Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Литвинец Ирина Игоревна,

учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназии №155

г. Санкт-Петербург

 

Модернизация системы образования сегодня рассматривается, как потенциал инновационного развития общества и основана на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования.

Центральной проблемой остается обеспечение высокого уровня качества образования. Новые ФГОСы предполагают внедрение системно – деятельностного подхода к обучению учащихся на основе использования передовых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся ключевых компетентностей и универсальных учебных действий (УУД).

Внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

Е.И.Огарев под компетентностью понимает оценочную категорию, которая характеризует человека как субъекта деятельности, способного планировать и осуществлять эффективные действия, направленные на достижение поставленной цели.

В структуре компетентности он выделяет пять компонентов: глубокое понимание существа решаемых задач и проблем; знания и опыт, накопленные в области деятельности; овладение передовыми достижениями; умение выбирать адекватные условиям средства и способы деятельности; чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе достижения цели.

Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.

Использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

Главными преимуществами применения ИКТ на наш взгляд являются:

  1. Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
  2. Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
  3. Сохранение высокого темпа урока, занятия.
  4. Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
  5. Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
  6. Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися  применяются такие формы ИКТ – технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, применение готовых электронных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

1.    Презентация:

-       наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;

-       быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов;

-       решение задач и просмотр результата;

-       коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление.

2.    Видеофрагмент:

-       позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.

3.    Анимация:

-       реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4.    Тест на компьютере:

-       даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

-       позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

-       сразу же сделать работу над ошибками.

5.    Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий.

Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.

Таким образом, использование  ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него  учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.