Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Иванова Людмила Александровна,
учитель математики, 
заместитель директора
по УВР ГБОУ школы № 603
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 
Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают
к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает,
его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.
                                     Б. Мандевиль
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем школы.
Выделяют три основные причины неуспеваемости:
·         физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
·         психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
·         социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех педагогов.
Особенности неуспевающих учащихся
Рассмотрим основные причины неуспеваемости.
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины: 
Проявляется:  2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться: 
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется: 
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения 
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность 
Как повысить работоспособность:  Виды работ со слабоуспевающими учениками    Для учителя, не желающего смириться с неудачами в обучении слабых учеников, одним из выходов является – исследование параметров, характеризующих ребёнка. Начинать надо с главного – установления доминирующего канала восприятия учебного материала.
       Психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории:
1)      визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение.
2)      аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии.
3)    кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция.
     Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что:
-  аудиал при введении материала проявит себя в работе с аудиоматериалом, прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу. При закреплении материала ему легко дадутся упражнения, направленные на расширенные высказывания, на выражение собственного мнения и отношения.  Такой ученик преуспеет в составлении рассказа на основе прослушивания аудиозаписи.
  -  визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника. При закреплении ему лучше предложить упражнения, представленные в диалоговом режиме. Рассказ он составит с опорой на картинки или текст.
   - кинистетик лучше освоит новый материал в игре, при закреплении материала он будет успешен в составлении подобного по образцу. Такие ученики побеждают в играх-соревнованиях. 
    Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками  является проявлением индивидуального подхода.
Формы и содержание работы  со слабоуспевающими учащимися:
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое выполненное задание. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Учитель в своей работе должен опираться на  10 основных правил работы со слабоуспевающими учащимися
В документации учителя, работающего со слабоуспевающими учениками должен быть журнал. Я предлагаю такую форму «Журнала работы со слабоуспевающими учащимися».
Ф.И.О. ученика Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) Дата Тема Формы ликвидации пробелов Результат работы
Программа деятельности учителя-предметника
 со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
8. Как учителю-предметнику оформить  следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими
- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.