Урок-тренинг
Хван Ирина Владимировна
В данной статье я попытаюсь совместить два таких близких и ,по сути ,дополняющих друг друга процесса, как «Урок» и «Тренинг». Возможно, в выбранной мной теме нет ничего экстра инновационного, но ,надеюсь, мне удастся осветить урок и подход к нему с нового ракурса, систематизировать давно применяемые в учебном процессе методы и виды деятельности.Для начала попробуем разобраться в терминологии и сформулировать определение данного подхода к построению учебного процесса.
Урок (от др.-русск. урокъ «условие, завершение, сделка, правило, платеж, налог», урочные лета, то есть «установленные года» (ср.: ст.-слав. оурочьнъ (др.-греч. ὡρισμένος, лат. definitus), польск. urok «договор, нечто установленное»); из у- и реку́, рок.) - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.
В типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.
(Википедия)
Тре́нинг (англ. training от train — «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Тренинг могут рассматривать с точки зрения разных парадигм:
а) Как своеобразную форму дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируют нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стирают» нежелательные;
б) Как форму активного обучения, целью которой является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
в) Как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
(Википедия)
Итак, Урок-тренинг- это активная форма организации образовательного процесса, основанная на создании условий для самораскрытия учащихся, посредством использования всего многообразия методов ,приемов и средств интерактивного обучения, целью которой является передача знаний, формирование и развитие предметных умений и навыков.( В нашем случае– формирование языковой компетенции в целом )
Именно урок в форме тренинга весьма эффективен при обучении английскому, ввиду того что современный подход к обучению строится на коммуникативной методике, предполагающей преобладание практических заданий над теоретической частью. Изучение языка совершенно невозможно без выполнения разнообразных практических заданий, в частности, а также без его регулярного применения, в целом. Иначе язык из живого непрестанно развивающегося средства выражения мыслей, чувств и переживаний человека превращается в пустой и безжизненный набор заученных терминов и грамматических понятий, совершенно не способствующих коммуникации .
Кроме того, данная форма обучения способствует решению еще одной задачи в повышении эффективности образовательного процесса . А именно, позволяет использовать разнообразные виды деятельности на уроке. Современные дети и подростки зачастую отличаются недостатком усидчивости и слабой способностью к длительной концентрации внимания. В разные годы психологи озвучивали различное оптимальное время для подачи нового материала, по истечении которого концентрация внимания ослабляется и ,соответственно , информация перестает усваиваться. Резкий скачок в развитии информационных технологий помимо очевидных благ, принес в нашу жизнь неограниченный доступ к бесконечному потоку информации, с которым мозг ребенка не в состоянии справиться. И как результат , у современных детей зачастую сформировано так называемое «клиповое мышление», отличительной чертой которого является необходимость в постоянной смене деятельности каждые 2-3 минуты и ,как результат ,ребенок просто не в силах усидеть на месте и заниматься одним и тем же делом. В предлагаемом подходе удается повысить эффективность учебного процесса посредством создания благоприятной психологической атмосферы, непринужденным вовлечением всех учащихся в различные виды деятельности, а также активным взаимодействием участников в больших и малых группах.
Метод применим для урока усвоения новых знаний, урока комплексного применения знаний и умений, урока актуализации знаний и умений, урока систематизации и обобщения знаний и умений, урока коррекции знаний, умений и навыков, комбинированного урока.
Примерная структура урока-тренинга:
- Организационный момент. (2 мин.)
- Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.(5 мин.)
- Повторение изученного на прошлых уроках.(5 мин.)
- Проверка домашнего задания.(5 мин.)
- Объяснение нового материала.(5-6 мин.)
- Отработка. (17-18 мин.)
- Объяснение домашнего задания. ( 2 мин.)
- Рефлексия.(3 мин.)
Основной сложностью в проведении урока-тренинга в общеобразовательной школе могут стать 2 фактора:
1. Недостаточное количество учебных часов ,т.к. данный подход к построению обучения требует многократного повторения и частой практики, как и коммуникационный метод обучения иностранному языку;
2. Большое количество учащихся в подгруппах -16-20 человек, при оптимальном числе , для достижения лучших результатов ,10-12 человек.
В школах с углубленным изучением иностранного языка данная проблема отсутствует, остается надеяться, что со временем и в общеобразовательных школах будут созданы более благоприятные условия для освоения учащимися иностранного языка.