Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ПРЕДМЕТЫ  МИЛОЙ  СТАРИНЫ

(внеклассное занятие по истории для  4-6 классов
на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»)

 

Вьюгинова Алла Юрьевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

 

                        Мастерская к теме:  «Декоративно- прикладное искусство»

                     -  Вступительное слово учителя.

                     -  Индивидуальные задания.

                     -  Подготовка к работе в группах.

                     -  Работа в группах.

                     -  Рефлексия.

                     -  развивать познавательный интерес учащихся;

                     -  помочь увидеть красоту вещей, которые «живут»

                        в нашем  доме и к которым  прикоснулась рука

                        художника;

                     -  пробудить в ребятах желание раскрыть сущность

                        художественной вещи, в которой  эстетические

                        качества неотделимы от её функциональности;

                     -  обучать учащихся навыкам работы в малых

                        группах.

                     -  бумага (альбомные листы);

                     -  цветные карандаши, фломастеры;

                     -  раздаточный материал (раскраски на тему

                        «Народно–прикладное искусство»).

 

ХОД    ЗАНЯТИЯ:

 

Слово  учителя:     Как часто мы сокрушаемся, что красота покидает нас, уходит

из нашей жизни, уступая место скучной утилитарности. К огромному нашему сожалению, вещи, каждодневно окружающие нас, единственные порой  скрашивающие наш досуг, безмолвные свидетели всех наших радостей и печалей, смазывают яркую принадлежность именно нам, теряют, если можно так выразиться,  СВОЁ  ЛИЦО!   Очень и очень жаль! И это, конечно же, обоюдная  потеря! Ведь как справедливо и очень тонко заметил Юрий Михайлович Лотман, известный литературовед и культуролог, - «вещи, окружающие нас, властно диктуют жесты, стиль поведения и, в конечном итоге, психологическую установку СВОИМ  ОБЛАДАТЕЛЯМ»!

       А что касается сегодняшнего занятия, то я попытаюсь доказать, что через вещи, сделанные с душой, художественно выполненные или расписанные, можно пробудить интерес к богатейшим национальным традициям. (ПРИМЕЧАНИЕ: чтобы восприятие занятия было живым и эмоциональным, в классе  созданы  маленькие экспозиции: «Хохлома», «Гжель», «Жостово», «Павлово-Посад», «Палех», «Вологодское кружево», «Ростовская финифть», «Дымковская игрушка» ).

Задание:    Давайте сейчас отправимся в путешествие. Познакомимся со всеми представленными в классе экспозициями. И только у одной из них, которая больше других понравилась, оставьте, пожалуйста, запись  со своими  впечатлениями и ассоциациями. (ПРИМЕЧАНИЕ:  около каждой  экспозиции лежит листок бумаги и ручки, или фломастеры.  ПРИМЕР  ЗАПИСИ: «Мне это нравится, так как, мне кажется, отсюда исходит своеобразная  теплота, доброта и душевный покой»;  или  «Здесь – прохлада, чистота, мороз, одним словом – «Гжель»!)

Слово  учителя:     К сожалению, сегодняшнее путешествие  по выставке в нашем классе закончилось. Я думаю, что вы успели достаточно внимательно ознакомиться со всеми экспонатами? Если нет, то у вас и позже будет такая возможность – выставка будет открыта как минимум ещё неделю. Милости просим! А теперь давайте немного пофантазируем!

Задание:      Представьте, что вещи сейчас РАЗГОВАРИВАЮТ друг с другом. А может они  ШЕПЧУТСЯ, солидно БЕСЕДУЮТ, или  весело  БОЛТАЮТ… Вслушайтесь в их разговор. О чём они говорят? Запишите этот разговор, а мы попытаемся  отгадать, кто рассказчик. (ПРИМЕЧАНИЕ:  каждый ученик или образовавшаяся группа детей записывает, а затем читают то, что они «подслушали»).

Задание:     Когда все высказывания прочитаны, дети получают следующее задание:  изобразите сценку или пейзаж, в котором могла бы  появиться вещь, затронувшая в экспозициях  вас больше всего. (ПРИМЕЧАНИЕ:  для создания картины могут быть использованы самые разнообразные материалы:  карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, фломастеры…)

Дальнейший  ход урока:     После выполнения задания – устраивается вернисаж. Дети помещают свои  работы рядом с той экспозицией, которой отдали предпочтение, и на тему которой рисовали. (РАБОТЫ   РАЗМЕЩЕНЫ).

Задание:      А теперь прокомментируйте свои рисунки. (ПРИМЕЧАНИЕ:  выполняя это задание, дети объединяются в группы: «Гжель», «Хохлома», «Жостово» и т. д.).

 

РАБОТА   В   ГРУППАХ.

Задание  группе:     Попробуйте увидеть, определить, выразить черты русского характера  в символах того вида народного искусства, на котором вы остановились. (ПРИМЕЧАНИЕ:   детям может быть предоставлена дополнительная информация  в виде книг, альбомов, открыток.  ПРИМЕР  ВЫПЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ:  «Хохлома» - гостеприимство, хлебосольство, сердечность;  «Павлово-Посад»  -  удаль, задор.).

Дальнейший  ход  урока:      В конце занятия можно провести опрос (устно или письменно):