Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оценка качества знаний учащихся на уроке самоконтроля
по предмету английский язык

(5 класс, УМК “Spotlight”)

Глазатова Елена Александровна

В исследованиях многих авторов (М.И.Зарецкого, И.Я.Лернера, И.Т.Огородникова, Е.И.Перовского, М.Н.Скаткина) исходным пунктом для оценки знаний является определение целей обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть ученики в своем умственном, нравственном и физическом развитии, трудовой и политехнической подготовке.

Аналитическая схема мониторинга в школе:

Планируемая

ситуация

 

Реализованная ситуация

Образовательные стандарты

Предполагаемая учебная программа

     ♦                              ♦

Образовательные программы школы, содержание учебной программы

Выполняемая учебная программа

     ♦                              ♦

Требования к уровню подготовки выпускников, ключевые компетенции

 

 

Выполненная учебная программа, освоенные компетенции

 

Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания.

Полнотазнаний определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящим в школьную программу.

Глубина– совокупностью осознанных знаний об объекте.

Оперативностьопределяется числом ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание.

Гибкость– быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуации.

Знания, усваиваемые учениками, могут быть обобщенными и конкретными, свернутыми и развернутыми, системными и бессистемными. Но главное – осознанность знаний – наиболее обобщенное качество, отражающее конечный результат усвоения и синтезирующее другие показатели.

Другой подход к описанию целей обучения состоит в указании уровней, ступеней, которых достигает ученик по мере овладения знаниями.

Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени.

Узнавание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, правил, конкретных фактов, методов, процедур, соответствующих сведений.

Понимание – проявляется в преобразовании изученного материала из одной формы в другую, в интерпретации, в (прогнозировании) предположении о дальнейшем ходе развития событий, явлений, действий.

Применение – проявляется в получении результатов при решении задач, обосновании выводов на основе использования правил, законов, методов, процедур, принципов, теорий.

Анализ – проявляется в характеристике составляющих частей целого, в определении связей между этими частями, в выявлении принципов организации целого, в выявлении ошибок и упущений в логике рассуждений, в выявлении структуры изложенного материала.

Синтез – проявляется в умении составить из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной.

Оценка – проявляется в умении оценить конкретный текст, явления, теорию, правило, художественное произведение, продукт деятельности в соответствии с заданными критериями и целями и представить эту оценку в устном или письменном виде.

Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете.

Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала. Это система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

 

Класс: 5

Тема:«Страны и национальности»

УМК:Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе». 5 класс (“Spotlight-5”).

 

1.       Полнота.

1) Учащимся дается картинка с изображением нескольких государств и их флагов с заданием: написать название каждой страны, её столицу и указать национальность жителей.

- Описали все картинки, с употреблением всех изученных лексических единиц – 4 балла.

- Описали больше половины картинок с наличием 2-3 орфографических ошибок – 3 балла.

- Описали половину картинок, допустив до пяти орфографических ошибок – 2 балла.

- Описали 1-2 картинки при наличии до 5 орфографических ошибок – 1 балл.

- Не смогли описать ни одну картину – 0 баллов.

 

2) Учащимся предлагается текст с пропусками, в которые нужно вставить изученные лексические единицы: MikeisfromtheUSA. HeisThecapitalofhiscountryis… .

- Умеют использовать нужную лексическую единицу по ситуации с правильным употреблением суффиксов (образования национальности от названия страны) – 3 балла.

- Владеют лексикой по теме, но допускают ошибки в употреблении отдельных суффиксов национальностей – 2 балла.

- Знают лексику по теме, но не умеют употреблять суффиксы названий национальностей – 1 балл.

- Допускают грубые ошибки в правописании стран, столиц, национальностей – 0 баллов.

 

2.       Глубина.

Учащимся предлагается прочитать три коротких высказывания ровесников о своих странах и задать каждому из них по три вопроса.

- Затронули в вопросах все аспекты изученной темы (страны, столицы, национальности, символы, традиции, знаменитые люди) и правильно употребили изученные грамматические явления (глаголы “tobe”, “have/hasgot”, указательные местоимения “this/thatthese/those”) – 4 балла.

- Построили вопросы с наличием 2-3 грамматических ошибок – 3 балла.

- Составили вопросы с наличием 2-3 орфографических ошибок и 3-4 грамматических – 2 балла.

- Построили вопросы с 3-4 орфографическими ошибками, нарушенным порядком слов и 4-5 грамматическими ошибками – 1 балл.

- Не смогли построить вопросительные предложения (отсутствует подлежащее/сказуемое/вспомогательный глагол) – 0 баллов.

 

3.       Гибкость.

Учащиеся читают письмо ровесника из Великобритании, в котором он рассказывает о частях Соединенного королевства, национальных символах и культуре своей страны. Затем отвечают на его письмо, рассказывая о национальных символах, культуре и традициях России.

- Ответили на все вопросы автора, описали подробно национальные символы, традиции, назвали знаменитых соотечественников – 3 балла.

- Ответили на вопросы не полностью, с копированием грамматической структуры предложений автора письма, при наличии до двух грамматических и до трех орфографических ошибок – 2 балла.

- Ответили на вопросы частично, с нарушением структуры предложений, при наличии до четырех грамматических и до четырех орфографических ошибок – 1 балл.

- Ответили на вопросы словами/выражениями (не построили предложения) с наличием многочисленных грамматических и орфографических ошибок – 0 баллов.

 

4.       Оперативность

Оценивается в зависимости от скорости выполнения учащимися тестовых заданий.

На выполнение контрольного теста по теме «Страны и национальности» отводится 30 минут.

- Выполнили все тестовые задания за указанное время – 4 балла.

- Выполнили три задания (больше половины заданий) – 3 балла.

- Выполнили два задания – 2 балла.

- Выполнили одно задание – 1 балл.

- Не приступили к выполнению заданий – 0 баллов.