Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль чтения художественной литературы
на занятиях в группе продленного дня

Степанова Марина Владимировна,
воспитатель ГПД ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Литература играет важную роль в жизни человека. Как искусство слова она влияет на формирование в ребенке нравственных принципов , обогащает внутренний мир, развивает воображение, фантазию. Очень  важно научить читать учащегося начальных классов и привить ему этот навык на раннем этапе обучения. Это даст возможность свободной ориентации в потоке информации , которую необходимо освоить маленькому человеку в условиях обучения в формате ФГОСов. Программа  по чтению такова , что делать это во время уроков практически невозможно, так как количество часов значительно сокращено, поэтому  занятия в группе продленного дня будут большим подспорьем в этом. Книги , выбираемые для чтения и занятий, должны соответствовать возрасту и интересам воспитанников. Учитель, предлагая их, попытается увлечь ребенка и научить разбираться в том, что прочитано.

Интересной книгой может быть книга С. Прокофьевой « Приключения желтого чемоданчика». Возможно после прочтения книги посмотреть фильм и поговорить о тех проблемах малышей , которые у них существуют , но говорить о которых они бояться и не могут.

Первый этап – чтение книги поочередно вслух. Читать могут как сами учащиеся , так и учитель. Чтение учителем дает пример выразительного чтения, а чтение  учащимися способствует улучшению техники чтения самих учащихся.

Второй этап – беседа о рочитанном.

Круг вопросов.

  1. Понравилась ли вам книга?  Что именно понравилось? Расскажите.
  2. О ком книга рассказывает? (о детях, которые бояться )
  3. Что рассказывет о них книга ? (сказочная повесть рассказывает, как они избавились от своих страхов и что делает человека сильным).
  4. Какую роль  в ходе событий играет добрый доктор? Какие лекарства у него есть и смог ли он их использовать? Почему книга о детях называется «Приключения Желтого чемоданчика»? Чему учит эта книга? (смелости, дружбе, ответственности, уважению, чувству юмора)
  5. Как вы думаете,  какие слова являются самыми важными в книге? («Сама жизнь делает человека смелым»)
  6. Что именно сделало мальчика смелым? (необходимость и чувство ответственности)
  7. Что же рассмешило девочку ?( отважная собачонка, повисшая на шее у льва)

«Огромный лев спрыгнул с ящика и, трусливо поджав хвост, с висячей на шее собачонкой бросился бежать вдоль арены.» Смех девочки был счастливый и неуверенный.

  1. Что говорит доктор о роли драки в жизни мальчика?

Работа в группах. Посовещайтесь и решите , как можно продолжить список причин , по которым можно драться справедливо.

А какие причины назвал сам доктор? (защита девочек, малышей , борьба с хулиганами…)

Третий этап. Нарисуйте иллюстрации к книге.  Какие моменты в ней вы бы для этого выбрали?

Четвертый этап. Просмотр фильма.

Вывод: на занятиях  ребята  овладевают навыком техники чтения , учатся внимательнее относиться к прочитанному, пытаются осознать новые понятия : ответственность, отвага, уважение к тем , кто рядом.

Читая книгу, они переживают вместе с героями, участвуют в действии, учатся доброму отношению друг к другу.