Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока

Понятие об информации

Буланкина Ирина Николаевна,
учитель информатики
ГБОУ СОШ №501 Санкт-Петербурга

Цели:

  1. Сформировать понятие об информации и ее свойствах
  2. Выработать умение различать виды информации и способы восприятия информации человеком

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Изложение нового материала.

Информация

Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшей работе формы.

Речь о необходимости познания так или иначе идет на всех школьных предметах.

Информация может характеризоваться объемом, ее может быть много или мало.

Информация всегда содержит новые для конкретного человека знания.

Информация в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».

Информация – сведения об объектах окружающего мира, увеличивающие наши знания о нем.

Информацию по своему значению можно разделить на:

Информацию также можно разделить по способу получения на:

Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 95 при помощи органов слуха и только 1%  при помощи остальных органов чувств.

Однако информацию может воспринимать не только человек.

Информация – совокупность любых воздействий на систему или объект.

Представление информации

Информацию используют не только для принятия сиюминутного решения, но и для обмена с другими людьми, для сохранение на будущее.

Форма представления одной и той же информации может быть различной, это зависит от цели которую вы перед собой поставили.

Формы представления информации:

  1. Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять:
  1. В виде жестов и сигналов
    1. Устной словесной

Форма представления информации очень важна при ее передаче.

Независимо от формы представления и способа передачи информации она всегда передается с помощью какого-либо языка.

Основу любого языка составляет алфавит – конечный набор знаков (символов) любой природы которых формируется сообщение.

Языки делятся на:

 

После того как человек изобрел способы наносить сообщения на материальные носители, появилась возможность сохранять знания в течение долгого времени передавать их из поколения в поколение.

Однако необходимость хранения и передачи большого количества информации за короткий промежуток времени привело к появлению сокращенных алфавитов – кодов. В обобщенном смысле все алфавиты можно назвать кодами.

 

Код – конечный набор символов (условных обозначений) для представления информации.

Кодирование информации - процесс представления информации в виде кода.

 

По мере развития техники появились разные способы кодирования информации (азбука Морзе).

Однако использование представления информации в виде кода требует предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.

 

Знаменитый немецкий ученый Готфрит Вильгельм Лейбниц в XVII веке предложил простую и уникальную систему представления чисел (в виде двоичного кода), затем в 1816 году английский математик Джон Буль создал универсальный логический язык, подчиняющийся логическим законам.

В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.

С помощью двух цифр 0 и 1 можно отображать не только числа, но и знакомые асем жизненные понятия (добро-зло, день-ночь и т.д.).

Способ преобразования информации с помощью двоичного кода широко применяется в технике, в том числе и в компьютере.

Символы 0 и 1 принято называть двоичными цифрами или битами (binary digit – двоичный знак).

Бит – наименьшая единица измерения объема информации.

Объем информации в сообщении определяется количеством бит.

1 байт=8 бит

Число 1024 (210) является множителем при переходе к более высокой единице измерения.

 

Кодирование информации в компьютере обеспечивается устройствами ввода, декодирование – устройствами вывода.

 

Домашнее задание.

Ответить на вопросы

  1. Что такое информации.
  2. Формы представления информации.
  3. Что такое код.
  4. Приведите пример кодирования информации в физике.
  5. Что больше 1Кбайт или 1000 байт.
  6. Определите информационный объем фразы: «Уж небо осенью дышало». В битах, Кбитах.
  7. Лазерный диск может содержать 640 Мбайт информации. Определите, сколько потребуется дискет объемом 1,44 Мбайт для размещения информации с одного лазерного диска.
  8. Что такое информатика.
  9. Виды информации по способу получения.
  10. Что такое алфавит.
  11. Приведите пример кодирования информации в математике.
  12. Что больше 3Кбайт или 3000 байт.
  13. На странице 30 строк, в каждой строке 30 символов. Определите информационный объем страницы. В битах, Кбитах.
  14. Сколько дискет объемом 1,44 Мбайт потребуется для записи 100 Мбит информации?