Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Суровцев Виктор Андреевич,
учитель трудового обучения, VIIIвид
ГБОУ СКШ N7, Красносельского района 
Санкт-Петербурга


                                                          
При  изготовлении различных изделий сложной формы из металла
учащиеся часто испытывают затруднения при выборе способов разметки при работе, а также методов изготовления деталей сложной конфигурации.
            В данной работе в помощь ученикам представлено несколько способов решения этих проблем.
            Так, например: способы разметки изделия
а) по трафарету
б) методом накернивания
в) с помощью чертилки и линейки
            При разметке изделия по трафарету  необходимо подобрать нужный рисунок, перевести его с помощью копировальной бумаги на картон и вырезать ножницами. Затем при помощи маркера обвести контур изделия на металле.

 

 
 
 

 
 
             При разметке изделия методом накернивания  необходимо выбранный рисунок скопировать на бумагу. Затем наложив на заготовку из металла бумагу с рисунком,  загнуть края бумаги таким образом, чтобы  зафиксировать рисунок на металле. Далее при помощи кернера и молотка нанести метки по контуру рисунка с расстоянием 2-3 мм.
 
             Начало работы :
 
                          
           
                 Полный контур из меток, оставленный кернером на бумаге
 
                         
 
 
 
 
 
                  Вид разметки «Бабочки» на металле после снятия бумаги
 
 
 
 
Использование чертилки и линейки на металле является обычным способом для разметки деталей простой конфигурации (квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.)
 

                 
 
Методы изготовления деталей сложной конфигурации из   металла.        
Для минимизации  количества пропилов ножовкой, необходимо нанести разметку линий пропила как можно ближе к контуру изделия.   На фото показано нанесение касательных линий для дальнейшего отпиливания лишнего металла ножовкой.
 
                      
 
После отпиливания «лишнего» металла можно приступить к опиливанию изделия различными напильниками.
 
 
В труднодоступных местах необходимо использовать надфили различные надфили.

 
В некоторых случаях можно использовать способ изготовления изделия с помощью сверления вдоль контура разметки.  Для этого вдоль контура с помощью кернера наносят метки на расстоянии равном радиусу сверла плюс 1 – 2 мм от линии разметки. Расстояние между просверленными отверстиями должно быть больше диаметра сверла на 1 – 2 мм.
 

 
Далее с помощью зубила и молотка вырубаем перемычки между отверстиями для отделения «лишнего» металла от изделия.
 

 
 

 
После удаления перемычек, а также обработки изделия напильниками и надфилями изделие приобретает окончательный вид.

 

 
В заключении можно отметить, что изготовление на уроках трудового обучения изделий, не входящих в перечень программных, но включающих при изготовлении в себя все требуемые операции (работа ножовкой, опиливание напильниками, рубка, сверление и т.д.) позволяет учащимся выполнять работу с большей заинтересованностью, а, следовательно, и с лучшим качеством, что, в конечном итоге, приводит к повышению мастерства учащихся.