Исследовательская деятельность обучающихся 5 класса
в рамках овладения словообразованием английского языка
(на материале суффикса -er)
Карасева Анна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района
Северинова Елена Юрьевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района
В настоящее время работа над словообразованием является обязательной на уроках английского языка.
Это определяется, во-первых, тем, что задания на владение словообразовательными действиями включены в состав ОГЭ и ЕГЭ (последний с 2022 года является обязательными для всех выпускников полной средней школы).
Вторым доводом в пользу изучения словообразования служит тот факт, что изучение словообразовательных элементов резко расширяет как рецептивный, так и потенциальный словарь обучающихся. Таким образом, достигаются предметные результаты обучения.
Третьим важным достоинством изучения словообразовательных элементов является возможность развития личностных и метапредметных результатов, использование межпредметных связей. В рамках работы по ФГОС формирование межпредметных универсальных учебных действий является ключевым моментом работы обучающихся [9, 12].
Проследим последнее положение на примере суффикса -ER (и его вариантов -OR, -AR) в английском языке.
Данный суффикс изучается в рамках системы учебников "Spotlight"в ряду прочих в 10 классе [7], несмотря на то, что возможности для его изучения представлены уже в 5 классе.
Для того, чтобы построить систему работы над указанным словообразовательным элементом, проанализируем случаи его употребления.
Суффикс -er имеет несколько значений, в том числе:
1. житель страны или местности; borderer (житель пограничной полосы), villager (житель деревни), hosteler (студент живущий в общежитии), islander (островитянин), New Yorker (житель Нью-Йорка).
2. профессия (вт.ч. спортивная); goalkeeper (вратарь)
3. занятие (но не профессия):dreamer (мечтатель)
4. инструмент приспособления, орудия труда осуществления деятельности (орудийное значение), в том числе сложные существительные типа can-opener (консервный нож), icebreaker (ледокол), tooth-picker (зубочистка), three-decker (трехпалубное судно), two-seater (двухместный автомобиль), six-bedder (шестиместная комната).
5. существо возраста, на который указывает словопроизводящая основа fifteeners, teenager
6. психологическая характеристика: insulter (оскорбитель), bitter-ender (тот, кто не идет на компромисс), first-nighter (тот, кто посещает премьеры), empty-nester (родитель повзрослевшего ребенка) [1,10, 11, 13]
Есть ли место для изучения данных случаев употребления суффикса в рамках линии учебников "Spotlight"?
Проанализируем учебники 5-11 классов и представим результат анализа в таблице 1:
Таблица 1. Возможности изучения суффикса -er в рамках линии учебников "Spotlight"
Случаи употребления суффикса -er |
Модули учебников "Spotlight"[2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] |
||||||
класс |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. житель страны или местности |
2 |
1, 4, 5 |
|
6 |
|
5 |
8 |
2. профессия (вт.ч. спортивная) |
4, 6, 9 |
2, 3, 4, 6 |
|
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 |
1, 3, 4, 5, 6 |
1, 3 |
6 |
3. занятие (но не профессия) |
10 |
4, 6, 8, 10 |
|
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
3 |
2 |
3 |
4. инструмент осуществления деятельности |
1, 3 |
4, 6, 9 |
|
4, 5, 7, 8 |
1, 4, 7 |
1, 2, 6 |
|
Как показывает проведенный анализ, данный суффикс присутствует во всех классах. Кроме того, высока вероятность встретить этот суффикс в заданиях и ЕГЭ, так как именно этот суффикс приводится как ярчайший, основной пример современного продуктивного суффикса.
Представляется рациональным подход, при котором учитель руководствуется принципом одной трудности, то есть каждый раз обучающиеся получают дозу информации с одной новой трудностью для освоения. Такой дозой является, на наш взгляд,
а) правила прибавления суффикса;
б) одно значение суффикса;
в) материал-опора для различения суффиксов.
Руководствуясь такими соображениями, можно наметить план работы по годам обучения:
Таблица 2. Аспекты изучения суффикса -er в рамках линии учебников "Spotlight".
5 класс |
1) значение "профессия" 2) особенности орфографии при прибавлении суффикса |
6 класс |
1) житель страны или местности 2) занятие (но не профессия) |
7 класс |
1) инструмент осуществления деятельности 2) противопоставление с суффиксом –ist |
8 класс |
1) –er/-or /-ar как варианты суффикса er;2) ar как суффикс прилагательных |
9 класс |
1-2) противопоставление с суффиксами-ian, -ic |
10 класс |
1-2) противопоставление с суффиксами -ess, -ee 3) психологическая характеристика |
11 класс |
1) противопоставление с суффиксом -ix 2) обобщение знаний; 3) существо определенного возраста |
Итак, в 5 классе обучающиеся могут усвоить 2 аспекта:
1) модель ГЛАГОЛ + ER = СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ПРОФЕССИЯ)
2) при прибавлении + ER
а) Е на конце глагола убирается;
б) согласная буква после ударной гласной буквы удваивается.
Этих результатов можно достичь, полностью сообщая обучающимся все сведения или организовав научно-исследовательскую работу над материалом (данным учителем либо отобранным самостоятельно). Второй вариант представляется более правильным в рамках работы по ФГОС. Как это сделать?
При изучении нового значения суффикса работу можно построить в парах или малых группах следующим образом:
ЦЕЛЬ: Формирование представления о суффиксе -ER как образующем существительные со значением "профессия"
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
регулятивные:
1. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия (исправлять сделанные ошибки)
2. осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия (способность определить, решена ли задача и решить, указанным ли способом она решена)
3. планировать пути достижения целей (определить следующий шаг на пути достижения целей)
коммуникативные:
4. задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером
5. осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий (успешность коммуникации)
6 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию и мнение и позицию, аргументировать
познавательные:
7. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов (выдвигать предположения)
8. обобщать понятия (обобщить понятие суффикса в родном и англ. языках, увидеть их общие черты)
9. проводить наблюдение под руководством учителя (производить наблюдение над материалом карточки)
10. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (использовать схему из урока русского языка на уроке английского языка)
11. устанавливать причинно-следственные связи (вычленить причину использования суффиксации; вычленить следствие прибавления суффикса -er к глаголу)
личностные :
12. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
ПЛАН ЭТАПА ПО УСВОЕНИЮ ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСА -ER
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Ориентировочный этап |
А что позволяет нам узнать значение слова?
Верно. А теперь посмотрим на карточку 1. Что мы там видим? Кто знает, что означают эти слова? |
- словарь - догадка -знание суффикса
Переводят слова, пользуясь словарем учебника |
2. |
Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. |
Что можно заметить при переводе этих слов со словарем?
Давайте напишем те слова, которые имеют пары, на доске |
В трех случаях есть еще похожий глагол, 2 слова отсутствуют в словаре painter - paint teacher - teach driver - drive |
3. |
Учебно-познавательная деятельность |
Кто догадался, как можно перевести те слова, которых нет в словаре? Как вы догадались?
Молодцы! А что мы используем, чтобы образовать от глагола название профессии? Какая это часть слова? |
Пекарь, доставщик - слова в карточке обозначают профессии, они образованы от глаголов
-er Суффикс |
4. |
Представление информации в иной форме |
А кто составит схему правила образования слов с помощью суффикса -ER? |
Составляют схему 1 |
* если испытывают затруднение при составлении схемы: Давайте разберем слова по составу.
Кто догадался теперь, как можно составить схему правила?
Молодцы! Запишите схему в тетрадь. |
Разбирают слова по составу Самостоятельно составляют и оформляют схему |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА 1. painter baker teacher driver deliverer |
СХЕМА 1
|
ПЛАН ЭТАПА ПО ОРФОГРАФИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОМУ НАПИСАНИЮ СЛОВ С СУФФИКСОМ -ER
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Ориентировочный этап |
Сто важно, когда мы записываем слова?
Что для этого нужно знать? |
Важно написать их орфографически правильно. Нужно знать правила орфографии. |
2. |
Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. |
Верно. Мы с вами выяснили, как изменяет значение исходного слова суффикс -ER. Что еще нам надо сделать? |
Выяснить, как правильно писать эти слова. |
3. |
Учебно-познавательная деятельность |
Я нашла несколько слов, образованных с помощью суффикса -ER. Что можно сказать об их орфографии? (Карточка 2) А вот еще несколько слов, образованных с помощью суффикса -ER. Что можно сказать об их орфографии? (Карточка 3)
А вот еще несколько слов, образованных с помощью суффикса -ER. Что можно сказать об их орфографии? (Карточка 4)
Молодцы! |
Суффикс просто приписывается в конце слова Если на конце у глагола стояла буква Ее, ее перед прибавлением суффикса нужно отбросить. Если глагол заканчивается на ударную гласную+согласную буквы, то согласная буква удваивается. |
4. |
Представление информации в иной форме |
Но ведь нам нужно сформулировать и записать правило. Пожалуйста, в парах (группах) сформулируйте правило. Через 5 минут каждая пара (группа) представит свой и защитит свой вариант. |
Работают, затем зачитывают и защищают свои формулировки |
5 |
Подведение итогов |
Чья формулировка вам кажется самой лучшей? Давайте ее запишем. |
Записывают формулировку правила в тетради |
КАРТОЧКА 2.
hunter (hunt – танцевать) builder (build – вести машину) teacher (teach – давать) player (play – ехать верхом) |
КАРТОЧКА 3.
dancer (dance – танцевать) driver (drive – вести машину) giver (give – давать) rider (ride – ехать верхом) |
КАРТОЧКА 3.
beginner (begin – начинать) cutter (cut – резать) runner (run – бегать) winner (win – побеждать) |
|
Учащиеся с удовольствием выполняют задания, при этом самостоятельно начинают распознавать слова как с изученными суффиксами, так и (некоторые учащиеся) с другими типичными суффиксами (-y, -ly). Научно-исследовательская работа на уроке позволяет на основе словообразовательных моделей не только распознавать слова и облегчает использование слов в речи (для 5 класса в основном рецептивной), но и формирует исследовательский подход к работе на других предметах. Необходимо отметить, что знание словообразовательной модели и умение её создать способствует развитию логического и аналитического мышления и языковой догадки учащихся. Предлагаемые задания развивают познавательную активность обучающихся и повышают интерес к изучению иностранного языка и процессу усвоения знаний в целом.
Применение предложенной системы работы со словообразованием, как правило, находит свое выражение в повышении уровня успешности в личностном развитии обучающегося, формирует высокий познавательный интерес, в группе создается благоприятная атмосфера.
Рассматриваемый подход можно использовать
а) на уроках иностранного языка при изучении фразовых глаголов, идиом, фразеологизмов;
б) на уроках по любым предметам, где на основе наблюдения необходимо самостоятельно вывести правило, например, русского языка, геометрии, биологии, ИЗО.
Список использованной литературы
1. Арнольд. И. В. Лексикология современного английского языка. - М., Наука, 2012.
2. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В. "Английский язык.
Spotlight. 10 класс. Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
3. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В. "Английский язык.
Spotlight. 11 класс. Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
4. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский язык. Spotlight. 5 класс.
Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
5. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский язык. Spotlight. 6 класс.
Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
6. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский язык. Spotlight. 7 класс.
Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
7. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский язык. Spotlight. 8 класс.
Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
8. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский язык. Spotlight. 9 класс.
Учебник. ФГОС": Просвещение, 2017.
9. Казакова А.А. "Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования": Просвещение, 2018.
10. Мешков, О. Д. Словообразование современного английского языка. - Москва, 1976
11. Мешков О.Д. Словосложение в современном английском языке. -Москва, 1985
12. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]
13. Продуктивные суффиксы современного английского языка [Электронный ресурс]