Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока по обществознанию

Формы правления. Монархия. Республика

Цель: обобщить знания учащихся по теме «Государство.  Признаки государства».  Дать понятие «Формы правления. Монархия. Республика», кратко познакомить учащихся с  некоторыми  правителями государств.

Задачи:

1.Образовательные: углубить понятие государства, сформировать понятия «формы правления в государстве: монархия и республика.

2.Коррекционно- развивающие:

3.Воспитательные:

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение пройденного материала:

1.Как называется тема, которую мы изучаем?

2.Какую тему разбирали на прошлом уроке?

3.Назовите основные признаки государства.

(На доске появляется таблица «Основные признаки государства» , далее один из учащихся работает с таблицей на компьютере, а остальные ученики работают на карточках).

4.Из предложенных определений выбрать и соединить стрелочками со словом «государство» только те, которые имеют отношение к признакам государства.

5.Какого очень важного признака государства нет на этой схеме?

Далее идет пояснение значения для государства каждого из признаков:

Главные признаки государства:

III. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя

Государства бывают разные.  По тому, какое участие принимает народ в жизни своего государства, они делятся на демократические (от греч. demos и kratos – власть народа) и недемократические государства.

По  политическому режиму

Демократические                                                Недемократические

(власть народа)                                                         (тирания)

 

В демократическом государстве народ участвует в управлении: народ принимает участие в решении важнейших решений, может критиковать действия властей, контролировать их. Государство берет на себя обязанность защищать права людей, охранять их покой, обеспечивать безопасность и порядок.

В недемократическом государстве отношения между властью и народом совсем другие. В таком государстве власть находится в руках одного человека или небольшой группы людей. Народ практически отстранен от участия и осуществления власти. Правители могут не считаться с интересами  населения. Самая жесткая форма недемократического государства – это тирания, власть в государстве  « берет» в свои руки один человек (тиран), который правит на основе силы, угрозы, наказания.

 

Объявление учителем темы урока и запись на доске и в тетрадях:

 

«Формы правления. Монархия. Республика»

 

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

УЧИТЕЛЬ:  По тому, кто возглавляет власть,  государства делятся на монархии и  республики.

Что такое монархия и кто такой король? Давайте узнаем об этом из первых уст: сейчас мы немного пофантазируем и пригласим к нам самого настоящего монарха (появляется Фадеев Михаил в  короне).

«Я-король, у меня большое королевство. Мои предки правят здесь уже больше двухсот лет. Все в моем королевстве принадлежит мне. Конечно, это

РЕЛАКСАЦИЯ …(считалка про короля)

Диалог с «королем»

УЧИТЕЛЬ:  При монархии во главе государства стоит король или царь, власть которого передается по наследству. Иногда представители одной семьи правят государством десятилетиями и столетиями. Так, династия Романовых управляла Российской империей почти три века. Неограниченная  власть монарха называется абсолютной монархией. В некоторых государствах власть монарха ограничивается конституцией или парламентом и тогда монарх не может делать то, что хочет. Такая форма правления государством называется ограниченная монархия.

 

При республике верховную власть осуществляют органы, которые избираются народом на определенный срок (во многих странах они называются парламентом. Большинство современных государств являются республиками, например Германия, Италия, США, Россия.

Диалог с «президентом»

УЧИТЕЛЬ: Власть избирает народ, права человека защищает государство, в стране существует порядок и безопасность, народ имеет право критиковать свое правительство, власть несет ответственность за свои действия и результаты правления.

V. Работа с текстом:

VI. Работа с таблицей на доске «Формы правления»

VII. Работа по карточке (каждому выдается карточка с текстом).

Задание по тексту: найти признаки государства и определить форму правления в данном государстве.

«Спящая красавица» (французская сказка)

Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрет. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а уснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть пряжу и хранить в доме веретено и прялку.

РЕФЛЕКСИЯ:

VII. Домашнее задание: всем - читать текст, табл. перенести в тетрадь; индивидуальное задание Новожилову А. и Леонову Б.: подумать, что нужно изменить в тексте сказки «Спящая красавица», чтобы форма правления в государстве изменилась на ограниченную монархию.

VIII. Итог урока.