Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хоровое сольфеджио

(дополнительная общеобразовательная развивающая программа)
 
Рабинович Елена Доновна
педагог дополнительного образования
отдела музыкального воспитания

ГБУ ДО «ПДДТ» Невского района Санкт-Петербурга
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Хоровое сольфеджио» первоначально была создана как подготовительная для вступления в большой хоровой коллектив «Лира» состоящий из четырёх ступеней:
Хор «Малышок» учащиеся (5-7 лет - 30 учащихся) - педагог Рабинович Е.Д.
Младший хор «Фа-Сольки» (7-10 лет - 55учащихся) - педагог Косякова Т.М.
Средний хор «Кантилена» (10-13 лет - 45 учащихся) – педагог Косякова Т.М.
Камерный хор «Лира» (14-18 лет – 40 учащихся) - педагог Рабинович Е.Д.
Сольфеджио - это система развития музыкального слуха и вкуса. Музыкальность развивается тем быстрее, чем раньше начать обучение. Наиболее благоприятным является возраст детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа по сольфеджио несёт большое познавательное и воспитательное значение, развивает речь, память, логику, абстрактное мышление, адаптирует детей к последующей жизни в школе и музыкальной студии.
Понятие о звуковысотности, метроритме, фразировке усваиваются детьми в процессе пения попевок, песен и многочисленных музыкальных игр. Это принципиальная установка должна применяться на протяжении всего курса.
Весь процесс надо построить так, чтобы помочь детям пользоваться полученными на сольфеджио знаниями и умениями в хоровой исполнительской практике.
В программе эти два предмета тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Именно в это время особенно важно освоение теоретического материала на прочной вокальной основе. Поэтому важно, чтобы подобные занятия начального периода вёл руководитель хора.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое сольфеджио» имеет художественную направленность.

 

Актуальность программы

Для создания сильного хорового коллектива с богатым многоголосным репертуаром кроме вокально-хоровых навыков необходимо ладово-гармоническое восприятие учащимися всех музыкальных произведений, которые они исполняют.
Именно поэтому возникла острая необходимость введения в курс хоровых занятий хорового сольфеджио как предмета, целью которого является развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, что способствует глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара, развитию логического мышления. Хоровые занятия закрепляют знания и навыки, полученные на хоровом сольфеджио, приучают детей к руке дирижёра, способствуют освоению певческого дыхания, интонационных и артикуляционных навыков.
Программа решает вопрос увлечённости детей музыкальными занятиями, пробуждает осознанную любовь к музыке.
 
Отличительные особенности программы
Если на занятиях сольфеджио основными формами работы являются сольфеджирование, слуховой анализ и диктанты, то хоровое сольфеджио большей частью уделяет внимание интонационным, ритмическим, творческим упражнениям, помогающим развитию гармонического слуха.
Упражнения по хоровому сольфеджио должны предварять работу над репертуаром. Цель этих упражнений – формирование у детей навыков многоголосного пения.
Основное отличие данной программы заключается в методике преподнесения материала:
 
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Срок реализации - один год. Объём программы - 72 учебных часа. Программа ориентирована на общекультурный уровень освоения, учащиеся будут достигать планируемых результатов и презентовать их на уровне учреждения.
 
Цель программы: раскрытие и развитие музыкальных способностей детей посредством занятий хоровым сольфеджио и хором, музыкально-эстетическое воспитание детей путём формирования их музыкальной грамотности
 
Задачи программы:
Обучающие:
Развивающие: Воспитательные:  
Постоянное совершенствование музыкальной памяти, внутреннего слуха, в конечном счете, помогает совершенствованию общего музыкального развития, что способствует общему росту культуры, духовному росту ребенка.
 
Условия реализации образовательной программы.
- условия набора в коллектив и формирования группы
В группу зачисляются дети примерно одного возраста, с равной степенью развития координации слуха и примерно равными музыкальными данными в количестве не менее 15 человек.
 
- особенности организации образовательного процесса:
 
- формы проведения занятий:
 
- требование к занятию:
 
- формы организации деятельности учащихся на занятии:
 
Материально- техническое обеспечение программы.
 
Планируемые результаты
Предметные результаты (хоровое сольфеджио)
В конце учебного года ребёнок будет
знать:
уметь: звукоряд в восходящем и нисходящем движении (в мажоре и двух видах минора),
простое и развёрнутое трезвучие вверх и вниз (в мажоре и миноре),
знакомые песни со словами по ступеням,
все интервалы в восходящем и нисходящем движении,
обращённые интервалы (перевёртыши),
устойчивые интервалы (в пределах октавы),
трезвучия главных ступеней,
обращение трезвучий в виде элементарных трёхголосных цифровок.
определять на слух:  
Предметные результаты (хоровые занятия)
В конце учебного года ребёнок будет
динамика (форте, пьяно, крещендо, диминуэндо и т.д.),
штрихи (стаккато, легато, нон легато),
 
Метапредметные результаты:
В конце учебного года ребёнок
 
Личностные результаты:
В конце учебного года у ребёнка