Суровцев Виктор Андреевич,
учитель трудового обучения, VIIIвид
ГБОУ СКШ N7, Красносельского района
Санкт-Петербурга
При изготовлении различных изделий сложной формы из металла
учащиеся часто испытывают затруднения при выборе способов разметки при работе, а также методов изготовления деталей сложной конфигурации.
В данной работе в помощь ученикам представлено несколько способов решения этих проблем.
Так, например: способы разметки изделия
а) по трафарету
б) методом накернивания
в) с помощью чертилки и линейки
При разметке изделия по трафарету необходимо подобрать нужный рисунок, перевести его с помощью копировальной бумаги на картон и вырезать ножницами. Затем при помощи маркера обвести контур изделия на металле.
При разметке изделия методом накернивания необходимо выбранный рисунок скопировать на бумагу. Затем наложив на заготовку из металла бумагу с рисунком, загнуть края бумаги таким образом, чтобы зафиксировать рисунок на металле. Далее при помощи кернера и молотка нанести метки по контуру рисунка с расстоянием 2-3 мм.
Начало работы :
Полный контур из меток, оставленный кернером на бумаге
Вид разметки «Бабочки» на металле после снятия бумаги
Использование чертилки и линейки на металле является обычным способом для разметки деталей простой конфигурации (квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.)
Методы изготовления деталей сложной конфигурации из металла.
Для минимизации количества пропилов ножовкой, необходимо нанести разметку линий пропила как можно ближе к контуру изделия. На фото показано нанесение касательных линий для дальнейшего отпиливания лишнего металла ножовкой.
После отпиливания «лишнего» металла можно приступить к опиливанию изделия различными напильниками.
В труднодоступных местах необходимо использовать надфили различные надфили.
В некоторых случаях можно использовать способ изготовления изделия с помощью сверления вдоль контура разметки. Для этого вдоль контура с помощью кернера наносят метки на расстоянии равном радиусу сверла плюс 1 – 2 мм от линии разметки. Расстояние между просверленными отверстиями должно быть больше диаметра сверла на 1 – 2 мм.
Далее с помощью зубила и молотка вырубаем перемычки между отверстиями для отделения «лишнего» металла от изделия.
После удаления перемычек, а также обработки изделия напильниками и надфилями изделие приобретает окончательный вид.
В заключении можно отметить, что изготовление на уроках трудового обучения изделий, не входящих в перечень программных, но включающих при изготовлении в себя все требуемые операции (работа ножовкой, опиливание напильниками, рубка, сверление и т.д.) позволяет учащимся выполнять работу с большей заинтересованностью, а, следовательно, и с лучшим качеством, что, в конечном итоге, приводит к повышению мастерства учащихся.