Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Обучение диалогической речи на английском языке в средней школе

Добровольская Нина Станиславовна,
учитель иностранного языка
школы №601 г. Санкт-Петербург

 

     В настоящее время, когда все чаще приходиться сталкиваться с общением людей в разных странах на английском языке, роль обучения устно-речевому общению приобретает первостепенное значение. Из опыта работы очевидно, что учащиеся разных возрастов, начиная изучать английский язык, в первую очередь хотят научиться говорить на этом языке.

    Однако навыки говорения не формируются сами собой.  Задача учителя научить учащихся этим навыкам. Для их становления необходимо использовать специальные задания и упражнения.

    При обучении диалогической речи многое зависит от различных ситуаций, психологических особенностей и множества других факторов.    Существуют следующие характеристики диалога:

      При обучении диалогу используют две разновидности: свободные и стандартные. Стандартные диалоги содержат определенную модель-образец, которой учащиеся следуют согласно заданиям. К свободным диалогам можно отнести: интервью, дискуссии, беседы, то есть те формы речевого взаимодействия, где содержание общения каждого из партнеров и логика развития разговора, строго не фиксируется социальными речевыми ролями.

    Обучение диалогу методом «сверху вниз»

    Этот метод является оптимальным для обучения стандартным диалогам. При  его использовании учитель и учащиеся следуют определенной системе.

    Учителю следует:

  1. Определить типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «В магазине», «В аэропорту», «Заказ билетов» и т.д.).
  2. Определить последовательность предъявления диалогов в процессе изучения темы.
  3. Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми формами диалога.
  4. Проиграть запись диалога.
  5. Организовать его отработку, обращая внимание на правильность произношения слов.
  6. Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом знакомых синонимических значений.
  7. Частично видоизменить речевую ситуацию с целью введения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
  8. Продумать использование вербальных и невербальных опор для определенных учащихся.
  9. Спланировать пары опрашиваемых учащихся и последовательность их опроса.

    Ученики:

  1. Знакомятся с новыми словами, с речевыми клише, с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной ситуации.
  2. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики диалога.
  3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.
  4. Учатся быстро реагировать на ключевые реплики.
  5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.
  6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с заданием.

   Опорами для составления собственных диалогов могут служить:

   Обучение диалогу методом «снизу вверх»

   Этот метод обучения предлагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Может быть несколько вариантов:

  1. Учащиеся имеют невысокий уровень речевого развития.
  2. Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец не нужен.
  3. Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет мешать творчеству учащихся.

   Согласно практике, наиболее трудным представляется обучении правильно использовать вопросы. Наибольшее затруднение вызывают следующие моменты:

   На эти моменты учителю следует обратить особое внимание и уделить больше времени для снятия таких затруднений.

   В заключении, хочется отметить, что работа над диалогами позволяет учащимся говорить большую часть урока, принимать равное участие в общении, полнее погружая в речевую атмосферу иностранного языка.