Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Использование технологии развития критического мышления на уроке дисциплины «Основы дизайна»

 

Штохова Елена Владимировна

Преподаватель дисциплины «Основы композиции и дизайна»

Санкт-Петербург

2014 г.

Предлагаемая статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках «Основы дизайна», но данную технологию можно использовать на любых уроках и учебных занятиях ДПИ.

Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через оценивание произведений искусства известных художников и дизайнеров.

К сожалению, практика показывает, что  большинство учащихся, поступивших в художественный лицей и обучающихся в художественных школах, не владеют информационной культурой, культурой восприятия и анализа художественных произведений.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности.  Многие учащиеся  часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.  Подросткам трудно воспринимать учебный материал по причине недостаточно развитого уровня мышления и, прежде всего, критического.

В современном развитом мире технологий очень важно не только что-то производить. Но и создавать. А для этого необходимо быть творческим человеком, а, следовательно, уметь мыслить критически.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку,  способствует умению определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Делает человека ответственным за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Появляется возможность прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.

Исследуя практическую деятельность преподавателей дисциплины «Основы дизайна»,  можно выявить следующее:

1) образовательный процесс ориентирован, главным образом, выполнение практических заданий (лабораторных работ), на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные);

2) учебный материал преподносится в виде лекций, в которых знания даются, как аксиомы и не подвергаются  критической оценке.  Приветствуется  воспроизведение и использование учащимися информации, данной преподавателем на уроках;

3) большая часть учителей (тем более, - преподавателей дисциплин практических искусств) не подготовлены к развитию КМ учащихся. Мотивы и потребность овладения умениями критически мыслить не стимулируются;

4) редко встретишь во время проведения уроков атмосферу доброжелательности, толерантности и сотрудничества, которые  необходимы для развития КМ.

 

Такие подходы не могут стимулировать мотивацию и развитие умения КМ, формировать качества критически мыслящей личности у учащихся.

Важно понимание преподавателем значимости формирования и развития КМ учащихся. К сожалению, большинство преподавателей по причине отсутствия  необходимых профессиональных компетенции не готовы решать эти задачи в практической деятельности.

 

Исходя из этого,  предлагаю пример одного из уроков дисциплины «Основы дизайна», развивающего критическое мышление у учащихся.

Но в начале, немножко истории….

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия.

В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

 

 

 

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление.

 

 

Что же такое критическое мышление?

 

 

 

 

 

 

 

R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение».

Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции.

 

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

Как можно построить урок «Анализ произведения искусства»?

Для проведения урока, преподаватель подготавливает жетоны и иллюстрации произведений искусств, которые показывает на интерактивной доске. Заготовленные листы для письменных ответов раздаются учащимся.

Преподаватель предлагает учащимся поиграть в игру «Семинар искусствоведов».

Смысл игры заключается в том, что на семинар приехали искусствоведы из разных городов России. Им предстоит оценить представленные на семинаре произведения искусства.

Первый этап – ВЫЗОВ:

- Преподаватель предлагает учащимся вспомнить законы и средства композиции. Просит дать определение гармонии.

- Учащимся предлагается поиграть в игру. Предлагается заработать участием в игре как можно больше жетонов (за 5 жетонов – ставится оценка «5»).

- Игра проходит без оценивания ответов учащихся (снимаются страхи ошибиться, неуверенности в себе).

 

- Условия игры:

- каждый, принявший в игре участие, получает за 1 ответ 1 жетон, который приравнивается к 1 баллу;

- участи в игре принимают все ученики;

- для ответа дается 2-3 минуты;

- вызывается для ответа к доске учащийся, который  быстрее поднял руку, заявив о своем желании дать ответ (следит староста);

- необходимо не только высказать свое мнение, но и аргументировать его;

- учащиеся, не получившие слово, имеют возможность свое мнение записать на выданные листы. За каждое мнение выдается 1 жетон. Мнения, записанные на листах, оцениваются преподавателем после проведения урока;

- во время игры соблюдается строгая дисциплина. Дискуссии допускаются только с разрешения преподавателя. За нарушение дисциплины у учащегося изымается 1 жетон;

- назначается староста, следящий за дисциплиной во время урока.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ:

- на интерактивной доске показываются произведения известных художников и дизайнеров (можно подобрать малоизвестные произведения искусства);

- учащимся предлагается рассмотреть данную иллюстрацию, оценить ее с точки зрения законов гармонии.

Выяснить:

- какие цели и задачи ставил перед созданием произведения искусства художник ( дизайнер)?

- насколько художник ( дизайнер) выразил идею в своем произведении?

- все ли законы гармонии соблюдены?;

- какие средства композиции использовал художник (дизайнер)?;

- что хочется изменить, чтобы композиция была более гармоничной и отражала идею задуманного?

- какие чувства, мысли, ассоциации вызывает данное произведение искусства? Почему? С какими известными произведениями искусства можно сравнить?

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

- учащимся предлагается изменить иллюстрацию произведения. Не только словестно объяснить, ЧТО необходимо изменить, но и разрешается нарисовать фломастерами или зарисовать фоном (убрать лишние элементы или объекты композиции);

- остальным учащимся предлагается выступить и высказать свое мнение относительно точки зрения первого выступающего и автора произведения. Ответ предлагается аргументировать

Преподаватель высказывает свое мнение;

- учащимся предлагается использовать в своих работах приемы и методы художников (дизайнеров), не повторять ошибки;

- выдается домашнее задание, в котором учащиеся должны написать, что они нового узнали во время урока, что бы они еще хотели узнать.

По количеству набранных жетонов оценивается работа на уроке учащихся. Если жетонов набрано небольшое количество, - разрешается добрать на следующих уроках.

 

ВЫВОД:

 

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации.

Учащиеся получают «инструмент», помогающий им реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения.

Преподаватель получает практическую возможность стать равным партнером ученика в его образовании.

Комбинируя методические приемы и техники, преподаватель может планировать уроки в соответствии с уровнем знаний учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Возможность комбинирования техник имеет большое значение для преподавателя. Он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими целями и задачами.

Комбинирование приемов помогает научить учащихся  применять эту технологию самостоятельно. У учащихся появляется возможность стать независимыми и грамотными мыслителями и творческими людьми. Появляется желание с удовольствием учиться в течение всей жизни.