Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бушина Татьяна Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Методическая  разработка

«Основы формирования  и развития гармонического  слуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр творческого  развития и гуманитарного  образования

«На Васильевском»

г. Санкт-Петербург

2008г

Данная методическая  разработка предназначена  для  работы   в группах  пятилетнего музыкального  образования.

Гармонический  слух, как и мелодический, является  одним  из  компонентов музыкального  слуха и  любая форма  их  проявления  связана  непосредственно с функционированием  внутреннего  слуха. Гармонический  слух – это, прежде  всего, способность мысленного  представления  в центрах  слуха  звучания  многоголосного сочинения  гармонического или полифонического  склада.

Гармонический слух можно  развить  у любого  ребенка. Однако при самой тщательной  работе  педагога у разных учащихся  результат  будет все же неодинаков. Степень развитости  как  гармонического, так и мелодического слуха является  одним  из  признаков. Характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих  пригодность их к последующей профессиональной  деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической.

Внутренний  мелодический  слух  развивается  сравнительно  быстро и  обычно имеется  у  всех занимающихся  музыкой. Внутренний  гармонический  слух развивается  медленно. Возможности  его  воспитания ограничиваются  лишь умением  мысленно  представить  по нотному  тексту или  по  памяти  звучание  какого-либо  ранее  слышанного  многоголосного  произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства от педагога и учащихся.

Возможность и умение  осознанно  использовать гармонические  средства в различных  заданиях, слышать и анализировать  смену  гармонии в музыкальных  фрагментах  придает  учащимся  уверенность в своих творческих  силах, развивает  инициативу и самостоятельность  мышления.

Основным  условием успешного  развития гармонического  слухового  восприятия является  систематичность и последовательность работы, постепенное  усложнение  от простого  к  сложному. Необходимо  создать на  занятии такие рабочие  условия, при  которых  учащиеся  чувствовали бы себя комфортно, свободно  оперируя знакомыми  гармоническими  средствами. И что наиболее важно - то постоянная гармоническая  основа, сопровождающая  основные  формы  работы  на  уроке сольфеджио:

1.Ладоинтонационная  работа– интонирование  гамм, попевок  на определенную тему, интервалов, аккордов, секвенций.

2.Сольфеджирование– домашних  упражнений, с  листа незнакомых  мелодий. Несложных  песен, романсов.

 

3.Метроритмические  упражнения– исполнение  ритмического рисунка инструментами   шумового  оркестра, проработка  ритмических сложностей исполняя интервальные  и  аккордовые  цепочки.

4.Игра  на  инструменте– в оригинале  или  транспорте  диктантов, упражнений, секвенций, аккордовых  цифровок с гармонической  поддержкой  педагога.

5.Слуховой анализ-  определение  на слух  интервалов, аккордов, аккордовых  последовательностей. Анализ  музыкальных  фрагментов  на  слух.

6.Музыкальный  диктант– устный, письменный, с  разбором и без  предварительного  анализа.

Наиболее наглядное   представление  о  музыкальной  системе  и  звукоряде дает  фортепиано. Учащимся  в той  или  иной  мере  владеющим фортепиано, гораздо  легче  осваивать  определенные  упражнения  по  развитию  гармонических  навыков  в  силу  того, что  вся  слуховая  работа  в  классе  связана  именно  с  этим  инструментом. Учащимся, занимающимся  на  других  инструментах  необходимо  выполнять  задания  на  своем  инструменте, что  позволит  более  глубоко  и  осознанно  использовать  знания, полученные  на  уроках  сольфеджио.

Начинать  работу  над  гармоническим  слухом  необходимо  с  первого класса. На  данном  этапе  основную  нагрузку  несет  педагог – именно  в этот  период  создается  прочный  слуховой  фундамент, который  является хорошей  базой для  логического  узнавания  и  восприятия  любого  интонационного  и  гармонического  материала.

При  изучении  лада, а в особенности  интервалов  и  аккордов,  образное  восприятие  созвучий, заострение  внимания  детей  на  их  эмоциональной  окраске  позволяет  сформировать  стойкую  память, «рефлекс»  на  интервал, аккорд, гармонический  оборот. Ребенок  должен  постепенно  накапливать «словарь» гармонических моделей, они  должны закрепляться в разных вариантах и комбинациях.

Работа по закреплению старых  гармонических  моделей должна  идти одновременно  с  освоением новых. Сначала  гармоническая  модель  дается  в  чистом  виде ( это  построение  интервалов, созвучий, их интонирование, определение  на  слух, игра  на  инструменте), затем  она прорабатывается  в  контексте  музыкального  фрагмента, пьесы.

 

Гармонические  упражнения, которые нужно не только  интонировать, но и  играть, слушать, являются важной частью развития  музыкального  слуха. Они  применяются как  вспомогательные  средства для  тренировки  учащихся  в  воспроизведении элементов  музыкальной  ткани. Эти  упражнения и задания  должны  точно  отвечать  избранной  теме, и  быть, как бы квинтесенцией того  элемента, которому  они  посвящены. В музыкальном  произведении различные  гармонические  модели  могут  быть  тесно  связаны  между  собой, либо  наоборот, могут  встретиться  один-два  раза. В специальном  же  упражнении  каждые  элемент  оказывается  вычлененным и  данное  упражнение  посвящено  только  ему.

При  исполнении  гармонического  упражнения на  инструменте  или  определении  на  слух  метроритм  должен  быть  простым  и  ясным. Позже, по  мере  усвоения  темы  ритмическая  основа может  усложняться. Упражнения  не  должны  заучиваться  автоматически. Цель и смысл  каждого  из них должны  быть понятны  учащимся. Н о  эти  упражнения  не  должны превращаться  в  самоцель, быть  лишь  вспомогательным  средством для  таких  форм  работы как  слуховой  анализ, музицирование, творческие  задания.

Значение  гармонического  слуха велико, ибо  пение, запись, подбор  мелодий, опирающихся  на  централизованную  мажоро-минорную  гармоническую  систему, неизбежно предполагает  ощущение  гармонического  подтекста.

Основной  задачей  педагогов- теоретиков является  создание для  каждой группы  определенного  комплекса  заданий, упражнений и условий  для  их выполнения  каждым  учеником. Т.о опыт работы  с  гармоническими  моделями расширяет  слуховой кругозор учащихся, а непосредственная  связь теории с практикой  дает  возможность  оценить значение  курса  сольфеджио  в  целом: это и  воспитание  навыков  музицирования,  сочинение пусть  незатейливых  творений, активное  слушание  музыки.

 

 

I год   обучения

 

1.Ладоинтонационное  воспитание.

Все  описанные  задания  в классе  прорабатываются  с  гармонической  поддержкой фортепиано. В более подвинутых  группах  учащиеся  могут  использовать  собственный  аккомпанемент - выдержанная  квинта, трезвучия  главных  ступеней.

 2.Метроритмическое  воспитание

          исполнение  двухголосных  ритмических  упражнений, используя                                     диссонирующие  и  консонирующие интервалы. Возможны  два  варианта исполнения: игра  интервалов   в  ритме  одним  учащимся; игра интервалов, звуки  которого  записаны в разном ритме – дуэтом или  двумя группами  учащихся

          исполнение  ритмического  рисунка, используя  трезвучия  главных          ступеней

3.Слуховой  анализ

Прослушивая  музыкальные  пьесы, фрагменты и  анализируя их, учащиеся  должны  четко  представлять себе выразительную  нагрузку каждого гармонического  элемента в создании  конкретного  образа, что  дает  возможность впоследствии  использовать  данные  элементы в самостоятельных  творческих  заданиях. При прослушивании  знакомые гармонические созвучия  можно  отмечать хлопком в ладоши  или  каким –либо  ударным  инструментом.

4. Игра  на  инструменте

Это одна  из  интересных  форм  работы, где  учащиеся  начинают  пробовать свои  силы как исполнители

 

II  год  обучения

1Ладоинтонационное  воспитание

Изучение  параллельного  лада расширяет слуховой кругозор. Продолжается  работа  над интонированием интервалов( в двухголосии  движение  голосов косвенное, параллельное), трезвучий, гамм( в параллельную  терцию) с гармонической  поддержкой педагога. Начало работы  над  двухголосием  -  один голос поем, другой  играем. Т.о учащиеся  исполняют простейшие  диатонические  секвенции.

 

2.Метроритмическое  воспитание

Размеры  2/4  3/4  4/4, четверть  сточкой и восьмая

3. Слуховой  анализ

4.Игра на инструменте

 

III   год   обучения

 

1.Ладоинтонационное  воспитание

2.Метроритмическое  воспитание

Размеры  3/8,  6/8 ,  четверть  с  точкой и шестнадцатая.

·        игра  интервальных  цепочек  с  транспонированием

·        игра гармонических  оборотов в заданном  ритме

·        исполнение партии шумового  оркестра

3. Слуховой  анализ

4. Игра  на  инструменте

 

IV   год   обучения

 

1.Ладоинтонационная  работа

·        пение  гамм  параллельными   в  терцию, сексту, включая  гармонический  мажор, пение  гармонических  интервалов с разрешением – тритонов, характерных  интервалов

·        пение  аккордов, включая  Д7 с обращениями и  с разрешением в ладу  и  от  звука

·        пение  кадансов, гармонических  оборотов, включая трезвучия  побочных  ступеней

В подвинутых  группах  один  голос  можно  пропевать, а остальные  голоса  играть  на  инструменте.В классе  гармонические  обороты  пропеваются  3-х 4-х голосно.

2.Метроритмическое  воспитание

Все  задания  по  метроритму  усложняются  введением  новых  ритмических  фигур: синкопа, триоль, четверть  с точкой и две  шестнадцатые.

3.Слуховой  анализ.

3. Игра  на инструменте

Перед подробным  изучением Д7 необходимо  ознакомить учащихся с различными  видами  септаккордов и  использовать их  в основном в игре специальных  упражнений и в аккомпанементе.

 

V   год   обучения

 

1Ладоинтонационная  работа

·        пение  всего  пройденного  интонационного  материала; Д7 с обращениями, II7, МVII7, УмVII7, характерные  интервалы в  гармоническом  виде

·        пение  секвенций с  характерными  интервалами двухголосно, аккордовые секвенции – один  голос – поем, другие – играем

·        продолжение работы  над  гармоническими цифровками

 

2.Слуховой  анализ

Данная форма  работы  также  дополняется  введением  новых  гармонических  элементов: септаккорд  IIступени, вводные  септаккорды, побочные  доминанты. Их  следует  определять на  слух  в разных  регистрах в заданной  тональности, вне  лада  или  в  музыкальном  произведении. Определять  тональность, в которую  произошло  отклонение, модуляции.

Предложенные  задания  следует  выполнять  в  нескольких  вариантах:

3. Игра  на  инструменте

 

 

Литература:

А.Л.Островский «Методика  теории музыки и сольфеджио».М. 1992г.

Назайкинский В.А.»Методика преподавания  сольфеджио». М. 1987г.

Теплев Б.М. «Психология  музыкальных  способностей» М.2001г.

Воспитание  музыкального  слуха.  Сб.ст. М.2002.Выв.1,2.