Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коммуникативно ориентированное обучение грамматике

Назарова Татьяна Алексеевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №188
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

1.     Грамматические явления, их форма, значение и употребление в речи

При введении новых грамматических явлений следует обратить внимание учащихся не только на их форму, но также на их значение и  употребление. Если учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то они не просто заучат модель, но и смогут правильно использовать её в речи.

Представляя новую грамматическую форму, учитель должен вместе с учащимися ответить на следующие вопросы:

-Правильно ли образуется данная форма или она является исключением?

-Представляет ли трудность её написание?

- Как она произносится?

-Влияет ли данная форма на порядок слов в предложении( вопросительные слова, прилагательные) или на следующие за ней слова (переходные глаголы)?

В зависимости от возраста учащихся и их уровня владения языком учитель определяет, сколько времени следует уделить работе над грамматической формой, для того, чтобы учащиеся запомнили основное и в дальнейшем стали использовать грамматическую форму в речи.

Учащимся также необходимо понять функцию нового грамматического явления. В начале обучения дается единственное значение формы и одна её функция в речи.  В дальнейшем учащиеся поймут, что у грамматических структур есть много значений. Например, при введении ThePresentSimpleTenseучащиеся узнают, что оно употребляется для обозначения фактов и обычных состояний. В дальнейшем учащимся будет сообщено, что это время может также использоваться для обозначения действий в будущем (действий по расписанию)

Учитель должен заранее предположить, какие трудности могут возникнуть у учащихся и стремиться их предупредить. Например, грамматическая форма ThePresentPerfectTense, как правило, не вызывает затруднений, в то время как  функция этого времени связи прошлого с настоящим может представлять серьёзные трудности для понимания и правильного использования.

 

2.     Введение нового грамматического материала

 

Приёмы введения нового грамматического материала зависят от возраста учащихся и уровня их языковой подготовки. У младших школьников обсуждение новой грамматической формы не вызовет интереса. Поэтому учитель должен ввести новую форму в речевой модели-рассказе, песенке, игре и т.д. Например: учитель знакомит с новой структурой, показывая предметы, либо демонстрируя их значение с помощью мимики и жестов, либо рисуя их на доске. Последовательность следующая: сначала учащиеся внимательно наблюдают за действиями учителя, затем слушают, как модель звучит, далее повторяют модель хором и, наконец, индивидуально. Следует с самого начала обращать особое внимание на правильное произношение.

 

3.     Закрепление грамматического материала

 

После введения нового грамматического материала его необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. Предлагаются разнообразные способы отработки нового материала: от механических, тренировочных упражнений (drills) до более свободных, таких как личностно ориентированные задания.  Например, личностно ориентированное задание: учитель может задавать вопросы о жизни и окружении детей. Предполагается, что при ответе учащиеся должны использовать изученный материал. Следует как можно чаще привлекать собственный опыт учащихся.

 

4.     Контроль понимания изученного

 

У каждого преподавателя есть свои инструменты контроля понимания изученного.  Учащихся смогут самостоятельно формулировать грамматические правила, показывая насколько точно они понимают, когда и как употребляется грамматическая структура. Учитель может задавать наводящие вопросы. Наводящие вопросы должны быть короткими и простыми. Их единственной целью является проверка понимания грамматического материала.  Или предложить учащимся перевести на русский язык короткий текст, содержащий изучаемое время, и затем сравнить временные формы родного языка с их английскими эквивалентами. Если такое время имеется в русском языке, то учащиеся не будут испытывать затруднений при его дальнейшем употреблении. Если же нет, то задание призвано обратить внимание учащихся на этот факт и заставить их задуматься, чем именно отличается иноязычная временная форма и в каком контексте она употребляется.

 

5.     Повторение изученного грамматического материала

 

После того, как учащиеся ознакомились с употреблением грамматической формы в контексте и потренировались в её использовании, через некоторое время, в следующих циклах уроков, необходимо вернуться к изученному материалу, чтобы понять, насколько он хорошо усвоен.