Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современный подход к организации преподавания
истории в школе и интерактивные технологии

Мурашева Нелли Давидовна
Новое общество – общество будущего – выдвигает новые требования перед образованием. Технологии завтрашнего дня нуждаются в людях, которые могут принимать критические решения, которые могут найти свой путь в новом окружение, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в действительности.
Образование третьего тысячелетия нельзя представить без ориентации на человека, решительной демократизации, радикальной гуманизации. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.
Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составной педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В учительской среде существует большой интерес, как к технологиям, так и к моделям обучения, которые основаны на гуманистичном (поисковом) подходе.
Актуальность состоит в том, что педагогические возможности инноваций в технологиях обучения очень перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса, применение которых становится все менее эффективным в современной школе.
Информационной базой послужил, как собственный опыт педагогической практики в школе, так и исследования современных педагогов по данному вопросу.
Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Н. Суворова «Интерактивное обучение. Новые подходы» и многие другие.
Основной формой организации учебной деятельности практически во всех странах мира сегодня является классно-урочная система. Будучи прогрессивной на протяжении четырех столетий, сегодня, в условиях научно-технического прогресса, она перестала удовлетворять потребности общества в образовании и требует усовершенствования.
 
В настоящее время все чаще можно слышать критику в адрес классно-урочной системы, и это чаще всего связано с пассивностью учеников на уроках и отсутствием интереса к обучению, снижением качества знаний, перегрузкой детей домашними заданиями, с тем, что учебные занятия вредно влияют на здоровье школьников.
Сегодня остро встала проблема усовершенствования форм организации процесса обучения, нахождения ответов на вопросы: как обучать, как создавать условия для развития и самореализации личности в процессе обучения. Как, оставаясь в рамках классно-урочной системы, повысить эффективность учебного процесса, достичь высокого интеллектуального развития учеников, обеспечить овладение ими навыков саморазвития личности. В большей степени этого можно достичь, используя современные инновационные технологии, в частности технологии интерактивного обучения, превращая, таким образом, традиционный урок в интерактивный.
Развитие науки и техники дало учителям и ученикам новые формы коммуникаций, новые типы решения абстрактных и конкретных задач, превращая учителя из авторитарного транслятора готовых идей во вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала ученика. Будущее за системой обучения: ученик – технология – учитель, где учитель превращается в педагога-методолога, технолога, а ученик становится активным участником процесса обучения
Еще в начале 20-х годов прошлого столетия в трудах известных педагогов (И. Павлов, А. Ухтомский, С. Шатский, В. Бехтеров) появляются термины «педагогическая технология», «педагогическая техника». Педагогическая технология определялась в педагогической энциклопедии 30-х годов, как совокупность приемов и способов, направленных на чуткую и эффективную организацию учебных занятий
Технология происходит от греческого слова techne – искусство и мастерство, и слова logos – учить. В буквальном смысле «педагогическая технология» означает – наука о педагогическом мастерстве. Технология – это комплекс, который состоит из:
Любая педагогическая технология должна отвечать основным критериям технологичности: системности (логичность, взаимосвязь частей, целостность), руководству (диагностика, планирование), эффективности (гарантировать достижение определенного стандарта обучения).
Прежде чем перейти к доскональному изучению интерактивных учебных технологий и интерактивному уроку необходимо выяснить суть интерактивного обучения и сравнить его с общеизвестными, традиционными подходами в обучении. В современной школе можно выделить три основные модели обучения.
Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянной активной взаимосвязи всех учеников. Это совместное обучение, взаимообучение (коллективное, групповое), где и ученик, и учитель являются равнозначными субъектами обучения, понимая, что они делают, что они знают, умеют и совершают. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию умений и навыков, создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность учителю стать настоящим лидером детского коллектива.
Интерактивное взаимодействие исключает как превосходство одного участника процесса над другим, так и одной мысли над другой. При интерактивном обучении ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критично мыслить, принимать обдуманные решения
Элементы интерактивного обучения можно найти в трудах В. Сухомлинского, в творчестве учителей-новаторов 70-80-х годов ХХ века Ш. Амонашвили, В Шаталова, Е. Ильина, С. Лисенковой и других. Однако, в советский период, в условиях навязывания комбинированного урока, творчество отдельных педагогов было, скорее всего, исключением, чем правилом.
В Западной Европе и США групповые формы обучения учеников активно развивались и совершенствовались. В конце ХХ века интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд) в 80-х годах прошлого века показывают, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала, так как влияют не только на сознание ученика, а и на его чувства и волю. Результаты этих исследований были отображены в схеме, которая получила название «Пирамида обучения»

Если попробовать дать определение понятия интерактивная технология обучения, то – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно безучастие школьника в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания. Каждый ученик имеет конкретное задание, за которое он должен публично отчитаться; от его деятельности зависит качество выполнения поставленного перед группой или перед всем классом задания. Интерактивные технологии обучения включают в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, отдельные интерактивные методы и приемы, которые стимулируют процесс познания, и умственные и учебные условия и процедуры, при помощи которых можно достичь запланированных результатов.