Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

Адаптированная программа по классу гитары
для ДМШ и ДШИ

(трёхлетний курс)

  Куринская Вероника Андреевна,
преподаватель МОУ ДОД высшей категории
Детская школы искусств им. Чайковского П. И.
Московского района

Пояснительная записка.

Детская школа искусств как учреждение дополнительного образования детей оказывает значительное влияние на эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и  мировоззрение учащихся, на развитие гармонической личности.

Одним из популярнейших музыкальных  инструментов сегодня является гитара. Она имеет многовековую историю. Предшественник гитары точно не установлен, бесспорно, только его восточное происхождение. Принято вести родословную гитары от лютни, завезённой арабами в Европу в средние века и имевшей большое значение в культуре эпохи Возрождения. С 13 века гитара широко известна в Испании. В народном музицировании использовалась сначала четырёхструнная гитара, в 16 веке она превратилась в пятиструнную, а в середине 18 века в шестиструнную и в этом «классическом» виде получила распространение во всём мире. На шестиструнной гитаре применяются самые разнообразные приёмы звукоизвлечения, с помощью которых выявляются её богатые красочные возможности. Гитара отличается от многих других струнных музыкальных инструментов. У неё имеются широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, который состоит в основном из различных последований аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает своеобразным тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять её в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента. Шестиструнная гитара становится обязательным инструментом разнообразных коллективах. Благодаря этому её услышали и полюбили широкие круги населения, и в первую очередь молодёжь.

В курсе  музыкальной школы этот инструмент издавна занимает достойное место. Его преподавание ведётся по программе государственного образца и рассчитано на пяти или семилетний цикл. Однако часто с просьбой о занятиях в классе гитары обращаются подростки, которые по каким – либо причинам не смогли обучиться в школе в более раннем возрасте и которые в силу своего более старшего возраста, физической и умственной подготовки могли бы  в более короткий срок освоить программу для детей с  пятилетним сроком обучения в ДМШ и ШОМО. Поэтому для таких учеников нужна программа с трёхгодичным сроком обучения. Если пятилетние и семилетние программы уже существуют, то программ по трёхлетней системе ощущается явная нехватка.

При составлении своей программы я опиралась на известную программу Г.А. Ларичевой.

Основная часть образовательной программы.

Первый год обучения.

За первый год обучения учащийся должен пройти  программу годовых требований за первый и второй класс ШОМО, т.е. за первое полугодие учащийся проходит программу первого класса, а за второе полугодие второго класса (гаммы, этюды, пьесы – по программе Г.А. Ларичевой). Но, т.к. учащийся трёхгодичник ограничен во времени обучения, то реально он сможет за этот год пройти 5-7 этюдов, 5-7 пьес (в отличие от программы Г.А. Ларичевой).

В конце первого полугодия для учащихся проводятся прослушивания с оценкой, где исполняются на сцене две разнохарактерные пьесы.

Второй год обучения

За второй год обучения учащийся должен пройти программу годовых требований за третий и четвёртый класс ШОМО. т.е. за первое полугодие учащийся проходит программу третьего класса, а за второе полугодие программу четвёртого класса, (гаммы, этюды, пьесы, ансамбли - по программе Г.А. Ларичевой, но количественно уменьшенную в два раза из-за сроков обучения). Во втором полугодии для учащихся проводится технический зачёт с оценкой, где исполняются гаммы, этюд, проверяются знание музыкальных терминов, приёмов игры  и штрихов с показом на инструменте.

В конце учебного года учащийся должен исполнить на переводном экзамене один этюд, одно произведение крупной формы или полифоническое, одну пьесу.

Третий год обучения

В течение года учащийся должен пройти программу пятого класса ШОМО. Подготовить к концу года выпускную программу, которая включает в себя четыре произведения: этюд, полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса. В течение года для учащихся выпускного класса проводятся три прослушивания:

1) Вся программа играется в классе по нотам .

2) Вся программа играется в зале наизусть (с оценкой).

3)  Вся программа играется в зале, концертный вариант (с оценкой).

Учебно-тематический план.

Задачи 1-го класса, первого полугодия:

Примерные программы контрольных прослушиваний первого полугодия.

1.a) Л. Панайотов «Этюд» (До – маж), (1) стр.26.

б) Р. н. п. в обр. Токарева «Да, в огороде», (1) стр.27.

в) Ф. Карулли «Вальс» (До – маж), (2) стр.31.

2.а) А. Иванов – Крамской «Этюд №2» (Ля - маж, Allegretto), (2) стр. 7.

б) В. Калинин «Маленький испанец», (1) стр. 49.

в) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Степь да степь кругом», (1) стр. 38.

3.а) Ф. Карулли «Этюд» (До – маж.) , (2) стр. 25.

б) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Ой, полным - полна коробушка», (1) стр. 37.

в) М. Каркасси «Полька» (Соль - маж), (1) стр. 44.

Обработки народных песен:

Произведение русских, советских и зарубежных композиторов.

Задачи 1-го класса, второго полугодия:

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально – образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Развитие начальных навыков  смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка  к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники барэ.

Примерные программы контрольных прослушиваний второго полугодия.

1.  а) А. Диабелли «Этюд», (Ля - маж, Piu moto).

б) А. Гречанинов «Мазурка» (ля - мин), (3).

в) Р. н.п. в обр. О. Крохи «Мой костёр», (1) стр. 67.

2. а) М. Каркасси «Этюд» (ля - мин, быстро), (3) стр. 54.

б) Старинная английская песня в обр. И. Пермякова «Зелёные рукава».

в) Р. н.п. в обр. В. Осинского «Как ходил, гулял Ванюша», (1).

3. а) Ф. Сор «Этюд» (ми-мин,andante).

б) Аранж. С. Теплякова «Падающие звёзды», (рукопись)

в) Р.н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «То не ветер ветку клонит», (1) стр. 70.

Обработки народных песен.

 

Произведения русских, советских и зарубежных композиторов.

 

Задачи 2-го класса, первого полугодия:

Развитие музыкально – образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиции, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техника легато и барэ. Смешанное легато, подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Приём апояндо. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле.

Примерные программы контрольных прослушиваний первого полугодия.

1.а) М. Каркасси «Этюд №3» (Ля - маж), (1) стр. 70.

б) П. Роч. «Хабанера».

в) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Однозвучно гремит колокольчик»,

(1) стр. 81.

2.  а) А. Кано «Этюд - романс».

б) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Ах вы, сени мои, сени», (1) стр. 75.

в) Старинный романс в обр. Н. Самуся «Две гитары», (1) стр. 78.

3. а) М. Каркасси «Этюд №7», (ля - мин).

б) Р. н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «Ты пойди моя коровушка домой», (1) стр. 79.

в) Д. Каччини «Аве Мария».

Обработки народных песен, романсов.

Произведение русских, советских и зарубежных  композиторов.

Задачи 2-го класса, второго полугодия:

Развитие музыкально – образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, барэ, вибрации и легато. Мелизмы. Искусственные флажолеты.

Примерные программы контрольных прослушиваний за второе полугодие.

1.  а) Ф. Сор «Этюд» (ми – мин) №8 ф35,1.

б) М. Шишкин. Обработка В. Колосова «Ночь светла».

в) Итал. н.п. в обр. И. Пермякова «Красивое небо».

2. а) М. Джулиани «Аллегретто» (До – маж.), (6) стр. 8.

б) С. Иродье «Голубка», (6) стр. 12.

в) Р. н.п. в обр. Е. Ларичева «Над полями», (4) стр. 66.

3. а) М. Джулиани «Этюд» (ми – мин, Affettuso), (6) стр. 23.

б) К. Веласкес «Be same Mucho», (6) стр. 14.

в) В. Колосова «Ты всё для меня».

Обработки народных песен и танцев:

Произведение русских, советских и зарубежных композиторов.

Задачи 3-го класса:

Дальнейшее развитие музыкально – художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышения требовательности к выразительному исполнению. Усложнения ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглости пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.

Примерные программы выпускных экзаменов.

1.а) Э. Вила – Лобос «Этюд №1» (ми – мин), (6) стр. 45.

б) И.С. Бах в переложении А. Сеговии «Прелюдия», (6) стр. 43.

в) А. Лоскутов «Экспромт».

г) А. Иванова – Крамского вар. на р. н.п. «Я на камушке сижу».

2.а) М. Джулиани «Этюд» (ля - мин. ор. 100 №11).

б) Я.А. Лози в переложении К. Проакиса «Партита ля минор».

в) А. Гомес «Романс», (8).

г) М. Высоцкий обр. р. н.п. «Уж как пал туман», (9).

3.а) А. Иванов – Крамской этюд «Грёзы» (Ре – маж).

б) Ф.Э. Бах «Маленькая фантазия».

в) В. Чиара в обр. В. Колосова «Испанское болеро».

г) А. Иванов – Крамской фантазия на тему р. н.п. «Выхожу один я на дорогу».

Полифонические произведения.

Произведение крупной формы.

Пьесы.

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

 

Для реализации данной программы не требуется каких-либо особых условий. Как и при изучении любого инструмента нужна качественная гитара, нотная литература, инструктивный материал.

Главным условием реализации программы является её правильное методическое обеспечение.

 

Методическое обеспечение программы.

 

Обучение ведётся в индивидуальной форме.

Индивидуальное занятие является основной формой работы, т.к. оно играет главную роль в формировании музыканта. На индивидуальном уроке происходит развитие художественного мышления воспитанника, усвоение и закрепление знаний и исполнительских навыков: правильная посадка за инструментом, постановка правой и левой руки, развитие слуха, изучение нотной грамоты, развитие навыков разбора нотного текста, чтение нот с листа.  Полезен показ и исполнение некоторых мелодий на инструменте самим педагогом.

Для того чтобы личность ребёнка и его творческие способности развивались гармонично, педагогу с первых минут общения необходимо подобрать индивидуальный подход к воспитаннику, наладить контакт и творческую атмосферу взаимопонимания на уроке.

Успешное овладение инструментом и освоение основных навыков невозможно без домашних занятий. Продвижение во многом зависит от их правильной организации, рационального использования времени, отведенного для работы дома. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей для контроля над домашней работой.

Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний-концертов в конце каждого учебного полугодия, где родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей, услышать своего ребёнка в другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других детей. Также проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Литература.

1.В.Калинин. Юный гитарист. – Москва 1997г.

2.Н.Иванова – Крамская. Хрестоматия гитариста для

Учащихся 1- 2 класса ДМШ. – Ростов – на – Дону 2006г.

3. В. Яшнев, Б. Вольман. Школа самоучитель игры на шестиструнной гитаре - Ленинград 1984 г.

4. Е. Ларичев. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре - Москва 1995 г.

5. В.В. Гуркин. Библиотека гитариста. Популярные джазовые и эстрадные мелодии. Вып. 3. – Ростов – на – Дону 2000 г.

6. О.В. Зубченко. Хрестоматия юного гитариста для учащихся ДМШ 3 - 5 класс. - Ростов – на – Дону 2007 г.

7. А. Иванов – Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва 1686 г.

8. Ц. Вамба. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. - Москва 1961 г.

9. П. Вещицкий. Библиотека гитариста. Вып. 82. – Москва 1959 г.

10. Н. Михайленко. Шестиструнная гитара. Учебный репертуар для 4 класса детских музыкальных школ. – Киев 1981 г.

11. Е. Ларичев. Хрестоматия гитариста для 3 - 5 классов ДМШ. Вып. 1. – Москва 1972 г.

12. А. Иванов – Крамской. Пьесы, обработки, этюды для шестиструнной гитары. – Москва 1972 г.

13. П. Вещицкий. Педагогический репертуар гитариста для 5 класса ДМШ. Вып. 2. – Москва 1967 г.

14. В. Бровко. Гитара. От Бетховена до Пресли. Вып. 1. – Санкт – Петербург 2006 г.

15. А.Иванов – Крамской. Пьесы, обработки, этюды для шестиструнной гитары.- Москва 1972 г.

16. М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва 1991 г.

17. А. Николаев. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.- Санкт – Петербург 1999 г.

18. В. Бранд. Гитаре – слово. – Москва 2003 г.

19. В. Сазонов. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва  1985 г.

20. А. Иванов – Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва 1986 г.