Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема преемственности содержания обучения
истории в начальной и основной школах

Мельникова Анна Анатольевна,
ГБОУ школа 634 Санкт-Петербурга
 Аннотация: Одним из кризисных периодов обучения ребенка в СОШ является переход от младшей школы к средней и сохранение преемственности обучения в этот период.
            Адаптация в пятом классе – один из труднейших периодов школьного образования. Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия.
Введение: В настоящее время становится очевидным снижение интереса молодежи к историческому знанию, о чем красноречиво свидетельствуют невысокие баллы ЕГЭ (соответственно даже у тех выпускников, которые выбирают историю в качестве экзамена самостоятельно), курьезные ответы на устных экзаменах, нежелание рассуждать о прошлом в целом. Однако не следует считать, что основные проблемы связаны именно с выпускными классами старшей школы. Одним из кризисных периодов обучения ребенка в СОШ является переход от младшей школы к средней и сохранение преемственности обучения в этот период.
         Актуальность:  Адаптация в пятом классе является сложным периодом школьного образования. Обычно сложности привыкания возникает в связи с изменением системы деятельности учащихся (новая учебная ситуация), появлением нового социального окружения (состав учителей, иногда – смена класса).
Проблема: Пятиклассники во многом — по духу своему, интересам, манере поведения – близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам. При этом они, зачастую, самостоятельно не способны справиться с возросшим объемом школьных предметов, домашних заданий по ним,  сменой режима и ритма школьной жизни. А учителя, в свою очередь, могут быть не готовы к работе с детьми младшего школьного возраста; особенно трудно в работе «переключаться» со старшеклассников на пятые классы. На уровне администрации школы:  отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения; недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
Отсюда возникают следующие проблемы:
Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, а конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием.
Условия  успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим звеном. Выделим три основных направления:
- психологические условия;
- педагогические условия;
- коррекционно-профилактические условия.
Системный подход к проблеме преемственности содержания обучения истории при переходе от начальной к основной школе позволяет получить результаты, использование которых позволило бы усовершенствовать процесс обучения и развития школьников на данном этапе. Об этом свидетельствуют  результаты  экспериментов, где выпускник начальной школы, имея знания (на уровне обобщенных представлений) о предмете истории, об основных фактах и событиях нашей страны, ее деятелях, некоторых сведений из всемирной истории, обладая определенными умениями, успешно адаптировался к программе средней школы. А, с другой стороны, учитель основной общей школы, опираясь на преимущество выпускников начальной школы в их общем развитии, в развитии историчности мышления, успешнее решал задачи на второй ступени обучения.
            Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:
Вывод: Таким образом, обучение истории в средних классах школы требует опоры на существенный задел в умениях и навыках, которые дает начальная школа. При этом учителям среднего звена нельзя забывать, что задача учителя «не в том, что бы дать ученикам максимум знаний, а в том, что бы привить им интерес к самостоятельности», что и отвечает современным требованиям ФГОС.