Особенности преподавания иностранного языка учащимся
с доминантным правым полушарием мозга
Антонова Анна Федоровна,
преподаватель английского языка
СПГХАЛ им.Б.В.Иогансона
Актуальность проблемы учета психофизиологических особенностей обучающихся при выстраивании учебного процесса чрезвычайно велика. Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов учебных учреждений довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.
При этом не стоит забывать, что любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, поэтому учет индивидуальных психофизических особенностей обучающегося при выстраивании образовательного процесса и выборе методов обучения чрезвычайно важен.
Процесс психического развития школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, которые предъявляются социальным окружением. (3)
Опираясь на многолетний опыт преподавания английского языка «творческим» детям, внастоящей публикациибудет рассмотреновлияние доминантности правогополушарияна особенности деятельности учащихся при изучении иностранных языков.
Стоит отметить, что «правополушарные» дети имеют большую способность к изучению языков, основанных на иероглифической письменности, тогда как английский язык (как и русский) лучше дается обучающимся с доминантным левым полушарием.
При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада. Объясняется это тем, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием. (6)
Традиционная методика преподавания языка в школе опирается на рационально-логические грамматические способы, тогда как ученикам правополушарного типа подобные методы не подходят по причине психофизиологических особенностей. Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении. Традиционное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. При том, что правополушарным ученикам требуется как раз противоположное. Учащиеся этого типа нуждаются в трехмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию.(3)
В специальной литературе имеется следующая характеристика людей с доминантным правым полушарием:
«Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. ... Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.» (3)
Правое полушарие ответственно за подсознательные процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольную регуляцию поведения. Правое полушарие производит непрерывные преобразования информации (топологические, пространственные и пр.), оценку симметрии, структурированности, сложности объекта, оно имеет дело не с фигурой, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Тем самым оно обеспечивает не концентрацию, а распределение внимания. Правое полушарие является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной, эмоциональной памяти, памяти, связанной с социальным контекстом. Оно мыслит интуитивно, чувственно, образно, осуществляя проверку гипотез. Это полушарие «верифицирующее», полушарие правды. Оно имеет дело с актуальным временем, действиями «здесь и теперь». Правое полушарие — орган человеческого бессознательного, орган подражания и бессознательной социализации, всех подсознательных барьеров. Оно все воспринимает всерьез — это полушарие обиды и депрессии (2)
Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы. Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембранда, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. А левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже. (7)
Традиционная методика преподавания языка в школе опирается на рационально-логические грамматические способы, во многом по этой причине правополушарные дети часто сталкиваются с трудностями, которые возрастают, если учитель борется с этим усилением давления, жестким контролем над уроками, требованием «все делать без помарок и ошибок». В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. В результате — неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга. Таким образом, создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости внимания, головных болях. (3)
Помощь же должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Только так можно помочь детям, страдающим неврозом страха. Известно, что возникновению неврозов способствует «левополушарный» акцент в обучении. Таким образом, причиной невротизации детей независимо от их функциональной асимметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего полушария и перегрузки менее активного полушария. (4)
Для устранения дисбаланса в работе мозга необходимо дифференцированное обучение и воспитание, учитывающие психофизиологические особенности ребенка.
Изучение данного вопроса направлено на оптимизацию образовательного процесса посредством повышения уровня адаптации детей с правополушарным типом распределения психических функций к обучению иностранному языку.
Существует и проблема влияния мозговой асимметрии учителя на образовательный процесс, так на уроке иностранного языка учащиеся левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно заглядывать в свои словари. Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст, заданный в качестве устного упражнения; правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями. (7)
В условиях западной цивилизации доминирует формально-логический анализ и дети еще до школы сталкиваются с проявлениями левополушарного стиля мышления. Подавляющее большинство используемых в школах методов развития левополушарных способностей не опираются на образные представления, которые превалируют в правополушарном школьнике. Хотя такая опора может оказаться вполне продуктивной.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. (5)
Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. (3)
Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
С правым полушарием связаны непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Это обстоятельство позволяет объяснить многообразие проявлений правополушарной активности. Творческий процесс — создание многозначного контекста — требует от творческого человека меньших психофизиологических затрат, чем создание однозначного контекста. Может быть, именно поэтому у людей такого склада творческая работа часто не сопровождается чувством утомления, в отличие от работы рутинной. (4)
Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта (экстравертированность, интуиция, невербальное общение).
Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.
Интересны результаты эксперимента. После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил иногда делают ошибок в 4 раза больше. (7)
Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов). (3)
Как писал немецкий педагог Гербард , «плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».
Учитывая влияние доминантного полушария на процессы запоминания, анализирования информации, построения логических цепочек при обучении иностранному языку правополушарных детей целесообразно выбирать методы, основанные на психофизиологической специфике обучающихся.
Учащиеся этого типа нуждаются в трехмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию.
В группе с переобладающим количеством правополушарных учеников перед учителем стоит задача эмоционально окрасить учебный процесс. При обучению иностранному языку целесообразно использовать такие формы как:
Интуитивный способ изучения
Освоение вокабуляра методом «островков»
Образные представления и конкретные ситуации
Ролевые игры
Работа с наглядностью, фильмами, карточками
Групповые задания
Деятельность, требующая быстрой реакции
Интервью
Инсценировка
Синтез текстов и слов из предложенных частей
Мозговые штурмы
Просмотр фильма
Предсказание результатов
Творческие задания
Выявление сходств
Сопоставление фактов
Выделение сути
Выделение важнейших моментов
Использование речевых и музыкальных ритмов
Экскурсии, походы, путешествия
Сочинения
Составление слов и предложений из частей
Чтение-пересказ
Чтение по ролям
Задания на правописание
Нахождение взаимосвязи (1)
Стоит помнить, что повышенные требования у учащихся с правосторонним доминированием может вызывать невроз, так что учителю стоит поддерживать в ходе урока благоприятную психоэмоциональную среду, столь необходимую «творческим» детям.
Поскольку проверки уровня знаний в форме традиционных контрольных работ, тестов с «закрытыми» вопросами могут негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии учащихся, целесообразно применять для правополушарных учащихся методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, которые дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
При том, что группы обычно неоднородны, стоит отметить, что ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанным с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
Резюмируя вышеизложенное, стоит повторить, что осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево- так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Учебный процесс, учитывающий выраженность у ученика тех или иных познавательных функций, основанную на доминировании одного из полушарий, может в разы повысить качество и эффективность процесса и обеспечить ощутимый результат.
Цитируя профессора Трауготта: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».
Использованная литература:
1. Беляев Б.В., Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1965. — 229 с.
2. Казначеев В.П., Чуприков А.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека. - М: Московский НИИ психиатрии, 1976.
3. Сиротюк А.Л., Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001
. –– 128 с.
4. Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии - психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1990.
5. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий, М., 1978
6. Т.М. Чурилова, Леденева Ю.Е., Топчий М.В.Дифференциальная и возрастная психофизиология.- Северо-Кавказский социальный институт, 2004
7. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с разным типом мышления.- М.: ТЦ Сфера
|