Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Урок по литературе в 10 классе

Базаров – герой своего времени.
Духовный конфликт героя

Чатоева Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
 
     Современный урок требует от учителя владения  техническими  средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание  мультимедийных  презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делает процесс обучения интересным, более   эффективным  и продуктивным. Урок подобного типа позволяет  обобщить изученный  материал  по теме, создать мотивацию для  диалога и  монолога   по  проблемам, поднятым в классической литературе и актуальным на сегодняшний день, а также моделировать речевые ситуации, максимально приближённые к естественным ситуациям.
 
Цели урока:
1.        Формирование критического отношения к герою, эпохе, читательскому восприятию;
2.        Воспитание толерантности в восприятии различных точек зрения по поднятым проблемам;
3.        Обсуждение вопросов, способствующих большему взаимопониманию детей и взрослых.​
4.        Развить навыки учащихся давать аргументированные ответы по данной проблематике.         
            Начать работу необходимо с большой предварительной подготовки: готовится оборудование, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.Обязательно нужно включить всех учащихся в подготовку и проведение мероприятия.
Учитывать фактический уровень подготовленности класса и возможность успешного восприятия учащимися  темы .
 
 Предварительное задание:
  1. Тенденции отрицания материалистами 60-х годов, показанные И.С. Тургеневым в романе (с использованием материалов критической литературы по роману)
  2. Определение понятия нигилизма (разные определения нигилизма по разным источникам)
  3. Отношение автора к своему герою
 
Ход урока
1. Организационный момент
 Организация пространства: столы, поставлены подковой. Все учащиеся класса – зрители; небольшая группа – эксперты; один ведущий
2. Начало урока
 Выступление ведущего
 Проблема отцовства – одна из важнейших , это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней,  своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовной опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений  такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новые люди», дети 60-х годов XIX в., можно ли с ними найти общий язык и связать своё прошлое с их будущим?
3. Краткое описание содержания основной части урока:
  1. Определение понятия нигилизма (лучше предложить разные определения нигилизма по разным источникам). Выделить общее: нигилизм – это идеология, основанная на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении сложившихся традиций и общественных институтов. Прав ли И.С. Тургенев, называя Е. Базарова нигилистом?
  2. Выступают эксперты, представляя взгляды Е.Базарова ( А.Кирсанов, П.П.Кирсанов,  Н.П.Кирсанов, Ситников,  Кукшина, А.С.Одинцова) ( представление презентаций)
  3.  Зрители задают экспертам вопросы:
 Дети активны,  так как заранее были оговорены правила ведения дискуссии.
 
4. Подведение итогов: Вывод о том, что подлинных единомышленников у нигилиста Е.Базарова нет; он одинок. Он не только вступает в спор со старшим поколением, но и сама жизнь вступает с ним  в спор и противостоит ему.