Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Безопасная дорога для юного велосипедиста

Ветрова Нелли Геннадьевна 
Направление  социально-педагогическое.
Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы, не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм гибнет 30-35% детей.
В этой связи, пропаганда программы  «Безопасная дорога для юного велосипедиста» ориентирована на решение задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), безопасности дорожного движения (БДД). Она реализуется параллельно с деятельностью Государственных образовательных учреждений: детских садов, школ, лицеев, выступая в качестве программы дополнительного образования.
Актуальность программы определяется общественной потребностью сохранения жизни и здоровья детей. Её необходимость также обусловлена противоречием между высоким уровнем ДДТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников, отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий.
В процессе реализации заявленной программы развиваются познавательные процессы и закладываются основы культуры поведения на дорогах, умение ориентироваться в опасных дорожных ситуациях с целью сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.
Цель программы:
Обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на  дорогах в условиях города и за его пределами и навыкам вождения двухколесного велосипеда.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать представление учащимся о требованиях Правил дорожного движения к участникам дорожного движения;
- обучить правилам безопасного поведения  пешеходов, пассажиров и водителей на дороге;
- дать представление о принципах взаимоотношения водителей и пешеходов в условиях городской среды;
- способствовать овладению навыками определения опасных дорожных ситуаций, и выбора правильных, безопасных действий;
- научить ездить или совершенствовать технику езды на двухколесном велосипеде
Развивающие:
- развитие восприятия (сенсорных способностей, внимания, памяти) с целью адекватного анализа опасных ситуаций на дороге;
- развитие способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценки возможных опасностей
Воспитательные:
- воспитание у детей сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения, как составляющей их транспортной культуры
-воспитание культуры безопасного поведения на дорогах;
-воспитание чувства ответственности за безопасность участников дорожного движения.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является направленность образовательного процесса на формирование модели безопасного человека (умение предвидеть, анализировать и решать потенциально опасную ситуацию).
Программа построена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Воспитательный аспект программы ориентирован на формирование в детском объединении духа сотрудничества, взаимопонимания, взаимоподдержки.
Условия реализации
Программа разработана для детей 6-12 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования.
. Особое значение придается развитию умения предвидеть опасность на дороге и определять наличие скрытых опасностей.
Для каждого года обучения в программе «Безопасная дорога для юного велосипедиста» есть раздел «Приёмы первой доврачебной помощи», в котором учащиеся знакомятся с основными простейшими приёмами оказания доврачебной помощи, включены занятия по обучению и совершенствованию техники вождения велосипеда. Дети пробуют себя в роли водителей и учатся не только хорошо управлять таким транспортным средством, как велосипед, но и оценивать дорожную обстановку с точки зрения водителя. Практические занятия, проводимые на площадке, специально обустроенной под городскую дорогу, дают возможность формировать устойчивые навыки безопасного поведения в различных дорожных ситуациях. Попробовав себя в роли пешеходов и водителей, решая поставленные перед ними задачи, учащиеся смогут не только закрепить полученные знания, но и осознать всю ответственность поведения на дороге, как пешеходов, так и водителей. Если специальной площадки нет, занятия по вождению велосипеда можно проводить в спортивном зале или на спортивной площадке образовательного учреждения.
Формы организации деятельности на занятии
Фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Форма занятий – теоретические и практические занятия, экскурсии.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого года обучения учащиеся
будут знать:
•         Название элементов дорог и их назначение;
•         Правила поведения пешеходов на дороге;
•         Виды  пешеходных переходов, их обозначение;
•         Виды светофоров, значение сигналов светофоров;
•         Значение сигналов регулировщика (в соответствии с программой);
•         Значение дорожных знаков и дорожной разметки (в соответствии с программой);
•         Правила перехода регулируемых перекрёстков и переходов;
•         Правила перехода нерегулируемых перекрёстков и переходов;
•         Правила поведения в маршрутных транспортных средствах;
•         Приёмы первой доврачебной помощи при небольших кровотечениях, ожогах и обморожениях;
•         Признаки отравления.
будут уметь:
•         Определять наличие опасности на дороге перед началом перехода проезжей части;
•         Переходить проезжую часть по пешеходному переходу, используя безопасный алгоритм действий;
•         Накладывать бинтовые повязки на кисть и пальцы рук;
•         Совершать посадку на двухколесный велосипед и трогание с места, двигаться на велосипеде по прямой, поворачивать, плавно останавливаться;
•         Без ошибок выполнять элементы фигурного вождения велосипеда (в соответствии с программой)
- у учащихся разовьется способность анализировать дорожную обстановку, отличать опасные и безопасные действия в конкретной ситуации;
- учащиеся будут осознавать необходимость соблюдения ПДД для личной безопасности и, как следствие, потребность соблюдать Правила.
По окончании второго года обучения учащиеся
- будут знать:
•         Название элементов различных дорог и их назначение;
•         Значение сигналов светофоров и сигналов регулировщика (в соответствии с программой);
•         Значение дорожных знаков и дорожной разметки (в соответствии с программой);
•         Правила поведения пассажиров в различных транспортных средствах;
•         Основные элементы экипировки велосипедиста и снаряжения велосипеда;
•         Основные части велосипеда и их взаимодействие;
•         Основные правила движения велосипедистов (в соответствии с программой);
•         Приёмы первой доврачебной помощи при кровотечениях, ожогах, обморожениях и отравлениях;
•         Признаки переломов, приёмы иммобилизации при переломах и способы транспортировки пострадавших;
•         Отдельные вопросы, связанные с историей развития транспорта (в соответствии с программой)
- будут уметь:
•         Определять опасные участки на дороге по маршруту следования;
•         Определять наличие опасности на дороге при движении по тротуару и обочине и перед началом перехода проезжей части;
•         Накладывать бинтовые повязки на различные части конечностей;
•         Определять готовность велосипеда перед поездкой (накаченность шин, исправность тормозов);
•         Совершать посадку на двухколесный велосипед и трогание с места, двигаться на велосипеде по прямой, поворачивать, плавно останавливаться, правильно преодолевать подъемы и спуски;
•         Преодолевать на велосипеде небольшие препятствия
•         Без ошибок выполнять элементы фигурного вождения велосипеда (в соответствии с программой)
- у учащихся разовьется способность к прогнозированию своих безопасных действий на дороге в соответствии с дорожной обстановкой;
- у учащихся закрепиться осознание личной ответственности за безопасность действий на дороге.
•         Составные части остановочного пути транспортного средства и факторы, влияющие на его длину;
•         Значение сигналов светофоров и сигналов регулировщика (в соответствии с программой);
•         Значение дорожных знаков и дорожной разметки (в соответствии с программой);
•         Правила проезда через регулируемые и нерегулируемые перекрёстки и переходы;
•         Основные правила движения велосипедистов и водителей мопедов по дорогам общего пользования;
•         Правила перехода через ж/д пути;
•         Приёмы первой доврачебной помощи при внешних и внутренних кровотечениях, ожогах, обморожениях, отравлениях и переломах;
•         Отдельные вопросы, связанные с историей развития транспорта (в соответствии с программой)
будут уметь:
•         Накладывать бинтовые повязки на голову, грудную клетку и живот;
•         Подготовить велосипед перед поездкой (регулировка седла, руля, накаченность шин, проверка исправности тормозов, установка катафотов);
•         Совершать посадку на двухколесный велосипед с места и на ходу, двигаться на велосипеде по прямой, поворачивать, плавно и прицельно останавливаться, правильно преодолевать подъемы и спуски;
•         Подавать во время движения сигналы, предупреждающие о манёврах (остановка, поворот);
•         Двигаться на велосипеде, управляя только одной рукой;
•         Без ошибок выполнять элементы фигурного вождения велосипеда (в соответствии с программой)
У учащихся разовьется способность быстро анализировать дорожную обстановку и способность к прогнозированию возможных вариантов развития событий и своих безопасных действий, они  будут осознавать личную ответственность перед всеми участниками движения за свои действия на дороге, что является частью культуры безопасного поведения.