия род и семья тесно связаны между собой.
Род является носителем и хранителем обычаев, традиций, ценностей, норм поведения и обрядов, а конкретные семьи, входящие в состав рода, передают эти традиции из поколения в поколение. Несмотря на существенное изменение социальных условий за последние годы, люди не утратили издревле существующего у них почтительного отношения к предкам. Так считается, что уважающий себя и предков человек должен поименно знать минимум пять-шесть поколений по отцовской линии, а представители наиболее влиятельных родов – не менее десяти.
Если оглянуться назад и проанализировать ценности русской дворянской семьи, то среди них особое внимание заслуживают следующие:
- единая педагогическая стратегия отца и матери
- отсутствие авторитета подавления личности
- взаимное уважение, любовь и дружба всех членов семьи
- целенаправленность раннего умственного развития детей
- чередование физического и умственного труда
- глубина взаимопонимания и постепенное введение юных членов семьи в круг взрослых интересов родителей
В русских крестьянских семьях атмосфера добра вокруг дитяти считалось обязательной. Она вовсе не означала изнеженности и потакания. Ровное, доброе отношение взрослого к ребенку не противоречило требовательности и строгости, которые возрастали постепенно.
Почему без семьи мы не можем почувствовать себя счастливым? Может быть, человек рожден именно для того, чтобы создать семью и обрести в этом счастье? Почему мы не представляем себе будущее без полной семьи? Потому что бабушки и дедушки, мама и папа, дети – это и есть наше прошлое, настоящее и будущее. К нравственным ценностям моей семьи, настоящей и будущей, я отношу:
- уважение и почитание старших
- стремление к здоровому образу жизни
- сохранение и приумножение семейных традиций
- взаимное уважение, любовь и дружба всех членов семи
- любовь к родному краю, к родному очагу, к родной культуре
Нравственные ценности русского человека имеют огромный запас прочности, и какому бы испытанию не подвергались – суть их остается незыблемой.
Классный руководитель: Какие семейные традиции существуют в вашей семье? Студентам было предложено принести фотографии, где запечатлены праздники в семье, какие-либо предметы, семейные реликвии, связанные с историей семьи и ее традициями. Можно было подготовить рассказ о фотографии, предмете или просто рассказ о своей семье.
По желанию студенты и родители рассказывают о семейных традициях.
 
 
4. Подведение итогов
 
Здесь можно предоставить возможность студентам самостоятельно выступить со своим мнением по поводу семьи и брака, обсудить рассмотренные вопросы.
 
Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества.
В Древней Руси семейно-брачные отношения регулировались нормами обычая. С принятием христианства эти отношения стали регулироваться церковным правом. Для того времени был характерен патриархальный тип взаимоотношений в семье: вся полнота власти принадлежала мужу. С появлением «Домостроя» патриархальность еще сильнее укрепляется. С XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен.
Таким образом, современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Изменился возраст вступления в брак. Большинство опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для этого 20-30 лет. В этом идет различие, так как раньше были популярны ранние браки (17-19 лет).
Таким образом, современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества
 
 

 
Список литературы для подготовки к уроку:
 
  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
  2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ, 1998.
  3. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов.М.,2006.
  4. Обществознание. Под ред. Ю.Г. Волкова. Учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. М.,2005.
  5. Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова , Н.И. Городецкой , А.И. Матвеева. 2-ое издание .М., Просвещение , 2007.
  6. Савельева О.О. Семья в современном обществе. “Преподавание истории и обществознания в школе”. №№ 7,8, 2001.