Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Влияние экспериментальной деятельности
на развитие речи дошкольников

Епифанова Елена Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 40
Кировского района Санкт-Петербурга

   

  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.).

  

  В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

 Экспериментирование– это метод близкий к идеальному. Знания,

полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

 

Экспериментированиетесно связано со всеми сферами детской жизни:

 

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

 

  Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

 

 

В уголке экспериментирования должно быть:

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

 

 Формы экспериментирования могут быть различными:

Цель эксперимента:

 

   Применение экспериментирования оказало влияние на:

        ятельности, умения сотрудничать с другими,  потребности 

        отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;

 

    В детском саду мы много внимания уделяем экспериментированию.

Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

    Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о

свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

    Кухня – тоже место для эксперимента.

и добавьте уксус.

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

 

    Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития

детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.