Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные виды работы
на уроках иностранного языка

из опыта работы

                                                            Ирина Григорьевна Смирнова,
учитель английского языка
гимназии №209 Павловская гимназия,
г.Санкт-Петербург

 «Знания, усвоенныебезинтереса, неокрашенныесобственнымположительнымотношением, нестановятсяактивнымдостояниемчеловека»               

                                                             А.Адамский

Условияиноязычногообщениявсовременноммире, когдаиностранныйязыкявляетсясредствомобщения, познания, полученияинакопленияинформации, предопределилинеобходимостьвладенияглавнымивидамиречевойдеятельности: говорениемивосприятиемнаслухиноязычнойречи

Внастоящеевремяинтегративнойцельюобученияиностранномуязыкуявляетсяиноязычнаякоммуникативнаякомпетенция, подкоторойпонимаетсяспособностьиреальнаяпрактическаяготовностьосуществлятьмежличностноеимежкультурноеобщениесредствамииностранногоязыкаиформированиекоторойподразумеваетформированиеязыковой, речевой, социокультурной, компенсаторнойиучебно-познавательнойкомпетенций.  Личностноориентированныйподходпредполагаетиспользованиепедагогическихтехнологий, способныхактивизироватьучебно-познавательнуюдеятельность, предоставитьвозможностьустнойпрактикикаждомуученику,

Иностранныйязыквгимназияхиспециализированныхшколахпреподаетсявгруппахот7 до14 человек,  чтодаеткаждомуучащемусявозможностьвысказатьсянаурокеипозволяетчастичноприменятьтехнологиюобучениявмалыхгруппахсотрудничества.

Иностранныйязыккакучебнаядисциплинаи, соответственно, организацияобученияиностранномуязыкуимеютсвоюспецифику. Мынедаемзнаниявчистомвиде, адаемсредства, уменияинавыки, припомощикоторыхученикможетосуществлятьмежличностноеимежкультурноеобщениесредствамииностранногоязыка.

Реализоватьпоставленнуюзадачуневозможнобездвухсоставляющих:

1)     мотивацииприобученииговорению;

2)     учетаиндивидуально-возрастныхособенностей

Практикапреподаванияиностранногоязыкапоказывает, чтоучащиесясинтересомотносятсякистории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладуповседневнойжизнинарода, увлечениямсверстниковит. п.

Оптимальноотобранныйматериалукрепляетвсесоставляющиемотивации: потребности, интересы, эмоции, самимотивы, плюсучетиндивидуально-возрастныхособенностейучащегосяпривыборевидовдеятельностинаурокеобеспечиваетмакксимальнуюэффективностьурока.

Необходимо  учитоватьследующиевозрастныеособенности:

Младшийшкольныйвозраст(I-IVклассы) отличаетсянаиболеесильнойработоймеханическойпамяти. Учащиесяэтойгруппыимеютдовольнобогатыепредставленияизнания, ноонинедостаточноосознанны. Обучениеустномуобщениюнаданномэтапепредполагаетширокоеиспользованиенаглядности, игр,  поэтомунаурокахвначальнойшколеширокоприменяютсяигровыетехнологии, атакжевикторины, конкурсы, посильныетворческиезадания: нарисуй, проиллюстрируй, опиши, составьдиалог. Здесьидетобращениекличномуопытуребенка (происходит развитие личностных и  регулятивных  универсальных учебных действий): нарисуйирасскажиосвоейсемье, квартире, домашнемживотном. Этовсегданаходитживойотклик.Известнотакжестремлениемладшихшкольниковзаучиватьвсенаизустьиливоспроизводитьблизкокоригиналу. Призапоминанииониобычносохраняютзаданныйпорядокииспользуютоднообразныйпутьусвоения, чтовпоследствииизрепродуктивноговоспроизведенияпереходитвпродуктивное.

Длясреднеговозраста(V-VIIIклассы) характернывыраженныевразнойформеэлементы«взрослости», которыепроявляютсявпровозглашениисамостоятельности, вотказеотпомощи, внеудовлетворенииконтролемзавыполнениемработы. Уподростковпроисходятизменениявразвитиипамяти. Онаприобретаетопосредованный, логическийхарактер. Вусвоенииматериалаиразвитииречевыхуменийвсебольшеезначениеотводитсяцеленаправленномунаблюдению, стремлениюнаходитьглавное, выделятьопорныепункты, облегчающиезапоминаниеивоспроизведение. Наэтомэтапецелесообразноприобщатьдетейкэлементарнойисследовательскойдеятельности, ткониужеовладелиначальнымифактологическимизнаниями. Такиевидыработынауроке, которыеразвиваютаналитическоемышлениепробуждаютинтерескпроисходящему.

Например: 1)«Кактыдумаешь, почему?,  Догадайся,  Объясни, Сформулируйправилосам» ; 2) Докажи, почемутак, анеиначе;

Наэтомэтапезакладываютсяосновыгрупповойработыиполучаетразвитиепарнаяработа. Это:

1)     составлениедиалогов  вразныхречевыхситуацияхсиспользованиемречевыхклише;

2)     ролеваяигра;

3)     интервью;

4)     устныйпоискинформациинаурокесееанализом(например,  выясни, ктоизтвоиходноклассниковпобывалвтеатрезапоследниймесяц, прочиталинтереснуюкнигу, посмотрелфутбольныйматчитдиобобщиполученнуюинформацию)

5)     работавмалыхгруппах, когдакаждыйучастникгруппыполучаетиндивидуальноезадание, аоцениваетсяработавсейгруппы                    ( например, составлениеэкскурсиипоЛондону: сообщаразрабатываетсямаршрут, азатемкаждыйчленгруппыищетинформациюобопределенной  достопримечательности; послечегопроисходитпредставлениеэкскурсийразнымигруппамииихобсуждениеиколлективнаяоценка)

6)     закладываютсяосновыпроектнойдеятельности( например, созданиеплакатовпоэкологиииихзащита)

Учащиесяэтоговозрастахарактеризуютсяповышеннойобщительностью, котораяположительносказыватьсянаорганизациинетолько  групповогоипарногообщения, ноинапроведениикоммуникативныхигриинсценировокотрывковлитературныхпроизведений.

Мышлениестаршеклассников(IX- XIклассы) представляетсобойзавершающуюступеньзрелости .

Старшеклассникотличаетсяотносительновысокимкультурнымуровнемикругозором, высокойстепеньюпознавательно-логическогоповедения, определившимисясклонностямииинтересами, самостоятельностью, умениемсосредоточиться, отрицательнымотношениемкмеханическимприемамзакрепленияматериала.

Успешноеобучениеговорениюсвязаноуучащихсяэтоговозрастасболеесовершеннойорганизациейматериала. Устаршеклассникавозникаетинтерескстранеизучаемогоязыка, ееисторииикультуре. Особыйинтересздесьвызываетпроблематиканравственныхценностейчеловеческихотношений, такихтемитекстов, которыепозволялибысопоставлятьразныеточкизрения, альтернативныеподходы, высказыватьсобственныесуждения, споритьидискутировать, однако  трудностиобученияговорениюнаэтомэтапевозникаютиз-затого, чтонекоторыеучащиесячастонезнаюточемговорить, чтоговоритьикакговоритьНоэтитрудностирешаются, еслиучительхорошознаетинтересысвоихучащихсяиумело  подбираеттемыдлядискуссий. Именнонаэтомэтапетехнологиядискуссий  особенноактуальнаиплодотворна. Владеяопределеннымбагажомязыковых   знаний, речевыхклишеведениядискуссии  ифразеологизмов  учащиесяпускаютсявобсуждениеживотрепещущихпроблем. Здесьмынаблюдаем, какжеланиевысказатьсязаставляет  ученика  вспомнитьпройденнуюлексику, перевестиопределенныезнанияизпассивныхвактивные.  Воткогдареализуетсяиноязычнаякоммуникативнаякомпетенция

Наэтомэтапеширокоиспользуетсяметодпроектно-исследовательскойурочнойивнеурочнойдеятельности  особеннонаэлективныхкурсах, когдаучащимсядаетсявозможностьсамостоятельноподготовитьпроект-исследованиенатуилиинуютему. Например, наэлективномкурсе«Индустриятуризма»учащиесяразрабатываютрекламныйтурсучетомэкономическойикультурнойсоставляющейрегионапредлагаемойпоездки.

Ежегодныйконкурс«Публичныхвыступлений»среди10-11 классовтожеявляетсяиндивидуальнойпроектно-исследовательскойработой: учащийсясамопределяетдлясебятемувыступления, ставитцелиизадачииработаетнадвыразительнымисредствами( языковымииэмоциональными) выступления. Устное  представлениесвоеговыступленияпередодноклассниками, составленного  поопределеннымправилампубличноговыступления, иегонеподготовленноеобсуждениеявляетсявысшимдостижениемкоммуникативности.

Этолишьнекоторыеформыработынаурокахиностранногоязыка, которыенамойвзгляд, являютсядостаточноэффекивными.

Литература:

 АдамскийА. Школасотрудничества. - М.: 2000

 АндрееваГ.М. Социальнаяпсихология. Учеб. длястудентоввузовобучающихсяпоспец. «Психология»- М.: Аспект, 2004

АронсонЭ., УилсонТ., ЭйкерР. Социальнаяпсихология. Психологическиезаконыповедениявсоциуме. СПб.: Прайм- Еврознак, 2004

СолововаЕ.Н. Методикаобученияиностраннымязыкам. Просвещение, 2006