Методическая разработка для проведения праздника в 1 классе
Прощание с Азбукой!
Гуцкая Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 496
Цель: создать условия для развития у учащихся умения читать слова и предложения со всеми буквами русского алфавита.учитель начальных классов
ГБОУ школа № 496
Предметные задачи: учить читать плавно по слогам и целыми словами вслух и про себя, понимать содержание прочитанного, эмоционально реагировать на события в тексте при чтении, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные задачи:
Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к книге, уважения к товарищам.
Ресурсы: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки, материал (маски) для сценки, музыкальный диск.
Ход праздника:
Ученик:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник Вас.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Подошёл момент прощания с нашей первой учебной книгой. Поздравляю с первой школьной победой наших первоклассников, которую одолели, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Сегодня первоклассники изменились, выросли, поумнели. Многое узнали, многому научились.Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник Вас.
А помогла нам в этом ваша первая самостоятельно прочитанная книга.
Быстро месяцы летели,
Промелькнул январь, февраль,
Оглянуться не успели -
А уж солнышко вернулось
В наш холодный снежный край.
Дочитали до конца мы
Книжку, «Азбуку» свою,
И сегодня говорим ей дружно все:
«Благодарю!»
Итак, сегодня у нас последний урок по «Азбуке”.Промелькнул январь, февраль,
Оглянуться не успели -
А уж солнышко вернулось
В наш холодный снежный край.
Дочитали до конца мы
Книжку, «Азбуку» свою,
И сегодня говорим ей дружно все:
«Благодарю!»
Мы готовились к этому празднику. Рисовали любимые буквы, учили песни и стихи.
Выходят дети. Исполняют песню «Буковка».
Учитель: Послушайте загадку:
Нас она научила читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
Кто же вместе с нами будет сегодня на уроке?
Какая книга была рядом с нами всё это время и помогала нам в изучении букв?
В класс входит Азбука, обращается ко всем присутствующим.
-Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
А, вот и я, мои друзья!
Рада видеть всех вас я!
Слышать добрые слова
Для меня награда!
Только в школу вы пришли-
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Рада видеть всех вас я!
Слышать добрые слова
Для меня награда!
Только в школу вы пришли-
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Обращается к учителю.Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Азбука: А где же мои помощники-буквы?
Учитель: Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты знаешь, я не волшебница, но кое-что умею.
Сейчас скажу заветные слова, и весь алфавит появится перед тобой. И помогут мне в этом ребята.
Ученики выходят с рисунками.
Сценка «Весёлая азбука»:
Тридцать три сестрички,
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Ученик 1
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж -
Прикатили на еже.
Ученик 2
З, И, К, Л, М, Н, О -
Дружно вылезли в окно.
Ученик 3
П, Р, С, Т, У, Ф, Х -
Оседлали петуха.
Ученик 4
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Все теперь мои друзья!
Ученик 5
Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.
Пять сестрёнок опоздали -
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Ученик 6
Познакомьтесь с ними, дети, -
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Азбука:
Буквы, значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё А Л Ф А В И Т.
Учитель: Давай-ка, уважаемая Азбука, проверим все ли буквы в сборе!
Азбука: - Гласные! (дети высоко поднимают буквы)-----Здесь!
- Согласные!---------Здесь!
- Буквы, не обозначающие звуков! --- Здесь!
Учитель: Все 33 буквы в сборе!
Азбука:
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему -
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Учитель: 33! Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Родные такие!
Азбука:
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
Учитель: Азбука, послушай, как ребята научились читать.
Дети читают цепочкой стихи о своей букве.
Учитель: Молодцы! Алфавитова семья вам представлена друзья!
Я и Азбука приготовили вам испытания, через которые вам нужно проявить наблюдательность, зоркость, показать умение читать и то, что мы не зря работали с Азбукой!
Чтение «Сломанные буквы».
Учитель: Послушайте историю, которая произошла однажды с Азбукой.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку прописная буква М.
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладинку свою!
Очутившись на полу, поломало хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло – не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло – превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась – превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась, не узнала никого!
Первое задание от Азбуки: рисуем буквы + составляем пословицу.С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку прописная буква М.
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладинку свою!
Очутившись на полу, поломало хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло – не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло – превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась – превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась, не узнала никого!
Учитель: А сейчас вы должны будете помочь букве А узнать своих друзей. Подрисуйте к буквам недостающие части и прочитайте получившие слова.
(Команда получает карточку, потом один выходит, показывает слово и читает его.)
КНИГА – ТВОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ.
Второе задание от Азбуки:
Азбука: Азбука – необычный дом,
Поселились буквы в нём.
Хоть у букв от А до Я
И квартира есть своя,
Не сидится им на месте,
Любят быть повсюду вместе.
Встанут рядом: раз, два, три,
Выйдет слово – посмотри!
Каждая пара получает конверт с буквами.
Учитель: Каждой паре надо составить, как можно быстрее из букв слово.
(линейка, резинка, учебник, урок, мама, школа, Азбука)
Игра «Буквы поменялись местами»
Учитель: Много с буквами хлопот, уж такой они народ
Но когда с умом толково их построишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
Расставьте буквы по местам и прочитайте слова:
ШАКОЛ ГАНИК КАССЛ АСНОС АДОГЯ
Третье задание от Азбуки:
Составление слов – отгадок «живые буквы».
Учитель: Отгадайте о ком или о чём идёт речь в загадке. Составьте из букв слово. Играй не зевай.
(Дети – буквы выходят и встают в нужном порядке.)
1. Немытое в рот ни за что не возьмёт.
И ты будь таким, как чистюля… ЕНОТ.
2. На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться,
Людям воск и мёд дала
Беспокойная… ПЧЕЛА.
3. Независим, горд, как граф.
Есть в квартире книжный… ШКАФ.
4. Говорит она беззвучно
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней.
КНИГА
Учитель: А теперь мы покажем инсценировку сказки «Терем-теремок» на школьный лад.
Ведущий: Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу:
- Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал: Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ведущий: Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука: Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий: Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал: Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий: Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради: В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий: В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут -
В теремочке все их ждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка -
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал: Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь сей же час!
Двойка: Подождите, не спешите,
Нас отсюда не гоните.
Единица: Отвернемся на минутку -
Вы поймете нашу шутку.
(Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)
Все: Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий: Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли. Приходит школьник.
Школьник: Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежным стать
И пятерки получать!
Четвёртое задание от Азбуки: Кроссворд на доске.
Загадки: 1) Я пришла сюда не зря.
Изучи мои секреты
И найдёшь на всё ответы.
Как зовут меня друзья?
Отгадайте, кто же я?
2) Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать.
Чтоб проверить, всё ль в порядке
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он?
3) Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой.
В мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это, назовите же скорей!
4) Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод.
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолёт, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня.
А называется он?
5) У каждой девчонки и у мальчишки
Есть книжка волшебная, очень заветная.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем…
Учитель: Путь от А до Я открыт!
Спасибо тебе, Азбука, ты многому научила детей.
Азбука: Вот и пришла пора прощаться и я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться, всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Учитель: Да, дорогая Азбука, с тобой мы сегодня распрощаемся. Ты останешься в первом классе, а мы отправляемся дальше по дороге знаний и открытий. Сколько трудностей поджидает нас впереди. Ребята, а что нам нужно взять с собой, чтобы справиться со всеми трудностями?
Ученики: Терпение, старание, умение, аккуратность.
Ученик 1: Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик 2: Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их 33!
Ученик 3: Так чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
Ученик 4: Знаем мы не понаслышке:
Чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки
Можем запросто прочесть!
Ученик 5: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
Ученик 6: До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Учитель: На смену Азбуке пришла другая книга. (показать новый учебник)
Ученик:
Эта книга хороша, интересна и нужна.
И картинок много есть
И полезного не счесть.
Тут и сказки, и рассказы,
И стихи, и басни есть.
За короткое же время
Надо всё успеть прочесть!
Азбука: Я вижу, что вы чудесно справились со всеми заданиями, преодолели все преграды, проявили любознательность, научились не только хорошо читать, но и дружить, быть наблюдательными, добрыми, заботливыми!
Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Азбуку прочли до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд медленного чтения.
Вам сегодня выдаю грамоты за чтение!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки!
Вручение грамот.И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Азбуку прочли до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд медленного чтения.
Вам сегодня выдаю грамоты за чтение!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки!
Учитель: Вот и попрощались мы с первой учебной книгой. Дорога в страну «Читай – пиши» - открыта. Остаётся пожелать успехов в учёбе, настойчивости, терпения и радости от получаемых знаний.
К моим словам присоединяются и родители.
На этом наш урок - праздник закончен!