Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Комплексная программа развития физической культуры в муниципальном образовании

Иванов Дмитрий Алекссевич
Ключевые слова: комплексная программа развития, физическая культура, муниципальное образование.
В настоящее время в Российской Федерации стратегическую роль играет процесс совершенствования и развития физической культуры  и спорта. В то же время, современные условия не всегда позволяют рассчитывать на значительные вложения в данную сферу. Поэтому актуальной становится задача наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов через реализацию принципов планирования и программирования на основе системного и комплексного подхода.
Сложность и многоаспектность управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований управления физической культурой и спортом на всех уровнях государственного устройства, требует новых подходов, раскрывающих пути повышения эффективности управления физической культурой и спортом. И именно аспекты осознания и понимания того, что физкультура   и спорт является залогом здоровья нации и укрепления национальной безопасности, а достойное, всестороннее и своевременное обеспечение отечественного спорта – долг и обязанность всех уровней власти, стали привлекать внимание специалистов в области государственного и муниципального управления, а также иных ученых и деятелей наук, заинтересованных в развитии данной отрасли.
Собственно социальная роль и значение физической культуры   и спорта анализируется в работах В.Г. Бауэра, Л.И. Лубышевой, И.Ю. Мазова, П.А. Рожкова и др. Тема социального регулирования и управления развитием массового спорта находит свое отражение в трудах С.В. Артемова, А.М. Банникова, М.Е. Кутепова, А.Д. Мискевича.
Спортивную политику России на федеральном уровне рассматривают А.Ф. Антипов, С.Е. Воронин, Н.В. Уловистова и другие. М.И Золотарев, В.М. Краснов, П.К. Пельменев, И.И. Переверзин раскрывают механизмы развития физической культуры  и  спорта на региональном уровне.
А.М. Банников, В.Г. Камалетдинов, Р.К. Кудашов, А.Г. Маркелов анализируют различные аспекты управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне. Л.П. Матвеев активно внедряет в практику основные положения проводимых им исследований, а также анализирует наиболее сложные и противоречивые проблемы физической культуры и спорта.

Если еще в недалеком прошлом главной задачей государства было создание спортивной базы для подготовки спортсменов высокого класса, то в последнее время акцент на всех уровнях власти делается именно на создание и обеспечение объектов спорта для подготовки  спортивного  резерва  и  развития  массового  спорта,   в том числе для эффективного внедрения физического воспитания  в образовательных организациях. Ведь только с помощью развития доступности спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг можно улучшить здоровье населения страны, повысить его двигательную активность и физическую подготовленность.
Данных утверждений придерживаются и авторы «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020», которой считают, что для этого потребуется:
Опираясь на выше изложенное, было принято решение о создании специальной программы развития физической культуры и спорта среди сельских школьников (на примере МО «Монастырщинский район» Смоленской области), которое основано не только на теоретических знаниях, но имеет также и практическое обоснование. На протяжении полугода (с октября 2015 г. по февраль 2016 г.) с сельским населением, преимущественно зрелого возраста, проводилась целенаправленная работа: опросы, неформальные беседы, необходимые для того, чтобы определить, какого образа жизни придерживается местное население, оценить степень удовлетворенности населения деятельностью Администрации МО «Монастырщинский район» по вопросам развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
В результате было выяснено следующее: свыше 70% опрошенного местного населения Монастырщинского района понимает, что здоровье – это бесценное социальное качество, которое нужно сохранять и преумножать, а одним из первостепенных способов сохранения здоровья являются именно активные занятия физической культурой   и спортом. Тем не менее,83% опрошенных не предпринимает никаких особых действий для поддержания своего здоровья с помощью занятий физической культурой и спортом. Во многом это, как утверждают сами сельские жители, обусловлено недостаточно качественной организацией физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, которая должна непосредственно осуществляться Администрацией муниципального образования «Монастырщинский район», в частности Отделом культуры и спорта Администрации.
А ведь формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, и, следовательно, увеличение доли населения, приветствующих активные занятия физической культурой и спортом – не одномоментный, а многоступенчатый процесс, который проходит стадии от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями. Только последовательная реализация данных этапов сможет стать началом зарождения у подрастающего поколения интереса к занятиям физической культурой и спортом, и в последующем, интерес разовьется и преобразуется в глубокие психофизиологические знания в данной области, приведет к интенсивным занятиям любительским и профессиональным спортом.

Именно в юном возрасте, когда дети сами достаточно подвижны, активны, стремятся проявить самостоятельность и познать что-то новое, можно раскрыть спортивный потенциал каждого ребенка, сформировать эмоционально-волевые качества, необходимые для более устойчивого восприятия жизненных сложностей и выработать мотивацию к активным занятиям физической культурой и спортом, которая на протяжении всего жизненного пути будет приносить свои плодотворные результаты. Поэтому предлагаем создание условий для развития физической культуры и спорта в Монастырщинском районе начать со школьной среды через реализацию целевой Программы развития физической культуры и спорта для сельских школьников муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области «Жить на селе ЗДОРОВО!» (далее – Программа). Данная Программа была разработана с расчетом на ее осуществление в течение всего учебного года.
Представим ее основные структурные элементы.
Цель Программы – создание условий, необходимых для формирования у учащихся общеобразовательных учреждений устойчивого интереса и мотивации к поддержанию здоровья, воспитание ценностных ориентиров здорового образа жизни, укрепление выносливости и становление морально-волевых качеств молодого поколения.
Задачи Программы:
Целевая аудитория: учащиеся школ МО «Монастырщинский район» Смоленской области, при этом учащиеся 5–8 классов выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а молодые люди – учащиеся 9–11 классов действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.
Программа реализуется потрем приоритетным направлениям.
1. Общее укрепление здоровья учащихся, привлечение к активным занятиям физической культурой и спортом. Включает комплекс мероприятий:
2. Информирование учащихся о необходимости ведения здорового образа жизни, организация информационной кампании по вопросам, касающимся развития физической культуры и спорта.
Включает комплекс мероприятий:
«Жить ЗДОРОВО»; 3. Создание единой «здоровой среды», необходимой для взаимодействия учащихся, родителей и педагогического состава образовательных учреждений и всеобщего укрепления здоровья.
Включает комплекс мероприятий:
Основные ожидаемые результаты: Целевые показатели:
  1. Доля школьников различных возрастов, проживающих на территории муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области, привлеченных к активным занятиям физической культурой и спортом, участию в оздоровительных мероприятиях.
  2. Доля школьников, информированных о необходимости укрепления собственного здоровья, ведении здорового образа  жизни на территории Монастырщинского района.
Все мероприятия Программы могут осуществляться в рамках текущего учебного процесса и внеучебной воспитательной работы школ при организационной поддержке Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области.
Мероприятия Программы не требуют существенных финансовых ресурсов, поскольку реализуются за счет средств текущих (годовых) бюджетов общеобразовательных учреждений Монастырщинского района, а также бюджета МО «Монастырщинский район». Объем дополнительного финансирования ориентировочно составляет 11690–13180 рублей.
В ближайший период инициативной группой студентов, проживающих на территории Монастырщинского района, планируется реализация данной Программы, руководящие субъекты, указанные в данной Программе, информированы о перспективах ее внедрения. Проводились личные беседы с Главой Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской  области  Титовым  В.Б.,  а также с главным специалистом Отдела культуры и спорта Стефаненковой З.В. и директором Монастырщинской средней общеобразовательной школы имени А.И. Колдунова, С.Н.Ходунковой, которые положительно отозвались о содержательном наполнении Программы и ее реализации в ближайшем будущем.
Таким образом, предложенный подход поэтапного планирования и комплексного подхода развития физической культуры и спорта, предлагаемая в рамках реализации данной Программы, позволит создать условия для формирования благоприятного представления о здоровом образе жизни не только у подрастающего поколения как основного фундамента «здорового» общества, кадрового и инновационного потенциала, но и учесть интересы всех слоев населения,  а также субъектов управления, увязать собственные цели сельчан со стратегическими целями государства – достижением высокого стандарта уровня и качества жизни населения страны.
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства № 1101-рот 7 августа 2009 г. № 1101-р
«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2016).
2. Архипова С.А. Управление развитием физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода: дис. канд. пед. наук. – Тула, 2009.
3. Алексеева А.П. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Достоинства и недостатки // Общество и право. – 2010. – № 8.
4. Хуснутдинов К.С. Массовый спорт в Российской Федерации как объект социального регулирования: дис. канд. соц. наук. – Казань, 2004.