Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока для 5 класса

Российские путешественники -
вокруг света под русским 
флагом

Курносова Оксана Геннадьевна
Учебник «География 5-6 классы» Полярная звезда. Москва, изд.
       «Просвещение» 2020.
 Цель урока: дать возможность учащимся узнать кто, когда, зачем и с какими
       результатами для науки и страны совершали свои исследования  российские
       путешественники.
 Задачи: узнать, кто, с какими целями и значением совершил  первое русское
       кругосветное плавание и российские путешествия в целом,
       каковы  последствия этих путешествии для развития страны и науки.
Формы и методы диагностики: устный опрос учащихся, работа с картой, наблюдение за  
       самостоятельной работой учащихся в команде, защита итоговой работы. 
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают  кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание, каковы были цели данного путешествия, какие территории были открыты, изучены русскими мореплавателями.
 Предметные образовательные результаты: обучающиеся смогут дать определение понятиям: кругосветное плавание,  расскажут и покажут на карте пути российских мореплавателей совершивших первое кругосветное плавание, смогут показать  маршрут путешествия.
Обучающиеся смогут определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; 
Метапредметные образовательные результаты: учащиеся  смогут  работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в группах
Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной   ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого.
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
Решаемые учебные познавательные задачи: узнать, каковы цели и значение  первого русского кругосветного плавания и российских путешествий в целом,
каковы  последствия этих путешествии для развития страны и науки.
Основные понятия, изучаемые на уроке:  
 Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен,«Надежда» и  « Нева », Александр I
Практическая работа:
1.Заполнение таблицы – «бортового журнала»  с использованием данных текста учебника, дополнительного текста, карт атласа  
Оборудование: карта полушарий или физическая карта мира, магниты, кораблик на магните, портреты путешественников,  презентация, атласы 5 класс.
 
                                    Организационная структура урока 
 - Здравствуйте  ребята, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.
  Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. 
 На доске   изображение  трех лиц: 1-веселое, 2-нейтральное и 3- грустное,
 Покажите мне столько пальчиков на левой руке, номер того  настроения, какое у вас сейчас.   (Звучит красивая музыка, пока дети  показывают свое настроение)
Спасибо большое за  ваше хорошее настроение и надеюсь,  оно  будет  таким же  в нашем путешествии. 
1.Этап  мотивации.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с  нашей планетой и знаменитыми путешественниками. Давайте вспомним, какими путями, при помощи чего люди разных стран и народов открывали новые земли, получали данные о новых странах, их жителях, растениях и животных?
 - 1 человек у контурной карты на доске подписывает все материки и океаны, показывает маршрут Х.Колумба.
- 1 человек на карте на стене  показывает маршрут  Ф.Магеллана
-  остальной класс работает по заданию на слайде "Найти верное"
портрет, путешественник, средство передвижения, открытие. 
2.Этап  актуализации. 
-  А это ребята чьи портреты (И.Крузенштерн, Ю.Лисянский, Александр I) , чем   
   занимались эти люди, может быть вам подскажут что-то эти названия
   "Надежда", "Нева"?
-  Знакомы ли вам эти флаги? (Российский флаг, Андреевский флаг), какой стране
    они принадлежат? 
3. Этап целеполагания, выявление места и причины затруднения. 
Итак, тема сегодняшнего занятия « Российские путешественники - вокруг света под русским флагом», запишите в тетрадь - вернее в дневник путешествий!
-  А какова будет ваша цель сегодня  в путешествии?
   Узнать что-то новое  о русских путешественниках. 
4. Этап построения проекта выхода из затруднения, реализация проекта. 
 - Итак, что бы узнать о русском кругосветном плавании, вам необходимо разделиться на команды и выполнить распоряжение императора Александра I!
 С помощью учебника, дополнительной информации, наших атласов и контурных карт, а также знаний, мы узнаем каким маршрутом было совершено это путешествие.
- Мы отплываем!  
Бортовой журнал путешествий.
Начало путешествия (год)  
Цель путешествия  
Место начала путешествия  
Кто и какие корабли возглавлял  
В какие порты, города, страны заходили русские корабли  
 
Время окончания путешествия  
Результат путешествия  
Впечатления о путешествии Рисунок, фраза, ….
  
 Физкультминутка    
Неожиданно нас застала в море непогода! Срочно всем на палубу!
1)
Что-то шумно стало дети,
Откуда вдруг  здесь взялся ветер?
А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода! (все “плывут”) 
2)
Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть! (дети дуют) 
3)
К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки! (учащиеся поднимают руки вверх)
Вот  и буря успокоилась, а мы  вновь на урок настроились! 
- Итак, мы совершили кругосветное путешествие по морям и океанам, давайте проверим ваши бортовые журналы ( команды представляют свои работы) 
5. Первичное закрепление
 По вашему путешествию у меня к вам есть вопросы, попробуйте ответить!
  1. Карское
  2. Карибское
  3. Филиппинское
  4. Средиземное
  5. Северное 
  Через какой пролив вы попали в Тихий океан?
  1. Гудзонов
  2. Гибралтарский
  3. Дрейка
  4. Торресов
  5. Магелланов
  1. Пасхи
  2. Маршалловы
  3. Маркизские
  4. Британские
  5. Гавайские
  6. Туамоту
  1. Какао
  2. Макако
  3. Макао
  4. Нагасаки
  1. «Нева»
  2. «Надежда» 
Спасибо большое  за ваши ответы.
6. Этап Рефлексия.
Сочините пожалуйста «Синквейн» на тему Путешествие 
1. Опасное , долгое.
2. Готовиться, не бояться, достигать
3. Интересное
Надо путешествовать! 
Давайте вернемся к нашим вопросам начала урока «Да-Нет»
Мы с задачей справились?
А тема вам понравилась?
Спасибо вам за работу! Мне было приятно поработать с вами!
Выставление оценок.
8. Этап Домашнее задание.