Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Коммуникативное направление в методике обучения иностранному языку

Сержантова Людмила Николаевна

В настоящее время изменилась цель обучения иностранным языкам, изменилось методическое содержание урока. Стало ощущаться несоответствие приемов обучения с новой целью. Поэтому учителя практики стали видеть целесообразность коммуникативного подхода в процессе обучения.

Коммуникативность означает подобие процесса обучения и процесса общения по основным признакам:

  1. Целенаправленность речевой деятельности, когда учащийся своим высказыванием хочет воздействовать на собеседника или узнать что-то новое (при чтении и аудировании).
  2. Мотивированный характер деятельности, когда ученик высказывает, слушает, читает, потому что, его побуждает что-то личностное
  3. Наличие взаимоотношений с собеседником, партнерство в ситуации общения.
  4. Заинтересованность, т.е. использование тех предметов обсуждения, которые важны для данного человека с учетом возраста и уровня подготовки. Ситуации, связанные с жизнью.
  5. Использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе общения.

При коммуникативном подходе присутствует индивидуализация, т.е. дифференцированный подход к учащимся. Хорошо использовать индивидуальные домашние задания (раздаточный материал, материал для чтения). Задания разные, уч-ся взаимодействуют друг с другом. Или даются задания одинаковые, но помощь учащимся разная. Индивидуализация заданий способствует развитию творческих способностей, при этом деятельность уч-ся становится эффективнее. Коммуникативный подход в обучении иностран. языку подразумевает сохранение речевой направленности урока, т.е. применение на уроке упражнений речевого характера.

Чаще всего речевая направленность достигается через урок-обсуждение, урок-дискуссию, урок-экскурсию, уроки по домашнему чтению, урок-игру. Задание не просто прочитать текст но

а) обсудить его, высказать свое мнение;

б) доказать правильность той или иной мысли;

в) согласиться или опровергнуть ту или иную ситуацию в прочитанном тексте;

г) высказаться, как бы вы поступили в подобной ситуации.

При выполнении подобных упражнений можно опираться на вербальные опоры (на текст), на иллюстрации, план и схемы, или используя усвоенный материал, демонстрировать неподготовленное говорение. Важно от прочитанного перейти на личностный опыт ученика и его окружение (школа, семья, друзья). Упражнения типа: “А вы делаете так?”, “Я болен, посоветуйте, как мне вылечиться”, “У меня нет хобби, посоветуйте, какое выбрать?” “Расскажите, что бы вы посоветовали своему ребенку делать, а чего запретили бы делать”, “Дайте мне совет, как похудеть?”, “Я опоздал на поезд, что мне делать?”, “Что вы представляете себе при слове “ ThanksgivingDay” способствуют развитию речевых навыков на коммуникативном уровне.

Для совершенствования речевых навыков учитель должен выбирать тексты, которые служили бы

а) стимулом для общения;

б) базой для создания ситуации;

в) служить речевым образцом.

Необходимо подбирать упражнения, которые помогут трансформировать и комбинировать материал разговорного текста. Например: найти в тексте места, характеризующие героев, их действия; составить план рассказа; выразить отношение к проблемам, затронутым в тексте; использовать содержание текста применительно к себе.